Общие положения. 2.Понятие страхового (трудового) стажа

Заключение

Общие положения

План

2.Понятие страхового (трудового) стажа. Выслу­га лет

В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Первым шагом по реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Этим Законом в пенсионное законодательство был введен новый термин страховой стаж: он определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. В данное понятие была внесена корректировка Законом от 16 июля 1999 г., где в ст. 3 страховой стаж определен как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, учитываются постольку, поскольку соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета (военная служба по призыву и др.).

Таким образом, сутью пенсионной реформы, основной этап которой начался с 1 января 2002 г., явилось создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и установления размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящего от продолжительности страхования и величины страховых взносов в ПФР, что определяется путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.

2.Понятие страхового (трудового) стажа. Выслу­га лет

Страховой (трудовой) стаж имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт страхового (трудового) стажа. Помимо указанной деятельности в страховой (трудовой) стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными.

Нормы, регулирующие страховой (трудовой) стаж, составляют самостоятельный институт права социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что страховой (трудовой) стаж тесно связан с другими отраслевыми институтами. Так, страховой (трудовой) стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот (например, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах»).

Необходимо отметить, что в связи с реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, который долгое время являлся ведущим (прежде всего в пенсионных отношениях), утратил свое былое значение. Его заменил институт страхового стажа. Однако эта замена будет происходить постепенно (до 2013 г.), без снижения объема накопленных прав как у лиц, уже получающих пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства.

В целом стаж трудовой и иной общественно полезной деятельности в целях пенсионного обеспечения можно классифицировать на четыре рода:

1)страховой стаж (исчисляется для получения

права на трудовую пенсию по старости после 2013 г.

и трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца после 1 января 2002 г.);

2)трудовой стаж (исчисляется только для получения права на трудовую пенсию до 2013 г., а также права на пенсию по старости гражданами, перенесшими заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС);

3)стаж государственной службы (исчисляется для лиц, проходивших службу (работавших) в должностях федеральной государственной службы и государственных должностях федеральных государственных служащих);

4)выслуга лет (исчисляется только для лиц, проходивших военную службу, и лиц, приравненных к ним по пенсионным правам).

Кроме того, в целях определении размера пособия по временной нетрудоспособности исчисляется непрерывный трудовой стаж.

Страховой стаж. Современное легальное определение страхового стажа содержится в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях: «Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж».

В соответствии со ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности лиц, имеющих право на трудовую пенсию, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР.

Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (когда граждане России, работающие за пределами территории Российской Федерации, добровольно вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляют уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя или за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем).

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в ПФР, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12 февраля 1993 г.;

2)период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3)период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4)период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5)период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6)период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы.

Трудовой стаж. Понятие трудовой стаж, применяемое в пенсионном законодательстве, не является однозначным. В зависимости от рода пенсий, для исчисления которых он применяется, трудовой стаж может быть:

—трудовым стажем для определения права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г.;

—трудовым стажем для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Трудовой стаж для целей Закона о государственном пенсионном обеспечении (ст. 2) — это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.

Трудовой стаж как юридический факт для целей Закона о государственном пенсионном обеспечении (ст. 10) имеет значение только для приобретения права на пенсию по старости гражданами, пострадавшими в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. К числу таких граждан относятся следующие:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

2)граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3)граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

4)граждане, занятые на эксплуатации Чернобыль

ской АЭС и работах в. зоне отчуждения;

5)граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

6)граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

7)граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

8)граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

9)граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;

11) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф.

Для получения права на пенсию все указанные выше категории должны иметь трудовой стаж не менее пяти лет. Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Трудовой стаж для целей Закона о трудовых пенсиях установлен двух видов:

1) общий трудовой стаж (п. 4 ст. 30);

2) трудовой (профессиональный) стаж на соответствующих видах работ (п. 5 ст. 30).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке. В него включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 и подп. 7—13 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, может осуществляться по их выбору в указанном в ст. 30 данного Закона порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Необходимо отметить, что при назначении пенсий используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 7—13 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание,

Стаж государственной службы. В соответствии со ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении стаж государственной службы — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ (ст. 19 Закона о государственном пенсионном обеспечении).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. При этом включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 141 в настоящее время применяется Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. № 1233. При исчислении стажа государственной службы, дающего право на пенсию, учитываются время замещения должностей федеральной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации, муниципальных должностей муниципальной службы, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, время работы в государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ, в органах государственной власти и управления РСФСР и СССР и иные периоды службы (работы) согласно приложению № 1 к указанному Положению.

Выслуга лет — это установленная федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия.

Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию по выслуге лет в настоящее время имеют:

— военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах УИС (ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г.);

— сотрудники таможенных органов (ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);

— прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

— сотрудники налоговой полиции (ст. 17 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции»);

— сотрудники федеральной фельдъегерской связи (ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи»).

Следует отметить, что выслуга как условие, определяющее право на пенсию за выслугу лет для военнослужащих или иных лиц, приравненных к ним по пенсионным правам, может быть установлена двух

видов:

а) «чистая» выслуга (выслуга, исчисленная по общему правилу);

б) выслуга лет с учетом трудового стажа.

В первом случае по общему правилу, установленному, например, п. «а» ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г., выслуга лет составляет 20 лет и более.

Во втором случае в соответствии с п. «б» указанной статьи для лиц, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигших на день увольнения 45-летнего возраста, выслугой лет является общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в учреждениях и органах УИС.

В соответствии со ст. 1 Закона от 12 февраля 1993 г. выслуга лет для получения права на пенсию за выслугу лет рассчитывается следующим категориям лиц, на которых распространяется действие данного

Закона:

а) на проживающих в Российской Федерации:

— лиц, проходивших военную службу в качестве

офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с российским законодательством, и семьи этих лиц;

— лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

— лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах УИС, и семьи этих лиц;

— лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и учреждениях и органах УИС в других государствах, и семьи этих лиц — при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах УИС, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах УИС, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками СНГ, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.

Кроме того, в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, зачисленным на службу до 1 января 1991 г., засчитываются периоды их работы до зачисления на службу, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет.

2.5. Непрерывный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж (НТС) — это продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в учреждении) или в нескольких организациях при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превысил установленных законодательством сроков.

Необходимо отметить, что условия, характер работы (иной общественно полезной деятельности) и местность, где она выполнялась, для непрерывного трудового стажа значения не имеют. Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т. е. продолжительность стажа прямо влияет на размер данного пособия.

В содержание НТС включается, как правило, только трудовая деятельность. Исключениями из общего правила являются включение в НТС периода военной службы, если перерыв между днем увольнения и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года (п. 5 ст. 23 Закона от 27 мая 1998 г.), исполнения обязанностей депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации (п. 2 ст, 25 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: