double arrow

Внутренняя среда организации: понятие, переменные

Классификация организаций

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.

На основании критерия формализации выделяются:

формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

неформальные организации, работающие без четко определен­ных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязатель­ствам этим имуществом.

По формам собственности они могут быть частными, государствен­ными, муниципальными и иными.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммер­ческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся из­влекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответству­ющую этим целям.

Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность ком­мерческих и некоммерческих организаций (таблица 1).

По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость ак­тивов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев

К субъектам малого предпри­нимательства в РФ относят коммерческие организаций - юридичес­кие лица, в уставном капитале которых доля государственной соб­ственности Российской Федерации и субъектов Российской Фе­дерации, муниципальной собственности, общественных и рели­гиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого пред­принимательства, не превышает 25% и у которых средняя чис­ленность работников не превышает:

· в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

· в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 че­ловек;

· в оптовой торговле - 50 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов де­ятельности - 50 человек.

Размеры средних предприятий по критерию численности за­нятых определяются в интервале от 100 до 300 (от 50 до 250 че­ловек по методологии ЕС), крупных - от 300 (а в некоторых от­раслях - от 500) и выше. Именно последним принадлежит веду­щая роль в современной экономике, хотя их число относитель­но невелико.

По критерию сферы и масш­таба деятельности выделяют национальные; иностранные; смешанные; международные коммерческие организации.

По участию в различных секторах производства организации под­разделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

·отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

·отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организа­ции и предприятия обрабатывающей промышленности, например, ма­шиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

·отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, об и др.;

·к четвертому сектору относят все организации и институты, ко­торые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире уве­личивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и оте­чественной экономике, появляются новые формы интеграции органи­заций, которые повышают конкурентоспособность России и способ­ствуют ее выходу из кризисного состояния.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, тор­говые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании.

Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных ко­операционных соглашений, объединяющих компании разных разме­ров и форм собственности. Это достаточно гибкая.структура, позво­ляющая входящим в нее организациям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать между собою. В ка­честве примера можно привести союз двух автозаводов - КамАЗ и ВАЗ, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолит­ражки «Ока» на площадке КамАЗа.

Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы ком­паний, объединенных в кластеры (в переводе с английского - это «группа, скопление, концентрация, куст») на определенных терри­ториях, которые предоставляют им те или иные конкурентные пре­имущества (например, необходимую инфраструктуру, средства свя­зи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.) Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориаль­ных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструкту­ризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструк­турного обеспечения и информационных взаимосвязей между компа­ниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производ­ство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохра­нением, с производством бытовых продуктов и т. п. Как показывает зарубежный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается сво­бодный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих кон­такты с многочисленными конкурентами.

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной осно­ве сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационны­ми системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое парт­нерство на «электронных» контактах.

По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых связей между организациями, входящими в вирту­альную корпорацию, может иметь своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.

Совокупность внутренних элементов организации, так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образуют ее внутреннюю среду.

Внутренние переменные - это части самой орга­низации, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаи­мосвязи сложной системы организации. Внутренние переменные в большинстве сво­ем являются результатом деятельности менеджеров и находятся под их влиянием.

По определению М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основные внутренние переменные организации - это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели организации - конкретные конечные состояния систе­мы или желаемый результат, которого стремится добиться груп­па, работая вместе.

Всесторонне обоснованная цель служит исходным началом и организующим фактором принятия решения. Целью может быть намеченное задание или условие, послужившее при­чиной принятия решения. Цель определяет направление. Если понятно, в каком направлении следует идти, то путь намного об­легчается. Через установление целей можно воздействовать на события.

Классификация целей позволяет устанавливать приоритеты, одним целям отдавать предпочтение, а другие - от­ложить. В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, коррек­тироваться или меняться. Новые цели появляются также в ре­зультате анализа информации, решений предыдущих лет, т.е. на основе заключений, выводов. Рассматриваются новые альтерна­тивы: способствуют ли они быстрому достижению цели, что для этого дополнительно требуется. Если требования новых альтер­натив высоки и в ближайшее время не могут быть удовлетворены, то устанавливаются краткосрочные, но достижимые цели. К дос­тижению больших и сложных целей идут постепенно, начиная с тех, которые имеют наибольший приоритет. При этом фиксиру­ют достижение промежуточных целей.

