Концепция бюрократии первоначально была сформирована немецким социологом Максом Вебером в начале 20 века.
Слово «бюрократия» обычно вызывает полный набор негативных характеристик: канцелярскую волокиту, бесполезную работу, многочасовое ожидание. Все это действительно бывает, но причиной этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил организации, трудности связанные с размером организации и повелением сотрудников.
Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Она рассматривала бюрократию как некую нормативную модель, идеи, к достижению которой организация должна стремиться.
В настоящие время выделяют 6 характеристик бюрократии, описанных еще М. Вебером:
1. Иерархическая командная цепочка. Бюрократическая организация имеет структуру пирамиды с высшим руководителем в верхней цепочке, который распределяет весь объем работ и делегирует ответственность на более низкие уровни управления по цепочке команд, которая доходит до каждого работника. Цепочка команд разрешает потенциальные конфликты, четко распределяя обязанности, полномочия и ответственность между персоналом организации.
|
|
2. Специализация должностных обязанностей, т.е. четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности. Специализация ведет к более эффективному выполнению каждой функции или отдельной работы в организации.
3. Единая политика в области прав и обязанностей. Единые нормы и правила предусматривают права и обязанности руководителей и работников. В бюрократической организации руководитель отвечает за деятельность всех подчиненных и имеет право отдавать им распоряжения, которым они должны беспрекословно подчиняться. Основная обязанность работника заключается в том, чтобы точно следовать указаниям руководителя.
4. Стандартизированные операции на каждом участке работы. Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.
5. Карьера, основанная на профессиональной компетенции. Бюрократическая система придерживается политики продвижения работников по служебной лестнице на основе их квалификационного роста. Это позволяет организации обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов.
6. Безличностные отношения предполагают взаимоотношения не человека с человеком, а рель с ролью. Бюрократическая структура и должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого индивида.
В литературе бюрократические структуры часто называются механистическими. В настоящие время механистические структуры характеризуются большой сложностью, высокой степенью формализации, низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений, жесткой иерархии.