В целях дальнейшего объединения банковских операций в 1957г. был ликвидирован Торгбанк (Всекобанк), а в 1959г. произошла реорганизация остальных банков финансирования капитальных вложений. Функции Торгбанка, Сельхозбанка и Цекомбанка были переданы Госбанку. Он стал осуществлять наряду с краткосрочным кредитованием финансирование и долгосрочное кредитование соответствующих отраслей.
На базе Промбанка в 1959г. был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений – Стройбанк. Он стал производить финансирование капитальных вложений остальных отраслей.
С 1.01.1963г. в ведение Госбанка были переданы сберкассы. Ранее они находились в системе Минфина СССР. Средства привлекаемые сберкассами в качестве вкладов, Госбанк стал использовать в качестве кредитных ресурсов.
Т.о. банковская система имела следующую структуру: Госбанк с системой сберкасс, Стройбанк и Внешторгбанк.
Стройбанк аккумулировал денежные средства для капитального строительства, производил финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений и безналичные расчёты в строительстве.
|
|
Внешторгбанк кредитовал внешнюю торговлю, производил международные расчёты и выполнял валютные операции.
Сберкассы принимали вклады населения, производили его расчётно-кассовое обслуживание и размещали облигации госзайма.
Госбанк занимал ведущее место. Он являлся эмиссионным, расчётно-кассовым центром страны, осуществлял краткосрочное и долгосрочное кредитование, а также кассовое исполнение бюджета. Госбанк обладал монополией на кредитные ресурсы. На его счетах аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределение средств этого фонда между конкретными заёмщиками происходило в соответствии с кредитным планом. Низкие процентные ставки по ссудам создавали повышенный спрос на кредит. Кредит покрывал самые низкорентабельные затраты и даже убытки. Просроченная задолженность по ссудам зачастую погашалась за счёт средств бюджета.
Банковская система была одноуровневой, распределительного типа и для неё характерны следующие черты:
- монополия государства на создание, реорганизацию и ликвидацию банков,
- банки находились в подчинении правительства,
- эмиссионные операции, расчётно-кассовое и кредитное обслуживание предприятий сосредоточены в Госбанке,
- универсализация операций и функций банков,
- преобладание горизонтальных связей между банками.
6.Реорганизация банковской системы в 1987г., её цель и недостатки.
В середине 80-х годов произошёл переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям, что потребовало радикального преобразования банковской системы.
|
|
Реорганизация банковской системы была произведена в соответствии с постановлением ЦККПСС и СМСССР от 17.07.87г. «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Была произведена реорганизация действующих банков и образованы новые специализированные банки: Промстройбанк (Промышленно-строительный банк), Агропромбанк, Жилсоцбанк (Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития), Сбербанк, Внешэкономбанк (Банк внешнеэкономической деятельности).
Законом «О кооперации в СССР» от 26.05.1988г. было разрешено создание коммерческих банков.
Во главе банковской системы находился Госбанк как единый эмиссионный и расчётно-кассовый центр страны. Ранее выполнявшиеся им функции по обслуживанию предприятий, организаций и населения были переданы специализированным и коммерческим банкам. Отделения Госбанка и Стройбанка были реорганизованы в отделения специализированных банков. Им было предоставлено право краткосрочного и долгосрочного кредитования. Госбанк координировал деятельность других банков.
Госбанк и специализированные банки составляли единую государственную систему банков.
Отделения специализированных банков создавались с учётом преобладающего отраслевого профиля хозяйства конкретного района. Все вопросы кредитно-расчётного обслуживания предприятий решались в одном банке. Отделения специализированных банков производили комплексное обслуживание всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных на данной территории, независимой от отраслевой принадлежности. Специализация произошла лишь в управленческих учреждениях банков – в Правлениях, республиканских банках и управлениях.
Т.о., специализация банков на практике не получилась. Специфика отраслей не учитывалась и потому, что механизм кредитования стал в основном универсальным. В то же время увеличился управленческий банковский аппарат и расходы на его содержание.
Государственные предприятия закреплялись за банками и не могли самостоятельно выбирать банк для обслуживания. В результате в работе банков отсутствовала конкуренция, что негативно влияло на качество обслуживания клиентов.
Вся деятельность специализированных банков была жёстко определена: им утверждался кредитный план, определялись объекты кредитования, устанавливались процентные ставки. Т.о. коренной перестройки отношений банков с клиентами не произошло.
Реформа банковской системы породила больше негативных, чем позитивных моментов:
· централизованное распределение кредитных ресурсов спецбанками;
· отсутствие конкуренции в работе банков;
· в деятельности банков преобладали управленческие функции;
· банки по-прежнему оставались государственными;
· сохранился их монополизм по отношению к клиентам;
· увеличились издержки на содержание управленческого аппарата банков.
Деятельность созданных спецбанков была слишком зарегламентирована, поэтому они не годились для обслуживания коммерческих предприятий.
Реорганизация банковской системы имела и позитивные моменты:
· разделение эмиссионной и коммерческих функций между банками;
· создание коммерческих банков.
Организация коммерческих банков должна была ослабить монополизм и породить конкуренцию в банковском деле.