Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой. Ее еще называют традиционной, или классической. Этот вид структуры — результат департаментации (разделения) управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т. е. выполняет определенную функцию. При этом выполнение такой задачи осуществляется с учетом цели всей организации. В зависимости от вида организации (производственная, учебная, торговая и др.) функциональные отделы могут быть различными по своему содержанию. На рис.2, показана функциональная структура
| Функциональный руководитель
(функция а)
|
| Функциональный руководитель
(функция б)
|
Рис. 1. Функциональная структура
Преимущества и недостатки функциональных структур
| ПРЕИМУЩЕСТВА
|
| 1.Стимулирует профессиональную специализацию.
2.Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.
3.Улучшает координацию в функциональных областях.
|
| НЕДОСТАТКИ
|
| 1.Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.
2.В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
|
Рассмотренные трудности заставили искать другие виды структур. Функциональная структура эффективна в малых и в некоторых средних фирмах. Большие корпорации уже в течение нескольких десятилетий применяют дивизиональную структуру. Слово «дивизиональный» происходит от английского слова «division», что означает «разделение, часть, отдел». Деление организации на отделы в этом виде структуры происходит по трем другим признакам: по продукту, группам покупателей и географическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления или родительской (головной) фирме, корпорации.
Необходимость дивизиональных продуктовых структур вызвана ростом крупных организаций, проникновением их в новые производственные сферы, часто совершенно отличные от старых. Возникли управленческие отделы, занимающиеся определенным продуктом. Полномочия по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю. Руководители второстепенных функциональных служб должны отчитываться перед ним.
| По изделиям из пластмасса
|
Вице-президенты
Рисунок 2 - Продуктовая структура
Организационные структуры, ориентированные на потребителя, состоят из подразделений, каждое из которых работает на определенную категорию потребителей. Почти все крупные корпорации имеют такие отделы. Типичными примерами таких структур являются структуры коммерческих банков, многих торговых организаций и даже учебных заведений.
| Товары народного потребления
|
| Товары для оборонной промышленности
|
Вице-президенты
Рисунок 3 - Структура ориентированная на покупателя
Создание региональных дивизиональных структур, так же как и продуктовых, обусловлено ростом корпорации, распространением ее влияния на обширные территории внутри страны и особенно за рубежом. Практически все транснациональные компании включают региональные подразделения. Причем такие подразделения могут быть большими и совсем малыми, однако все они имеют определенную самостоятельность.
Вице-президенты
Рисунок 4 - Региональная организационная структура
Выбор конкретного типа дивизиональной структуры (по продукту, покупателю или по географическому признаку) зависит от того, какой фактор особенно важен для фирмы в целях обеспечения ее стратегических планов.
Преимущества и недостатки дивизиональных структур:
| ПРЕИМУЩЕСТВА
|
| 1. способствуют росту фирмы (корпорации);
2. повышают самостоятельность менеджеров, степень их ответственности за производство;
3. способствуют расширению знаний и создают хорошие условия для подготовки менеджеров высшего звена.
|
| НЕДОСТАТКИ
|
| 1. вероятность дублирования деятельности;
2. недостаточное общение между специалистами различных отделов;
3. слабые связи с головным предприятием, в результате чего головная фирма часто не может проконтролировать деятельность своих дивизиональных подразделений.
|