Создание инвестиционной привлекательности региона

Под региональным инвестиционным климатом обычно понимают «систему социально- экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро и собственно региональных уровнях и создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций.

Анализ инвестиционной сферы российской экономики за годы реформ свидетельствует об отсутствии серьезного улучшения им вестиционного климата в регионах, об отсутствии реальных прел посылок для обновления собственного производственного потен­циала. Определенная стабилизация в промышленности была до­стигнута главным образом за счет сырьевого сектора экономики. В настоящее время инвестиционная политика на региональном уровне управления находится в стадии становления. Необходимо определить конкретные региональные инвестиционные приори­теты; проводить постоянный мониторинг финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования; обеспечить сочетание отраслевого и реги­онального подходов при распределении средств федерального оюджета; проводить более полный учет региональных особенно­стей при проведении рыночных реформ, оказывающих влияние на инвестиционный процесс; осуществлять мероприятия по созда­нию равных для всех регионов условий формирования и использования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования.

Известно, что инвестиции понимаются как долгосрочное вло­жение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационныепроекты, дающие экономическую отдачу, как правило, через значительный срок после вложения.

Существуют различные виды инвестиций:

§ государственные, образуемые из средств государственных финансовых источников;

§ иностранные, вкладываемые зарубежными предпринимателями, банками, компаниями;

§ частные, образуемые из средств частных корпоративных предриятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.

Производственные инвестиции направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, интеллектуальные инвестиции — на создание интеллектуального, духовного продукта. Прямые инвестиции — это средства, вкладываемые непосредственно в производство и сбыт определенного вида про­екции либо обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций.

Инвестиции финансовые (портфельные) — это инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг; нефинансовые инвестиции имеют, как правило форму вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект, предприятие, дело.

Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями и виде установления структуры и масштабов инвестиций, Цмряплсний их использования, источников получения с учетом необходимости обновления средств и повышения их техническо­го уровня. В отечественной экономической науке методология исследования инвестиционного процесса как одного из способов развития конкурентоспособности региона относится к числу слож­ных, ибо ее основу составляет многовариантная, многокритери­альная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую раз­нонаправленных.

Для анализа условий, способствующих привлечению инвести­ций, целесообразно применять категорию «инвестиционный кли­мат» или «инвестиционная привлекательность» региона. Однако исходя из этого определения к социально-экономическим усло­виям следует добавить политические, организационные и право­вые предпосылки, также предопределяющие привлекательность и целесообразность инвестирования в тот или иной элемент регио­нальной экономической структуры. Несмотря на кажущуюся яс­ность определения понятийной сущности инвестиционного кли­мата, инвестиционной привлекательности региона, в методиках их оценки мнения ученых существенно расходятся. В современной отечественной экономической науке выделяются три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционной привлекательно­сти региона.

Суженный подход базируется на оценке динамики валового регионального продукта (ВРП), объемов производства, развития инвестиционных и региональных рынков, в том числе фондово­го. В качестве основного экономического показателя (индикато­ра) оценки инвестиционной привлекательности региона предло жено применять уровень базовой рентабельности производства, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации товаров (услуг) в регионе к общей сумме используемых активов.

Рассматриваемый подход является упрощенным. Но он может привлечь экономистов своей простотой и относительной доступ ностью получения стратегических показателей, тем более что, по существу, этот метод универсален и его можно использовать для исследования инвестиционного климата любого из регионов России. Однако его справедливо, на наш взгляд, критикуют А. Фо ломьев и В. Ревазов за игнорирование объективных связей фак тора инвестиции с другими (например, ресурсными) факторами развития региона. Вызывает сомнение, что А.В. Маршак и В.Д. Маршак, пользуясь рассматриваемой методологией, сделали правильные выводы относительно оценки инвестиционного кли­мата целого ряда регионов.

Подвергая критике суженный подход к оценке инвестицион­ного климата региона, уместно, на наш взгляд, отметить, что вряд ли справедливо увязывать ведущее место Москвы по инвестици­онной привлекательности с рентабельностью производства этого региона.

