Территориального управления в России

Современный период информатизации

Этот период можно характеризовать двумя этапами:

· этапом начала 1990-х гг.;

· современным этапом информатизации территориального управления.

В условиях радикальных экономических и политических реформ в России начала 1990-х гг. произошли значительные перемены в политической жизни, хозяйственном механизме и организационной структуре административно-территориально­го управления. Кроме того, в связи с развитием микроэлектроники, появлением персональных компьютеров – произошли качественные изменения в развитии информационных технологий и коммуникационных средств. На смену технологии пакетной обработки программ на больших ЭВМ в вычислительных центрах пришла технология работы с ПК на рабочих местах пользователей.

В этот период концептуальная работа в решении региональных аспектов информатизации определялась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, кардинальные политические, экономические, социальные изменения в обществе вызы­вали повышенный спрос на информационные продукты и услуги. С другой стороны, значительно уменьшились как финансовые возможности потенциальных потребителей информационной продукции, так и государственная поддержка их произво­дителей. Серьезным препятствием для территориальной информатизации являлась и неурегулированность правовых норм на федеральном уровне, связанных с обеспечением функционирования и взаимодействия всех субъектов информационных отношений: граждан, юридических лиц, федеральных и территориальных органов управления. В проблемах информатизации систем территориального управления не были определены приоритеты, отсутствовала четко сформулированная информационная политика региональных и местных органов власти, финансирование работ производилось эпизодически, не была разработана система критериев и показателей оценки эффективности территориальной информатизации. Внедрение ИТ управления велось фрагментарно, путем автоматизации отдельных участков работы органов территориального управления. Во многих случаях информатизация велась путем создания отдельных АРМ, без использования сетевых технологий. Интеграция информационных систем велась, как правило, «снизу», без учета комплексного характера управления территорией. Однако и в этот период было создано значительное количество ИС, автоматизирующих отдельные функции управления документооборотом, финансами, ведения информационных регистров и реестров.

В период начала 1990-х гг. разработка и реализация комплексных программ информатизации систем территориального управления столкнулась со значительными трудностями как объективного характера, связанными с общей экономической ситуацией в стране (инфляция, дефицит бюджета, неустойчивость платежной системы и пр.), так и с субъективными факторами, связанными с формированием самой системы территориального управления.

В период начала второго тысячелетия в России политическая и экономическая ситуация стала стабилизироваться. Экономический рост и увеличение объема бюджета РФ, бурное развитие сетевых коммуникаций и ИТ, становление принципов, функций и задач территориального управления создали реальные предпосылки для активизации и дальнейшего развития работ по информатизации в регионах и муниципальных образованиях. Мощным импульсом быстрого развития отрасли стало утверждение Правительством РФ и начало реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 годы)», предусматривающей финансирование различных мероприятий по внедрению и массовому распространению информационно-коммуникационных технологий.

Претворение ФЦП в жизнь означало, что органы власти различных уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность более эффективной. Это достигается за счет электронной публикации и создания баз данных по многим документам, если они не имеют статуса секретных, а эффективность – за счет перевода в электронную форму документооборота. Целью ФЦП являлось повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет:

· внедрения и массового распространения информационно-компьютерных технологий;

· обеспечения прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

· расширения подготовки специалистов в области высоких технологий и квалифицированных пользователей.

Реализация ФЦП позволило существенно повысить конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях, обеспечит рост качества жизни населения. Полная реализация мероприятий ФЦП позволяет России распространить компьютеризацию на уровне развитых стран и приблизиться к средним показателям по странам ЕС.

Изменился и состав разработчиков ИС, в большинстве своем структурные подразделения по информатизации в самих администрациях регионов и муниципальных образований. Они разрабатывают программы территориальной информатизации и являются заказчиками работ. Эксплуатация ИС осуществляется как подразделениями самой администрации, так и специально созданными для этих целей государственными и муниципальными унитарными предприятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: