Линейная структура понятие линейной структуры носит такое название потому, что все ее элементы находятся на прямой линии подчинения, от верхнего -уровня до самого нижнего. Каждый уровень управления подчиняется вышестоящему.
Линейная структура в свою очередь имеет две разновидности или формы: плоскую и многоуровневую.
Линейная плоская структура имеет мало (2, 3) уровней и рассчитана на большое число работников, подчиняющихся одному руководителю. Она проста по форме Линейная многоуровневая структура имеет низкую норму управляемости, т. е. небольшое число сотрудников подчиняется одному руководителю. Такая структура более сложна по форме.
Преимуществом плоской структуры является ее простота. Однако при многоуровневой структуре эффективность труда выше. Это достигается благодаря более тесному контакту между руководителями и подчиненными, большей удовлетворенностью тех и других в результатах своего труда.
Линейно- функциональная структура объединяет преимущества функциональных и линейных структур управления. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей состоит в том, что по административным вопросам каждый работник подчиняется одному руководителю, а функциональные звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их компетенции. При этом право принятия окончательного решения сохраняется за общим руководством.
Линейно-штабная структура. Линейная структура (плоская и многоуровневая) действует эффективно до тех пор, пока организация (фирма, корпорация) является не очень большой. С ростом фирмы у ее руководства возникает необходимость в привлечении специальных экспертов.
Это могут быть эксперты при президенте — советники, референты; юридические службы, специалисты по маркетинговым исследованиям, службы охраны труда, независимые контрольные органы. Если они подключаются к работе фирмы, ее структура становится линейно-штабной (от английского слова staff — персонал, штаб). Необходимость в такого рода штабах возникает из-за увеличивающихся функциональных сложностей организации. Таким образом, линейное руководство фирмы дополняется штабным (рис. 6.)
Разделение полномочий между линейными и штабными отделами чаще всего связано с двумя видами целей и задач. Линейные руководители несут ответственность за достижение первичных, главных целей фирмы; штабные отвечают за решение вторичных задач, подчиненных главным целям. В общей системе штабные руководители, подчиняясь линейному руководству, выполняют функции консультантов. Однако нередки случаи, когда такая консультативная служба специалистов выступает на первый план и в значительной степени воздействует на всю производственную и управленческую систему фирмы. Важную роль играют юридические службы при президенте.
Взаимоотношения между штабными и линейными подразделениями, как правило, сложны и не всегда доброжелательны. И те, и другие пытаются отстаивать свой приоритет, что часто кончается даже серьезными конфликтами. Менеджеры штабных отделов считают себя более квалифицированными специалистами и вправе давать указания линейным руководителям. Последние часто вынуждены отстаивать право на общее руководство.
| ПРЕЗИДЕНТ |
| Помощник президента |
| Юрист консульты |
| Кадры |
| Производству |
| Исследованиям |
| Маркетингу |
| Директор по маркетинговым исследованиям |
| Менеджер по рекламе |
| Менеджер по продажи |
| Руководитель по подготовке торгового персонала |
| Торговый персонал |
| Финансам |
Линейные связи
Штабные связи
Рисунок 6 - Линейно-штабная структура
Преимущества и недостатки линейно-штабной структуры
| ПРЕИМУЩЕСТВА |
| 1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций 2. Освобождение линейных менеджмеров от решения некотьорых специальных вопросов 3. Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов 4. Исключение дублирования параллелизма в выполнении управленческих функций 5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля |
| НЕДОСТАТКИ |
| 1. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих»подразделений 2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 3. Появление тенденций чрезмерной централизации 4. Длительная процедура принятия решений Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения |
В больших корпорациях штабные организации нередко перерастают в самостоятельные центральные органы управления, дублируя и усложняя работу линейных руководителей. Нередко единственным выходом из создавшегося положения становится реорганизация управленческих структур путем резкого сокращения числа штабных подразделений или их служащих.