Таким образом, налицо патерналистский (покровительствен­ный) подход федеральных властей к рассмотрению экономичес­ких и социальных проблем с учетом интересов отдельного регио­на независимо от интересов других территорий государства. Сум­мируя сказанное, необходимо отметить, что в целом суженный подход к оценке инвестиционного климата региона не позволяет получить объективную информацию о действительном состоянии развития региональных экономических систем. Кроме того, на наш взгляд, такой подход не лишен субъективизма, который в известной степени искажает фактическую картину инвестицион­ного климата региона, способствует проявлению негативных тен­денций регионального сепаратизма.

Факторный подход разработан учеными Института экономи­ки Российской Академии наук и основывается на наборе следу­ющих основных факторов — ресурсов, объективно влияющих на инвестиционный климат региона:

1) факторы и ресурсы, характеризующие экономический по­тенциал региона. Под таким потенциалом нами понимается со­вокупная способность экономики региона, его предприятий, хо­зяйств осуществлять производственно-экономическую деятель ность, выпускать продукцию, товары, пользующиеся спросом на внутреннем и мировом рынках, удовлетворять запросы населения региона - общественные потребности. Экономический потенциал региона определяется, в частности:

1.1 природными ресурсами в виде свободных земельных угодий для осуществления производственного инвестирования, водных ресурсов, лесных массивов, полезных ископаемых и т.д. Важным позитивным фактором при этом будет максимальная приближен­ность производственных объектов к природно-сырьевым ресурсам;

1.2 обеспеченностью региона трудовыми ресурсами. Здесь важ­ны такие показатели, как число экономически активного трудо­способного населения в регионе, обладающего соответствующим профессионально-образовательным уровнем, число лиц с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве региона;

1.3 обеспеченностью региона научно-техническим потенциа­лом. Данный факторный ресурс характеризуют следующие пока- мтели: число научно-исследовательских учреждений в регионе, осуществляющих экономически значимые научные разработки; количество созданных образцов новых машин, технологического оборудования; число внедренных в производство инновационных проектов, их экономическая эффективность; объем финансирова­ния научных разработок; доля средств в региональном бюджете, расходуемых на образование;

2) зрелость рыночной среды в регионе как фактор инвестиционной привлекательности, который агрегируется следующими показателями:

2.1 развитость конкурентной среды предпринимательства, о чем нидетельствует, например, наличие (отсутствие) в регионе эффективной поддержки предпринимательства со стороны региональ­ных органов государственной власти и местного самоуправления; доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпри­нимательства; низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные помещения; наличие в регионе программы мер по преодолению барьеров входа предпринимателей на товарные рынки, программ развития малого и среднего бизнеса; условия пере­мещения товаров и капитала;

2.2 воздействие приватизации на инвестиционную активность региона (использование выручки от продажи приватизированных объектов для целей инвестирования);

2.3 развитость в регионе всех форм инфраструктуры, в том числе материальной, к которой относятся дороги, мосты, порты, системы связи, жилищное и культурно-бытовое строительство; институциональной, включающей совокупность учреждений государственного аппарата управления, затраты на организацию и содержание денежно-кредитной и финансовой систем (рыночной инфраструктуры); персональной, охватывающей вложения в образование, здравоохранение, культуру и другие виды обслужива­нии населения;

2.4 емкость регионального рынка, которая характеризуется ре­гиональной возможностью объема продаж товаров (определенных видов) и определенного объема на рынке в течение заданного пе­риода, зависящих от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнк­туры рынка, доходов населения региона, его деловой активности;

2.5 степень инфляции и ее влияние на инвестиционную дея­тельность;

2.6 степень вовлеченности населения региона в инвестицион­ный процесс;

3) периодические факторы, т.е. доверие населения к регио­нальной власти, взаимоотношения региона с федеральным Цент­ром, состояние политической стабильности в регионе;

4) социальные и социокультурные факторы, т.е. уровень жиз­ни населения региона; динамика и структура преступности в ре­гионе; влияние миграции на инвестиционный процесс; условия работы для иностранных специалистов;

5) организационно-правовые факторы, т.е. отношение регио­нальных властей к иностранным инвесторам: наличие и исполни­мость в регионе правовых актов, защищающих права инвесторов и предусматривающих для них льготы (налоговые, таможенные и др.); соблюдение законодательства органами исполнительной власти региона; правовая культура предпринимателей; информа­ционное обеспечение в регионе; достаточность информационных систем (систем хранения, обработки, обновления, передачи ин­формации с использованием компьютерной и другой техники); доступность информации;

6) финансовые факторы, т.е. состояние доходной части бюд­жета региона (дефицитный бюджет, конечно, мало способствует инвестиционной привлекательности региона); обеспеченность региона средствами внебюджетных фондов на душу населения; уровень банковского процента, удельный вес банковских долго­срочных кредитов; доступность кредитов в конвертируемой валю­те; доля убыточных предприятий в регионе.

К достоинствам факторного подхода оценки инвестиционно­го климата (привлекательности) региона, на наш взгляд, относятся возможность широкого использования статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; возможность обеспечения максимально эффективного использования всех ис­точников инвестиций; связь инвестиционного климата региона с условиями деятельности инвестора.

Третий подход к оценке инвестиционного климата региона пред­ставляет собой учет рисков инвестирования капитала в регион.

Оценка инвестиционной привлекательности региона — про­цесс сложный, многокритериальный, требующий, как правило, экспертных разработок. Это дает основание утверждать, что уп­рощенные, хотя и наглядные, методики, приводимые в литерату­ре, с использованием одного — двух факторов не могут дать объек­тивной картины, на которую рассчитывает исследователь. Как справедливо отмечают А. Фоломьев и В. Ревазов, при оценке ин­вестиционного климата региона часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной эконо­мической наукой.

При обосновании инвестиций как направ­ления формирования конкурентоспособности региона необходи­мо учитывать следующие имеющие методологическое значение аспекты.

1. Инвестиционный климат (привлекательность) региона в литературе рассматривается, как правило, с позиции некоего аб­страктного, «стратегического» инвестора, стремящегося к ускорен­ному максимальному получению прибыли (дохода) на вложенный капитал. При этом, на наш взгляд, не учитывается, что, как и инвестиции, капитал бывает разным — промышленным, торговым, ссудным, акционерным и другим, а цели инвесторов зачастую не совпадают.

2. Инвестиции в общественном воспроизводстве, по нашему мнению, действуют не изолированно, а как интегральный ресурсный фактор в системе других факторов — ресурсов (инновационных, предпринимательских, информационных, организационных, управленческих и др.), находящихся в согласованном во времени и пространстве взаимодействии. Таким образом, с одной сторо­ны, инвестиционный климат региона должен быть стабильным в течение длительного времени, а с другой — достаточно гибким, учитывающим перемены в отношении факторов — ресурсов в вос­производственном процессе. Одновременно он должен быть на­целен на формирование системы факторов — ресурсов народного хозяйства региона.

3. В экономике вообще, а в переходной экономике в особен­ности, существует объективная необходимость в инновационной «наполненности» привлекаемых в регион инвестиций. Сочетание инвестиций с инновационными факторами особенно актуально для привлечения инвестиций в сферу венчурного предпринима­тельства. Это обусловливает предъявление особых требований к инновационному ресурсу региона. К сожалению, эта сторона ин­вестиционного климата региона в экономической литературе по­чти не разработана.

4. Инвестирование должно быть связано с социальной дина­микой в регионе, т.е. обеспечением занятости, повышением жиз­ненного уровня населения региона, ростом квалификации работ­ников во всех сферах региональной экономической деятельности. Иными словами, инвестиции должны быть увязаны с развитием жизнедеятельности населения региона. В переходной экономике России эта проблема приобретает особо актуальный характер.

5. Инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости региона. Это обусловливает необходимость оптимизации существующей структуры экономи­ки региона и прежде всего его базовых производств, т.е. тех про­изводств, определяющих специализацию региона в общереспуб­ликанском разделении труда, за счет которых в основном обеспе­чивается экспорт товаров и услуг за пределы региона (на внутренний и мировой рынки) и поступление дохода в бюджет региона.

6. Интересы инвестируемых и инвесторов, как представляет­ся, требуют комплексной оценки благоприятности инвестицион­ного климата и эффективности использования привлекаемых ин­вестиций.

Необходимо отметить, что проблема изыскания возможности учета и количественной оценки влияния «российского» вектора региональных инвестиционных рисков на эффективность решений по инвестированию остается по-прежнему актуальной. Под инве­стиционным риском мы подразумеваем вероятность потери или прироста инвестируемого капитала, увеличения или недополучения предполагаемого дохода от реализации инвестиционного проекта.

Авторы рисковой методологии исследования инвестиционно­го климата региона предлагают два ее варианта.

Вариант первый разработан группой специалистов (под руко­водством И. Тихомировой) по заказу Союза инновационных пред­приятий и федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Основу концепции составляет оценка уровня инвестиционных рисков с позиции развития региональной общественной системы и целом. Естественно, что авторы данного варианта учитывали Факторы, характеризующие материальную базу региона, но глав­ный акцент они сделали на социально-политической обстановке м регионе, на человеческом потенциале. В связи с этим считаем необходимым отметить, что рассматриваемый вариант оценки региональных инвестиционных рисков, конечно, представляет оп­ределенную научную ценность, но, на наш взгляд, не может иметь большого практического значения. Признавая и нисколько не принижая роли социально-экономических факторов, мы полага­ем, что основополагающим фактором в оценке региональных инвестиционных рисков является экономический.

Вариант второй предложен О. Мачульской, Г. Марченко и др., которые с учетом отечественного и зарубежного опыта разрабо­тали методику составления комплексного рейтинга инвестицион­ной привлекательности российских регионов и региональных ин­вестиционных рисков. Достоинство данной методики состоит в том, что оценка инвестиционной привлекательности региона и регионального инвестиционного риска осуществляется индивиду­ально для каждого из регионов России. Инвестиционный кли­мат региона в целом представлен как комплексная система, со­стоящая из двух подсистем — инвестиционного потенциала и ин­вестиционного риска.

Методом агрегирования факторы объединены в несколько групп, каждая из которых характеризует тот или иной инвести­ционный потенциал региона: ресурсный, производственный, по­требительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой, институциональный, финансовый. Применительно к региону ныделяют следующие виды рисков: политический, зависящий от непредсказуемых последствий проводимой региональными лиде­рами и их окружением политики, от политической поляризации населения региона, возникновения конфликтных ситуаций с ведением военных действий; экономический, связанный с динами­кой экономических процессов в регионе; крими­нальный, определяемый динамикой и структурой преступности в регионе, и прежде всего преступности в сфере экономики; экологический, рассчитываемый по уровню экологической безопас­ности региона; финансовый, отражающий напряженность (дефицитность) регионального бюджета, совокупные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов региона; шконодательный, характеризующий совокупность правовых норм, рпулирующих экономические отношения на территории регио­на (местные налоги, льготы, ограничения).

Инвестиционная привлекательность (инвестиционный кли­мат) региона — явление динамичное. Наиболее приемлемым яв­ляется подход к этому явлению на базе рисков регионов. Основным направлением региональной экономической поли­тики должно стать выявление и приоритетное инвестирование экономики регионов — «полюсов роста». Однако интересы реги­ональных властей и внешних инвесторов часто не совпадают — уп­рощенно можно сказать, что власти заинтересованы в привлече­нии как можно большего объема внешних, прежде всего ино­странных, инвестиций, а инвесторы — в том, насколько весомым может быть вложение средств (емкость или потенциал инвести­рования) и насколько оно рискованно (риск инвестирования).

Инвестиционный риск должен непременно рассчитываться по регионам. Однако такие расчеты пока производятся весьма выбо­рочно и не стали обычной практикой управления конкурентоспо­собностью региона. На наш взгляд, возможным методом исчис­ления инвестиционного риска региона является определение возможных изменений диапазона ключевых показателей хозяй­ствования региона при осуществлении инвестиций. Из множе­ства существующих методов расчета рисков инвестиций наиболее приемлемы для региона, по нашему мнению, метод достоверных эквивалентов и метод анализа чувствительности критериев эффек­тивности инвестиций.

Метод основных эквивалентов представляет собой корректиров­ку ожидаемого потока инвестиций (J1, J2) путем введения пони­жающих коэффициентов (к1, к2) для каждого периода инвестиро­вания. В результате ожидаемые инвестиции приводятся к величи­не инвестиций, которые практически не вызывают рисковых опасений. Этот метод ориентирован на такие инвестиции, кото­рые не предполагают наращивание величины риска. Данный ме­тод достаточно прост в расчете. Однако необходимо исчислять коэффициенты достоверности по каждому виду инвестиций и по каждому периоду их осуществления, что достаточно трудно. Кроме того, этот метод может оценить риск только в целом, не позволяя определить риск инвестиций в регионе по ключевым позициям.

Метод анализа чувствительности критериев эффективности ин­вестиций позволяет выявить влияние отдельных параметров на эффективность инвестиций, возникновение риска инвестиций, показывает направления дальнейшего определения риска инвес­тиций в регионе, что особенно важно при уяснении сильной чув­ствительности показателя эффективности инвестиций к какому-то определенному показателю этих инвестиций. Суть рассматри­ваемого метода определения риска инвестиций в регионе заключается в том, что в виде математического уравнения или не­равенства задается взаимосвязь между исходными данными и ре­зультатом определенного вида инвестиций. Затем определяются наиболее вероятностные значения исходных показателей инвес­тиций и возможные диапазоны их изменений. Наконец, прово­дится изменение значений исходных показателей инвестиций в регионе и исследуется их воздействие на результат инвестирова­ния. Однако данный метод довольно жестко детерминирован, не позволяет получить вероятностные оценки возможных отклоне­ний при исследовании результирующих показателей, предполагает абстрагирование от всех показателей эффективности инвестиций, кроме одного, который изменяется самим исследователем. Ина­че говоря, и этот метод достаточно далек от реальной оценки рис­ков инвестиций региона, хотя и обеспечивает многофакторное изучение этих рисков.

Нередко при оценке рисков инвестиций региона применяет­ся метод сценариев, позволяющий достаточно наглядно определить результаты инвестиций при определенных условиях, складыва­ющихся в данный период в региональном хозяйствовании. Этот метод позволяет обеспечить управление региона информацией о возможных отклонениях при осуществлении инвестиций, об из­менениях критериев привлечения инвестиций в регион. Думает­ся, что названные два метода в совокупности с методом сценари­ев могут помочь установить уровень риска поступивших инвес­тиций в регион.

При определении рисков инвестиций особо важно выявлять риски инвестора и риски региона. Применительно к конкуренто­способности более значимы риски самого региона в связи с при­влечением инвестиций. В регионе возможно управление рисками инвестиций, но это управление ограничено и определяется дос­товерностью расчетов самих рисков. Управление каждым видом рисков инвестиций может происходить с использованием его соб- с гвенных способов.

В настоящее время начинает внедряться кэптивное (подконт­рольное) страхование: кэптивная страховая компания находится в полной собственности компании-учредителя и обеспечивает за­щиту ее интересов. В финансовом отношении такие компании независимы — они получают от своих учредителей внутренние займы. Крупные российские корпорации уже имеют такие стра­ховые компании, однако в регионах их пока нет. На наш взгляд, развитие кэптивного страхования — весьма действенный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя создание подобных компаний в регионе требует определенной перестрой­ки финансовых потоков региона. Выполняя перестраховочную деятельность, предлагаемые компании смогут обеспечить управ­ление инвестиционными рисками региона. При этом особое зна­чение будут иметь рейтинг региона, его устойчивость, потенци­альные возможности. Развитие же филиалов таких компаний в регионе позволит создать привлекательный инвестиционный кли­мат не только для отечественных, но и для иностранных инвес­торов. Если иностранный капитал вовлекается в хозяйственную деятельность региона, то и страховые компании этой страны ока­зываются заинтересованными в работе данного региона, могут страховать инвестиционные риски региона.

Для иностранных инвесторов положительными являются следующие позиции отечественного хозяйствования: большие мас­штабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неогра ниченные сырьевые возможности страны, возможность получи п большую прибыль на инвестиции. Однако социально-политичсч кая нестабильность страны и регионов, слабая степень страхования инвестиций, коррумпированность управления, неразвитое п инфраструктуры снижают привлекательность регионов России для инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: