Формы управленческого труда. Управленческие операции и процедуры

Разделение управленческого труда

Важным фактором повышения результативности управления является разделение труда управленцев, т. е. специализация управлен­ческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответствен­ности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функцио­нальное, структурное, технологическое, профессионально-квалифи­кационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т. д. Со­ответственно этому одни работники аппарата управления специали­зируются на работах по планированию, другие направляют свои уси­лия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке ра­боты и т. д.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характе­ристик управляемого объекта, как организационная структура, мас­штабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специ­фика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой органи­зации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специ­ализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонталь­ного разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уров­ней управления - низового, среднего и высшего.

Низовой уровень управления представлен младшими на­чальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие админи­страторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Средний уровень управления - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого пер­сонала организации. Руководители среднего уровня управленияобеспечива­ют реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, ди­ректора предприятий, входящих в состав организации, началь­ники функциональных отделов.

Высший уровень управления - это администрация предприятия, осуществля­ющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персо­нала. Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потреб­ности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полно­мочное управление и общее руководство.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется боль­шим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предпри­ятиях до восьми-десяти в крупных объединениях и корпорациях. Со­ответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уров­нях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это - горизон­тальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров пред­полагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, об­разующим подсистемы предприятия.

Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три ка­тегории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей, преж­де всего, сводятся к принятию решений и организации их практичес­кой реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, ко­торым должны отвечать менеджеры при занятии определенных долж­ностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности управленческо­го персонала на предприятиях: руководители и их заместители (мас­тера); главные специалисты; инженеры, техники, механики; эконо­мисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; кан­целярский персонал; юридический персонал; другие работники. Ру­ководители составляют одну из наиболее значимых групп управлен­ческого персонала, а их труд является самым сложным и ответствен­ным.

Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в трех формах: эвристической, административной и операторной. Такой труд требует инициативности и повышенной ответственности.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений - организационных, экономических, техни­ческих. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководите­лями и специалистами.

Административный является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, кон­троль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведе­ние собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, от­веты на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.

Важнейшим моментом административного труда является целевое управляю­щее воздействие.

По типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, по­хвалой и проч.

По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.

По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

Он выполняет следующие функции:

· документационную (оформление, размножение, сортировка и хранение документов);

· первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной инфор­мации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, проте­кающих в рамках организации);

· вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых расчетов);

· коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».

Управленческий труд состоит из отдельных работ, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

· по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);

· по сферам (экономическая, социальная, технологическая);

· по объектам (производство, финансы и проч.);

· по содержанию: коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организа­ции, выезд в командировки); распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых ре­шений, постановка задач, инструктирование); контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения зада­ний); аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений); информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.

Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократ­ному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20-30 элементов.

Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и техни­ческие.

Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.

Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, состав­ление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специаль­ными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.

Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.

У руководителей удельный вес творческих операций - 60 процентов, у специали­стов - 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций -20 процентов, остальные - технические.

Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание со­ставляющих его операций, получила название управленческой процедуры.

Процедура должна отражать цель работы, производственные и информацион­ные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохожде­ния, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.

Управленческие процедуры способствуют:

• рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

• равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;

• принятию решений там, где это наиболее целесообразно;

• экономии времени;

• ограничению вмешательства вышестоящих руководителей.

Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает от личной зависимости.

Но одновременно с уменьшением произвола ограничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: