Правовой режим для иностранных частных инвестиций

Правовую базу для иностранных ин­вестиций в РФ составляют несколько десятков за­конов и равнозначных законам указов президента. Действует также большое число конкретизирую­щих ведомственных инструкций и регламентирую­щих документов регионального уровня. Как ни странно, основой правового режима деятельности иностранных предпринимателей в российских ре­гионах до последних лет оставался «Закон об ино­странных инвестициях в РСФСР», вступивший в силу 1 сентября 1991 года.

Отметим наиболее важные черты подобного режима:

1) либеральный подход к определению стату­са инвестора в России. Эта категория включает иностранные и физические лица, лица без граждан­ства, российских граждан постоянно проживающих за границей, иностранные государства, междуна­родные организации;

2) расширительное толкование форм ино­странных инвестиций (все виды материальных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объ­екты предпринимательской деятельности, вновь создаваемые основные фонды, денежные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальную собственность, имущественные права и т. д.);

3) право иностранных инвесторов приобре­тать доли участия, паи, акции и иные ценные бума­ги предприятий, расположенных в российских ре­гионах (регионов, официально закрытых для ино­странной деятельности не существует, хотя на практике такие ограничения имеются из соображе­ний государственной безопасности); получение прав на разработку и освоение природных ресурсов путем заключения договоров о концессиях и разде­ле продукции (на срок до 50 лет);

4) правовая защита иностранных инвестиций (гарантии от принудительных изъятий, а также не­правомерных действий государственных и должно­стных лиц; компенсация в случае национализации или реквизиции и т. д.) и т. д.

Однако в правовой сфере деятельности иност­ранного частного капитала имеется множество по­ложений, с одной стороны, пренебрегающих на­сущными интересами отечественной экономики, с другой - тормозящих приток капитала в россий­скую «глубинку». В частности, речь идет:

1) об отсутствии тщательно продуманных ре­гиональных и отраслевых приоритетов привлечения иностранного капитала, которые отражали бы наи­более срочные потребности РФ;

2) о декларативности важнейшего положения о концессиях и разделе продукции при инвестициях в добычу природных ресурсов из-за отсутствии в за­конодательстве нормы, гарантирующей неухудше­ние условий хозяйствования в период окупаемости инвестиций;

3) о непредсказуемых хаотических попытках введения ограничений на деятельность иностран­ных банков, повышения налогов на предприятия с иностранным капиталом, установления налога на инвестиционные займы и т. п.

4) о неразработанности вопроса о разделении полномочий между Центром и субъектами Федера­ции в бюджетно-финансовой сфере, что непосред­ственно затрагивает интересы иностранных вклад­чиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: