Управление – целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности.
Это воздействие осуществляется через методы.
Методы.
1. Административно-распорядительные.
Базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей и сотрудников вышестоящим, на дисциплинарной ответственности и принципе единоначалия (у каждого коллектива есть свой начальник, у него свой начальник и так далее)
Включает нормативы, тех стандарты приказы распоряжения стандарты
Три формы:
- обязательные (приказы, распоряжения, запреты)
- согласительные (консультации, разрешение компромиссов)
- рекомендации и пожелания (общения, советы)
2. Экономические.
Создание условий, побуждающих работников действовать в заданном направлении благодаря тому, что у них возникает личный интерес к конечному результату своего труда. (Премии, подарки, бесплатные путевки, планирование, ценообразование, хозрасчет)
3. Социально-психологические.
Создание климата взаимоподдержки, уважения, сотрудничества.
|
|
Формы:
- убеждения;
- морально-психологического поощрения;
- внутренний мотив (чувство долга);
Способствуют превращению административных заданий во внутреннюю потребность человека.
Особенности управленческого труда:
1. Предмет – информация, необходимая для принятия решения.
2. Продукт труда – управленческие решения.
3. Объект воздействия – трудовой коллектив.
Анри Файдаль
Функции управления:
- Планирование (оценка ресурсов, положения фирмы)
- Организация (формирование структуры сотрудников, взаимодействие)
- Мотивация.
- Контроль (сравнение того, что есть с тем, что было)
- Координация (внесение изменений в планы, обеспечение согласованности)
Виды управленческого труда:
1. Непосредственное управление (осуществляют руководители различных уровней, такая работа сводится к принятию оптимальных решений и обеспечению их выполнения)
2. Подготовка к управлению (осуществляется работниками, которые занимаются сбором, первичной обработкой и передачей соответствующей информации).
- наблюдение;
- анализ документов;
Менеджер – нанимаемый за плату руководитель или управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и выполняет определенные управленческие функции.
С начала 20 века стал формироваться менеджмент, то есть система теоретических и практических знаний о принципах, методах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Основы заложил американский практический деятель Фредерик Тейлор, школа Научный менеджмент. В России – научная организация труда. До него никто не задумывался, что рабочих нужно обучать. Термин «хронометраж». В любом коллективе должен быть лидер. Ответственность за результаты и качество лежит как на работниках, так и на руководителях.
|
|
Школа административного менеджмента. Анри Файоль. 20-30 годы 20 века. Необходимо совершенствовать работу самих управленцев, создавать школы, курсы по подготовке руководителей. Разработал 14 универсальных принципов управления (разделение труда, вознаграждение).
Основные положения теории управления до середины 20 века:
1. Предприятие – это закрытая система.
2. Главный фактор успеха – рост масштабов производства.
3. Главная задача менеджмента – рациональная организация производства и рост производительности труда.
4. Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, разделение работ, нормы и правила, обеспечивающие дисциплину.
Основные положения теории управления в конце 20 века:
1. Предприятие – открытая система
2. Производить только то, что пользуется спросом.
3. Ситуационный подход управлению.
4. Основой является формирование организационной культуры, мотивация работников.