Объективно выгорание значительно ограничивает производительность выполнения работы в течение нескольких месяцев, что замечается, прежде всего, потребителями услуг, супервизорами, коллегами.
Выгорание – это состояние выраженной усталости и эмоционального истощения, которое характеризуется потерей способности предоставления психологической поддержки другим, безразличным и негативным отношением к коллегам и клиентам, снижением производительности, обесценением текущих результатов и прошлых достижений, уменьшением ощущения самой актуализации в результате хронического стресса, фрустрации и внутренне личностных конфликтов во время выполнения профессиональных обязанностей.
Психическое здоровье – состояние душевного благосостояния, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает эффективную, адекватную условиям окружающей среды, регуляцию поведения, деятельности. Это понятие включает у себя медицинские и психологические аспекты, общественные и групповые нормы и ценности, которые регламентируют духовную жизнь человека.
Норму психического здоровья можно определить за несколькими критериями:
̶ адекватность субъективных образов, которые отображают объекты действительности, и характер реакций на внешние раздражители, значения жизненных событий;
̶ уровень зрелости, которая отвечает возраста, эмоционально волевой и познавательной сферы личности;
̶ адекватность в микросоциальных отношениях, адаптивность к их динамике;
̶ способность к саморегуляции поведения, умного, рационального планирования жизненных целей и обеспечение активности в их достижении.
А признаками негативного влияния стрессовых ситуаций является:
̶ чувство эмоционального истощения;
̶ присутствие враждебности по отношению к другим;
̶ присутствие психосоматического заболевания;
̶ нарушение аппетита;
̶ негативная самооценка;
̶ рост ощущения вины и другое.
Сохранение психического здоровья – это непрерывный профилактический процесс, который предусматривает своевременное предупреждение психоэмоциональной перегрузки. Для этого каждый человек, особенно социальный работник, должны учиться сами и учить своих добровольных помощников владеть собой в критических ситуациях, понимать эмоциональное состояние и побудительные мотивы как собственного поведения, так и поведения других людей, а также освобождаться от негативных эмоций, не реагируя на них необдуманными эмоциональными реакциями и действиями.
Очень важно повышать психологическую культуру волонтеров социальной работы и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Добровольные помощники должны хорошо понимать свои возможности и ограничение в контексте социальной деятельности, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. Организация мониторинга их психического здоровья – важное направление деятельности социальных служб и в целом системы деятельности и практики социальных институтов потому, что главный секрет здорового долголетия – в антистрессовых навыках и антистрессовом характере человека.
Большинство из нас постоянно находится в состоянии напряжения через нагромождение в организме стрессовых гормонов, которые вызывают не только внутреннее, но и мускульное напряжение и, кроме того, спазм и сужение сосудов.
Системность таких ситуаций может привести к тому, что принято называть «эмоциональным выгоранием» (Х.Дж. Френдербергер) или «эмоциональным истощением».
Срок «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, которые связаны с предоставлением помощи. Кроме социальных работников, выгорание оказывается у медицинских сестер, врачей, психологов и представителей других профессий, в работе которых личная ответственность превосходит внешний контроль. Характерной для деятельности этих профессионалов является асимметрия ответственности за характер и результат взаимодействия работника и клиента: ответственность всегда в большей степени лежит на работнику.
Д. Миллер наводит принципиальные субъективные и объективные диагностические критерии выгорания.
Субъективно показатели выгорания сопровождаются снижением самооценки, которое связано с ощущением профессиональной некомпетентности и недовольством работой, а также множественными физическими и психическими признаками дистресу при отсутствии соматических и психических болезней: боль разной локализации, желудочно-кишечные расстройства, кожные проявления, слабость, бессонница, тревога, снижение настроения, проблемы сосредоточения, раздражительность, негативизм.
«Синдром» выгорания формируется в течение относительно длительного периода, но возникают остро. Заметными становятся пренебрежение рабочими обязанностями, погрешности, снижения дисциплины, негативизм, цинизм, фатализм.
Факторы, которые приводят к исчерпанию личностных ресурсов и могут повлечь выгорание:
̶ недостаточная профессиональная подготовка;
̶ нехватка практического опыта;
̶ невизначеність/неадекватність профессиональных ожиданий (относительно результатов работы, критериев успеваемости);
̶ невизначеність/неадекватність профессиональных ролей и пределов (особенно избыточная идентификация с клиентами);
̶ ограниченность ресурсов;
̶ недостаточный уровень эмоциональной и социальной поддержки со стороны коллег, руководителей и подчиненных;
̶ недостаточность супервиденья;
̶ несовершенство организационных структур и процесса работы (особенно нехватка времени и избыточная нагрузка);
̶ нехватка поощрения, признания успехов;
̶ недостаточное участие в принятии решений и ответственность без полномочий;
̶ негативное влияние работы на семейную жизнь;
̶ личностные качества (например, стыдливость, неуверенность в себе, трудности в управлении другими) и молодой возраст;
̶ специфические факторы, например, этические дилеммы, необходимость сталкиваться со смертью, горем, опасными ситуациями.
