Метод регулирования и пригонки

Метод регулирования. Под методом регулирования понимают расчет размерных цепей, при котором требуемая точность исходного (замыкающего) звена дости­гается преднамеренным изменением без удаления материала (регулированием) одного из заранее выбранных составляющих размеров, называемого компенси­рующим (на схеме размерной цепи компенсирующее звено заключают в пря­моугольник). Роль компенсатора обычно выполняет специальное звено в виде прокладки, регулируемого упора, клина и т. д. При этом по всем остальным раз­мерам цепи детали обрабатывают по расширенным допускам, экономически приемлемым для данных производственных условий.

Номинальный размер компенсирующего звена Ак

.

Значение АК берут со знаком плюс, если размер является увеличивающим, и ми­нус - для уменьшающих размеров.

Допуск замыкающего звена

,

где ТА - заданный допуск исходного размера, определяемый исходя из экс­плуатационных требований;

ТАj - принятые расширенные технологически выполнимые допуски состав­ляющих размеров;

VК - наибольшее возможное расчетное отклонение, выходящее за пределы поля допуска исходного звена, подлежащее компенсации.

Замыкающий размер изменяют (регулируют) с помощью компенсаторов, кото­рые могут быть неподвижными и подвижными. Неподвижные компенсаторы чаще всего выполняют в виде промежуточных колец, набора прокладок и других подобных сменных деталей.

Толщина S каждой сменной прокладки должна быть меньше допуска исходного размера ТА и определяется по выражению

S = (VК / N) < ТА,

где N - количество прокладок.

Необходимо, чтобы N > (VК/ТА).

Для условий, когда допуском на изготовление компенсатора ТК можно пренеб­речь, обычно принимают

N > (VК / TA) + 1.

Если этого сделать нельзя, то формула принимает вид

.

Округляя значение S до ближайшего меньшего нормального размера, получают
окончательное число сменных прокладок N = (VK / S).

Метод пригонки. При этом методе предписанная точность исходного размера достигается дополнительной обработкой при сборке детали по одному из зара­нее намеченных составляющих размеров цепи. Здесь детали по всем размерам, входящим в цепь, изготовляют с допусками, экономически приемлемыми для данных условий производства. Чтобы осуществлять пригонку по предваритель­но выбранному размеру, необходимо по этому размеру оставлять припуск, доста­точный для компенсации исходного размера. Этот припуск должен быть наи­меньшим для сокращения объема пригоночных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: