Наибольшее развитие в первые годы перехода к рынку в России получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризует операции купли-продажи (рассказать о продаже в оптовой, розничной торговле, видах продаж, об отличии розничной торговли от оптовой).
Если производственная деятельность обеспечивает 10-12% рентабельности предприятия, то коммерческая – 20-30%, а нередко и выше.
Полем деятельности коммерческого предпринимательства являются торговые предприятия, организации, товарные биржи и др. предприятия.
Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. Товарные биржи – наиболее развитая форма регулярного функционирования оптового рынка, с учетом изменения спроса и предложения позволяющая выявить реальные рыночные цены продающихся по стандартам товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.). Классическим примером служат специализированные товарные биржи, такие как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.
На биржах заключаются сделки: реального товара, форвардные сделки и фьючерсные сделки.
Функции товарных бирж:
· оказание посреднических услуг при заключении торговых сделок;
· упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;
· сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.
Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки с наличным товаром (реальные товары).
Товарные биржи бывают открытые и закрытые.
Пример, биржа «Тройка» на Взлетке. В настоящее время в России функционирует около 150 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга такие биржи действуют в ряде городов Западной и Восточной Сибири и в целом в России, в том числе и в Красноярске товарно-фондовая биржа «Тройка».
Основными операциями коммерческого предприятия являются сделки, договоры купли-продажи.
I операция – закупка товаров.
II операция – продажа товаров.
Проводится маркетинговый анализ рынка (исследование рынка, продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя, спрос и предложение, качество товара, имидж товара и фирмы, реклама, стимулирование сбыта, жизненный цикл товара, планирование).
Модель-программу маркетинговой работы в торговой фирме можно представить в виде схемы – рис. 2.2 на стр. 44 (практическая работа: начертить, изучить, пояснить последовательность, понятие программы маркетинговой работы в торговой фирме).
Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разработать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей. В заключении разрабатывается бизнес-план.
Программа любой коммерческой сделки включает:
· наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (для закупки, транспортирования, продажи, проведения рекламы, оформления необходимых документов);
· приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров;
· закупку товаров для последующей его продажи;
· привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;
· получение или приобретение необходимой информации;
· реализация товаров покупателю и получение выручки;
· регистрация сделки, выплата налогов и платежей федеральным и муниципальным органам.