Составление мемориальных ордеров

Мемориально-ордерная форма

ЛЕКЦИЯ № 11. Формы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет выполняет информационную и контрольную функции. Он обеспечивает информацию о наличии и состоянии хозяйственных средств, необходимых для осуществления торго­вой, заготовительной, производственной деятельности организа­ций и предприятий потребительской кооперации; о величине издер­жек обращения и производства; о выполнении заданий по объекту товарооборота, производству продукции, услуг и работ.

Контрольная функция бухгалтерского учета проявляется в осу­ществлении предварительного и текущего контроля над эффек­тивным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, над сохранностью кооперативной собственности. Таким образом, для ведения учета нужны определенные, закрепленные законодательством, формы.

Форма учета определяется следующими признаками: коли­чеством, структурой и внешним видом учетных регистров, после­довательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами, и способом записи в них, т. е. исполь­зованием тех или иных технических средств.

Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует по­нимать совокупность различных учетных регистров с установлен­ным порядком и способом записи в них.

Мемориально-ордерная система учета возникла в конце 1920-х — начале 1930-х гг. в результате творческой переработки новой итальянской формы бухгалтерского учета. Эта форма стала приме­няться на всех предприятиях и организациях страны, особенно в го­ды Великой Отечественной войны и в послевоенный период, когда для ведения учета были привлечены сотни тысяч человек, не имею­щих достаточного опыта и специальной подготовки.

Положительные качества — в довольно простом построении. Вместо многочисленных регистров синтетического учета исполь­зуется один регистр — Главная книга. Она открывается на каждый месяц.

Итак, простая мемориально-ордерная система учета — это такая форма учета, при которой на все финансово-хозяйственные операции составляются отдельные мемориальные ордера (про­водки). Напомним, что мемориальный ордер или проводка — это бухгалтерское оформление хозяйственной операции с отображе­нием ее суммы на счетах бухгалтерского учета.

Мемориальный ордер № 1

Операция Дебет Кредит Сумма
Получены деньги в банке      

Мемориальный ордер № 2

Операция Дебет Кредит Сумма
Поступила ранее списанная в убыток задолженность      

Мемориальные ордера составляются по всем финансово-хо­зяйственным операциям за отчетный период. Затем все мемо­риальные ордера разносят в две контрольные ведомости (так на­зываемые «контрольки») по соответствующим счетам: дебетовую и кредитовую.

После заполнения контрольных ведомостей составляется обо­ротный баланс, в который заносятся сальдо по всем счетам на на­чало отчетного периода, обороты за отчетный период (из «конт­ролек») и выводится сальдо на конец периода.

Полученные в оборотном балансе сальдо на конец отчетного периода заносятся в бланк баланса по установленной форме.

Итоги оборотов по регистрационному журналу должны соот­ветствовать итогам оборотов по дебету и кредиту синтетических счетов. Так подтверждается правильность разноски по счетам. Проводки из мемориальных ордеров по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета.

В Главной книге отражаются обороты только по синтетиче­ским счетам, сальдо не выводится.

Преимущества мемориальной ордерной формы: техника записи несложная, обеспечивается полнота учета хозяйственных опера­ций за счет сверки данных синтетического и аналитического уче­та, составления журнала регистрации и ведомости по синтетиче­ским счетам.

Недостатки мемориально-ордерной формы:

1) многократность записей одной и той же суммы в учетные регистры, увеличивается объем работ, а значит, и вероятность допущения ошибок;

2) отсталость и открываемость аналитического учета от син­тетического;

3) приспособленность к использованию ручного труда и средств малой механизации.





Подборка статей по вашей теме: