Правовую базу для иностранных инвестиций в РФ составляют несколько десятков законов и равнозначных законам указов президента. Действует также большое число конкретизирующих ведомственных инструкций и регламентирующих документов регионального уровня. Как ни странно, основой правового режима деятельности иностранных предпринимателей в российских регионах до последних лет оставался «Закон об иностранных инвестициях в РСФСР», вступивший в силу 1 сентября 1991 года.
Отметим наиболее важные черты подобного режима:
1) либеральный подход к определению статуса инвестора в России. Эта категория включает иностранные и физические лица, лица без гражданства, российских граждан постоянно проживающих за границей, иностранные государства, международные организации;
2) расширительное толкование форм иностранных инвестиций (все виды материальных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, вновь создаваемые основные фонды, денежные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальную собственность, имущественные права и т. д.);
|
|
3) право иностранных инвесторов приобретать доли участия, паи, акции и иные ценные бумаги предприятий, расположенных в российских регионах (регионов, официально закрытых для иностранной деятельности не существует, хотя на практике такие ограничения имеются из соображений государственной безопасности); получение прав на разработку и освоение природных ресурсов путем заключения договоров о концессиях и разделе продукции (на срок до 50 лет);
4) правовая защита иностранных инвестиций (гарантии от принудительных изъятий, а также неправомерных действий государственных и должностных лиц; компенсация в случае национализации или реквизиции и т. д.) и т. д.
Однако в правовой сфере деятельности иностранного частного капитала имеется множество положений, с одной стороны, пренебрегающих насущными интересами отечественной экономики, с другой - тормозящих приток капитала в российскую «глубинку». В частности, речь идет:
1) об отсутствии тщательно продуманных региональных и отраслевых приоритетов привлечения иностранного капитала, которые отражали бы наиболее срочные потребности РФ;
2) о декларативности важнейшего положения о концессиях и разделе продукции при инвестициях в добычу природных ресурсов из-за отсутствии в законодательстве нормы, гарантирующей неухудшение условий хозяйствования в период окупаемости инвестиций;
3) о непредсказуемых хаотических попытках введения ограничений на деятельность иностранных банков, повышения налогов на предприятия с иностранным капиталом, установления налога на инвестиционные займы и т. п.
4) о неразработанности вопроса о разделении полномочий между Центром и субъектами Федерации в бюджетно-финансовой сфере, что непосредственно затрагивает интересы иностранных вкладчиков.