Множественность стресоутворюючих факторов делает проблему предупреждения и преодоления стресса и выгорания у волонтеров достаточно актуальной.
Процесс, который в результате стрессов ведет к нервному истощению волонтера, имеет свои стадии:
̶ ЭНТУЗИАЗМ – стремление быть слишком полезным, идентифицироваться с клиентом и иметь нереалистичные ожидания от работы;
̶ СТАГНАЦИЯ – снижение ожиданий к нормальным пропорциям и выход личного недовольства на поверхность (работа не компенсирует потраченного в жизни);
̶ ФРУСТРАЦИЯ – увеличение трудностей, появление неуверенности в собственной компетентности, снижение толерантности и сочувствие, начало избежания отношений как механизм защиты;
̶ АПАТИЯ – безразличие или депрессия как защита против хронической фрустрации.
Если для волонтера характерное психологическое напряжение, то, как следствие, у него повышается конфликтность. Психологи рассматривают конфликт как особенный вид мук, когда ум разрывается между двумя противоположностями. Когда индивид вынужден сделать выбор между несовместимыми потребностями, желаниями, мотивами и (или) внешними требованиями, он оказывается втянутым в конфликт.
Реакция на фрустрацию в конфликтной ситуации возникает, когда путь к цели заслоняет какое-то препятствие, и может быть следующим:
̶ Настойчивость – стремление продолжать свою линию;
̶ Усиление – стараться еще сильнее;
̶ Обход – идти к цели обходным путем;
̶ Агрессия – добиваться своего с помощью насилия;
̶ Обвинение – искать ошибку или виновных;
̶ Отход – отойти от проблемы;
̶ Выход – отойти от всего.
Важнейшее в работе волонтера, конечно же, – это осознание необходимости собственной деятельности и наличие желания работать. Главное преимущество волонтеров заключается в том, что они выполняют работу, которая им нравится, и получают удовольствие, когда видят результаты. Но люди чувствуют себя так, когда знают, что они ценятся и признаются.
Важнейшими аспектами индивидуального менеджмента волонтеров по Л. Конвей является учеба, супервиденье, поддержка и признание / поощрение. Таким образом, основными элементами и этапами менеджмента является привлечение и отбор волонтеров, их учеба и супервиденье, поддержка и поощрение.
Очевидная роль индивидуального менеджмента в предупреждении выгорания.
Важной является также подготовка к распознаванию и управлению стрессом.
На индивидуальном уровне важным является также планирование времени за пределами работы, которая включает занятие спортом, диету, отдых и развлечения, неструктурированные промежутки времени, хобби, отношения с родственниками и друзьями.
На межперсональном уровные уменьшения стрессовых влияний достигается, в первую очередь, с помощью развития социальной поддержки – создания дружественной атмосферы взаимопонимания в коллективе волонтеров и людей, которые сотрудничают с ними.
На организационном уровне для профилактики стресса среди персонала необходимы глобальные изменения относительно большей заботы и привлечения персонала.
Профилактика стресса на уровне организации включает:
̶ обеспечение возможности изменения видов деятельности
̶ ограничение работы в одиночестве
̶ избежание перегрузки
̶ ограничение рабочего времени
̶ временное прекращение деятельности
̶ нормализацию переживания и выражение рабочего стресса
̶ обеспечение тихих мест для персонала и приятной рабочей обстановки
̶ активное поощрение отдыха персонала.
С этой целью следует использовать специальную программу подготовки студента-волонтера, основными блоками которой будут:
ПЕРВЫЙ БЛОК – учеба практическим умением и навыкам работы с «детьми улицы», инвалидами, пожилыми людьми, асоциальными семьями и другими категориями клиентов.
ВТОРОЙ БЛОК – тренинги саморегуляции эмоционального состояния со специалистами.
ТРЕТИЙ БЛОК – мониторинг практической деятельности волонтера и его психического состояния.
В следствие реализации такой программы студенты-волонтеры выходят на объекты, имея определен запас не только теоретических знаний, но и практических умений и привычек, сформированную психологическую стойкость к стрессовым ситуациям, умению предоставить себе и коллегам-волонтерам первую помощь после действия стрессовых факторов, постоянно возникающих в работе.
Для овладения собственными эмоциями и эмоциональными состояниями является необходимым владения методами саморегуляции и релаксации.
Саморегуляция – это сознательное волевое управление внутренними процессами своей психики, что позволяет дать «выход чувству» в безобидной для других форме и целеустремленно влиять на свое эмоциональное состояние ради его изменений. Методы саморегуляции позволяют вытеснять негативные эмоции и чувства, заменять их позитивными. Это, как правило, позитивные обиды и жизнеутверждающее самонавіювання, снятие напряжения тела и мозга с помощью релаксации.
Релаксация – состояние покоя и расслабления, которое возникает у субъекта в результате снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.