Структура организации - это логическая взаимосвязь и взаи­мозависимость уровней управления и подразделений, построен­ная в форме, позволяющей наиболее эффективно достигать це­лей организации.

Как важнейшая организационная характеристика структура представляет собой совокупность связей и отношений, сложив­шихся в системе между ее элементами. Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда в ней.

Столь краткое определение структуры должно быть дополнено рядом существенных положений.

Структуру организации составляют только системообразу­ющие связи и отношения, формирующие согласованное един­ство элементов в рамках целостной системы. Случайные, эпизодичес­кие, одномоментные связи и отношения в состав структуры орга­низации не входят. Разрыв системообразующих связей и отношений нарушает целостность и равнове­сие системы.

По своему содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, под­разделяются на три группы:

·связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствую­щих у отдельных составляющих ее элементов;

·отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации, определяющие число уров­ней строения организации;

·соотношения, определяющие пропорциональность строе­ния организации и обеспечивающие соответствие количествен­ных и качественных параметров отдельных составляющих системы между собой.

Итак, структура - это организационная характеристика сис­темы, представляющая собой совокупность устойчивых системо­образующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и про­порциональность между составляющими ее элементами. Струк­тура находится в тесной взаимосвязи с составом системы, опре­деляется им и сама в свою очередь в значительной степени его определяет

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача - это предписанная ра­бота, серия работ или часть работы, которая должна быть выпол­нена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, рассматриваемых как не­обходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации традиционно делятся на три категории по видам работ: работа с людьми, работа с предметами, работа с информацией.

Технология- четвертая важная внутренняя переменная. Технология - средство преобразования сырья - будь то труд, информация или материалы - в конечные продукты или услуги. Технология, применяемая в организации, зависит от типа производства.

Типы производств бывают: единичными, серий­ными, массовыми.

· В единичном производстве выпускаются отдельные образцы изделий или их партии невелики и повторяются через неопреде­ленный промежуток времени. Единичное производство характе­ризуется большим удельным весом неповторяющихся операций.

· Серийное производство представляет собой выпуск партий изде­лий через определенные промежутки времени. Однородные операции в таком производстве повторяются.

· Массовое произво­дство характеризуется выпуском небольшой номенклатуры изде­лий, постоянной достаточно длительное время. Такой тип произ­водства имеет большой удельный вес однородных, повторяющих­ся операций. В массовом производстве широко распространены механизация и автоматизация производства, конвейерный спо­соб сборки.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования ресурсов, поступающих на входе, в форму, получаемую на выходе. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось четырьмя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стан­дартизацией и механизацией, применением конвейерных сбо­рочных линий и компьютеризацией.

Никакая технология не может быть полезной и никакая зада­ча не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной организации. Руковод­ство достигает целей организации через других людей. Следова­тельно, люди являются центральным фактором в любой системе управления. Если руководство, отдельные менеджеры не при­знают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность орга­низации достичь поставленных целей невелика.

Существуют три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных лю­дей, поведение людей в группах, характер поведения руководите­ля как лидера, его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой пере­менной очень сложны. Как ведет себя человек в обществе и на ра­боте, является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Особенно важными индивидуальными характеристиками являются способности че­ловека, его потребности, ожидания, характер восприятия и соци­альные установки.

Очень сильно влияет на поведение людей их восприятие. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их ок­ружении, а на то, что они воспринимают как действительно про­исходящее. Нет двух человек, которые воспринимали бы что-то совершенно одинаково. Примером того, как восприятие искажа­ет действительность, может служить, например, боязнь темноты. Еще один аспект различий между людьми - это социальные уста­новки, отношение к чему-либо. Отношение к работе является важным фактором, определяющим, как люди будут реагировать на изменение условий работы. Если у вас лично или в вашей группе сформировалось негативное отношение к какому-то виду деятельности, то в любом случае передача этого дела вам будет восприниматься вами резко отрицательно. Кроме характеристик личности человека на его поведение су­щественное влияние оказывают окружающие его люди.

Данная классификация факторов внутренней среды является достаточно популярной, но не единственной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: