Управление и менеджмент: сущность, функции, принципы и методы

Управление – целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности.

Это воздействие осуществляется через методы.

Методы.

1. Административно-распорядительные.

Базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей и сотрудников вышестоящим, на дисциплинарной ответственности и принципе единоначалия (у каждого коллектива есть свой начальник, у него свой начальник и так далее)

Включает нормативы, тех стандарты приказы распоряжения стандарты

Три формы:

- обязательные (приказы, распоряжения, запреты)

- согласительные (консультации, разрешение компромиссов)

- рекомендации и пожелания (общения, советы)

2. Экономические.

Создание условий, побуждающих работников действовать в заданном направлении благодаря тому, что у них возникает личный интерес к конечному результату своего труда. (Премии, подарки, бесплатные путевки, планирование, ценообразование, хозрасчет)

3. Социально-психологические.

Создание климата взаимоподдержки, уважения, сотрудничества.

Формы:

- убеждения;

- морально-психологического поощрения;

- внутренний мотив (чувство долга);

Способствуют превращению административных заданий во внутреннюю потребность человека.

Особенности управленческого труда:

1. Предмет – информация, необходимая для принятия решения.

2. Продукт труда – управленческие решения.

3. Объект воздействия – трудовой коллектив.

Анри Файдаль

Функции управления:

- Планирование (оценка ресурсов, положения фирмы)

- Организация (формирование структуры сотрудников, взаимодействие)

- Мотивация.

- Контроль (сравнение того, что есть с тем, что было)

- Координация (внесение изменений в планы, обеспечение согласованности)

Виды управленческого труда:

1. Непосредственное управление (осуществляют руководители различных уровней, такая работа сводится к принятию оптимальных решений и обеспечению их выполнения)

2. Подготовка к управлению (осуществляется работниками, которые занимаются сбором, первичной обработкой и передачей соответствующей информации).

- наблюдение;

- анализ документов;

Менеджер – нанимаемый за плату руководитель или управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и выполняет определенные управленческие функции.

С начала 20 века стал формироваться менеджмент, то есть система теоретических и практических знаний о принципах, методах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Основы заложил американский практический деятель Фредерик Тейлор, школа Научный менеджмент. В России – научная организация труда. До него никто не задумывался, что рабочих нужно обучать. Термин «хронометраж». В любом коллективе должен быть лидер. Ответственность за результаты и качество лежит как на работниках, так и на руководителях.

Школа административного менеджмента. Анри Файоль. 20-30 годы 20 века. Необходимо совершенствовать работу самих управленцев, создавать школы, курсы по подготовке руководителей. Разработал 14 универсальных принципов управления (разделение труда, вознаграждение).

Основные положения теории управления до середины 20 века:

1. Предприятие – это закрытая система.

2. Главный фактор успеха – рост масштабов производства.

3. Главная задача менеджмента – рациональная организация производства и рост производительности труда.

4. Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, разделение работ, нормы и правила, обеспечивающие дисциплину.

Основные положения теории управления в конце 20 века:

1. Предприятие – открытая система

2. Производить только то, что пользуется спросом.

3. Ситуационный подход управлению.

4. Основой является формирование организационной культуры, мотивация работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: