Эти методы в последние десятилетия занимают все более важное место в прогнозировании: сочетая преимущества всех других методов познания, они логически аккумулируют все необходимые элементы качественного и количественного анализа.
Вполне очевидно, что использование экономико-математических моделей дает по крайней мере два важных преимущества:
►во-первых, основываясь на количественных параметрах, дают возможность выявить характер и направление связей между отдельными структурными элементами и факторами, формирующими объект исследования и прогнозирования, а также влияние каждого их них на его состояние и развитие;
►во-вторых, позволяет конкретному участнику рынка как бы «проигрывать» альтернативные варианты прогнозов с учетом тех или иных принимаемых решений, т.е. в конечном итоге создает основу для выбора наилучшего решения, оптимальной тактики и стратегии выступления на мировом рынке.
В сфере прогнозирования мирового рынка, учитывая, что в распоряжении исследователя имеется, как правило, богатый статистический материал, представленный в форме различных временных рядов за достаточно продолжительный период, чаще всего используют эконометрические (статистико-вероятностные) многофакторные модели. Последние в данном случае выступают как научные абстракции, отображающие в математической форме важнейшие функциональные зависимости между факторами (через соответствующие им экономические показатели — аргументы) формирования рынка. Опыт свидетельствует, что в практике прогнозирования: мирового рынка именно многофакторные модели регрессионного типа уверенно заняли лидирующее положение, став надежным инструментом решения прогнозных задач.
Задача построения такого типа модели сводится к определению аналитического выражения, показывающего характер и степень влияния группы показателей-аргументов, характеризующих исследуемое явление (в данном случае мировой рынок), на изучаемый результативный показатель, например, мировую цену, спрос, предложение и т.п.
В общем виде многофакторная регрессионная модель мажет быть представлена следующим образом:
Y - f(x1, x2, х3,... хп) + ζ,
где: Y — результативный показатель, т.е. моделируемый параметр рынка;
f(x1, x2, х3,... хп) — некоторая неслучайная функция, характеризующая основные тенденции развития моделируемого явления, обусловленные влиянием определяющих эти тенденции показателей-аргументов — x1, x2, х3,... хп, при n → ∞
ζ — случайная компонента (ошибка модели), которую можно интерпретировать как суммарное влияние некоторого множества других факторов разноречивого характера, намеренно не учитываемых в данной модели в силу чрезвычайно малого влияния каждого из них в отдельности.
Степень совершенства и надежности модели контролируется через специальные статистические ее параметры, в их числе: коэффициент множественной детерминации (R2), критерий Фишера (F), величина средней ошибки аппроксимации (Ē%) и другие.
Такого рода экономико-математические модели, базирующиеся на уже хорошо разработанном и многие годы успешно использующемся в экономических исследованиях математическом аппарате (включая корреляционный анализ, многошаговый регрессионный анализ, сегментную регрессию, метод главных компонент), наиболее полно и удачно сочетают основные элементы современной теории и практики составления научно-обоснованных экономических прогнозов, в процессе разработки которых логически сочетается использование методов и приемов экстраполяции, экспертных оценок и современного математического инструментария на базе ЭВМ.
Основным достоинством многофакторных экономико-математических моделей для целей прогнозирования мирового рынка, выдвинувших их в число наиболее надежных и широко используемых во внешнеторговой практике, является то, что они поддаются грамотной экономической интерпретации и крайне эргономичны с точки зрения работы с ними исследователя, поскольку как бы удачно моделируют образ его мышления и процесс выработки им прогнозного решения.
Построение прогнозной многофакторной экономико-математической регрессионной модели обычно включает несколько этапов.
1. Постановка задачи, определение необходимого и достаточного прогнозного горизонта и базового периода.
2. Анализ основных факторов формирования исследуемого объекта, сбор необходимой статистической информации (экономических показателей), прямо или косвенно характеризующей эти факторы.
Отбор наиболее важных показателей с целью последующего их использования в качестве аргументов при построении многофакторной модели рынка. Анализ отобранных показателей с целью выявления эффекта временных лагов (временного запаздывания) их динамики по отношению к результативному (моделируемому) показателю.
5. Построение многофакторной экономико-математической модели рынка с использованием процедуры многошагового регрессионного анализа и оценка влияния каждого из показателей-аргументов, вошедших в модель.
6. Проверка прогностических свойств модели с помощью процедуры расчета «RETRO-прогноза» и разработка прогноза мирового рынка на заданную перспективу.
Многообразие факторов, формирующих тенденции развития мирового рынка, их сложное, неоднозначное взаимодействие друг с другом и влияние на прогнозируемый (моделируемый) показатель, а также широкое разнообразие описывающих их статистических показателей, которое приходится исследовать для отбора наиболее важных и представительных, осложняют проблему. Решение этой задачи предполагается в два этапа:
►на первом — на основании традиционного логического и экономического анализа;
►на втором — методами количественного анализа, т.е. путем изучения корреляционных связей, а также в процессе пошаговой регрессионной процедуры.
В модель следует включать по возможности ограниченное число показателей-аргументов (как показывает опыт, порядка 5-8, реже — больше), что позволит сделать ее удобной для практического осмысления и прогнозирования. В то же время на начальных этапах построения модели приходится иметь дело с несколькими десятками и даже сотнями экономических показателей, характеризующих состояние рынка. В конечном итоге разумно придерживаться следующего общего правила: суммарное влияние показателей-аргументов, не включенных в модель (т.е. средняя ошибка аппроксимации модели), в силу того, что они отражают несущественные стороны функционирования объекта, должно быть меньше, чем влияние любого отдельно взятого показателя-аргумента, включенного в эту прогнозную модель.
Методология построения многофакторных экономико-математических моделей мировых товарных рынков (особенно применительно к задачам конъюнктурным и в меньшей степени — среднесрочного характера) делает необходимым использование так называемого эффекта временного запаздывания или временного лага.
На поверхности этот эффект выражается в определении запаздывания динамики одних показателей по отношению к другим, например, показателям, характеризующим состояние конъюнктуры рынка, к ценам на те или иные товары. Во многих случаях наблюдается, что экстремальные значения этих показателей наступают несколько раньше, чем цена достигает своего максимума или минимума. Время такого опережения в динамике показателя по отношению к цене называют временным лагом, а сам эффект используется в качестве опережающего сигнала-индикатора, оповещающего о вероятных изменениях в движении цен.
Этот принцип, замеченный группой ученых Гарвардского университета еще в начале двадцатых годов, лег в основу построенных ими, так называемых «барометров для прогноза конъюнктуры» и до сих пор широко используется в практике экономического прогнозирования.
Само существование фактора запаздывания или опережения в динамике одних показателей по отношению к другим может быть объяснено многими причинами общего и частного характера. В самом общем случае оно, видимо, отражает свойство инерционности, в той или иной степени присущее каждой большой экономической системе. В конкретном случае, применительно, например, к рынку минерального сырья, важным представляется то обстоятельство, что от момента производства металла (или добычи руды) до его поступления на рынок, а с рынка — непосредственному потребителю проходит период, исчисляемый многими месяцами. Кроме того, характерной чертой международной торговли, например металлами, является практика заключения контрактов на поставку сроком от 3 до 12 и более месяцев.
Запаздывающее влияние отдельных показателей на динамику цен на рынке предопределяется также часто проявляющейся тактикой регулирования складских запасов производителями или потребителями в ожидании возможных перебоев в сфере производства или потребления в связи с трудовыми конфликтами (забастовками и т.п.) либо теми или иными мероприятиями крупных производителей, направленными на искусственное регулирование спроса и предложения на рынке с целью желательного изменения цен.
На практике значение временного лага определяется с помощью ЭВМ в процессе расчета так называемых корреляционных функций соответствующих показателей развития рынка по отношению к результирующему (моделируемому) показателю (например, мировой цене, спросу и т.п.). Для каждой из рассматриваемых пар — «показатель-цена» или «показатель-спрос» характерен свой эффект временного опережения (временной лаг) и чем этот лаг больше, тем это важней для целей прогнозирования.
Проведенные автором расчеты показывают, что по величине выявленного временного лага все показатели конъюнктуры мирового рынка по отношению к мировой цене можно разделить на четыре группы:
►не имеющие эффекта опережения, т.е. те, у которых временной лаг равен нулю; таких показателей абсолютное большинство;
►обладающие временным лагом по отношению к цене в пределах 1-2 кварталов — индикаторы низкой мобильности;
►имеющие временной лаг в 3-4 квартала — индикаторы средней мобильности;
►обладающие временным лагом в 5-6 и более кварталов — индикаторы высокой мобильности.
Естественно, что с точки зрения разработки более надежных прогнозов развития конъюнктуры наибольший интерес представляют показатели высокой и средней мобильности.
Статистический анализ динамики нескольких сотен квартальных показателей общехозяйственной и товарно-рыночной конъюнктуры по отношению к соответствующим мировым ценам на основных рынках промышленного сырья (черным, цветным и драгоценным металлам, аммиаку, химическим волокнам) и сельскохозяйственным товарам (пшеницы, какао-бобам, кофе, лесоматериалам, хлопку, шерсти, натуральному каучуку) позволил установить определенные закономерности в этой области. Так, к числу показателей-индикаторов высокой и средней мобильности относятся показатели, характеризующие инвестиции в основной капитал — ассигнования на машины и оборудование, поступление новых заказов в основных отраслях, индексы загрузки производственных мощностей, индекс изменения количества компаний, выданные разрешения и начатое жилищное строительство, запасы в обрабатывающей промышленности, а также складские запасы у производителей и потребителей и другие. Такую же роль ранних индикаторов играют и многочисленные показатели кредитно-денежной сферы — учетные ставки ведущих банков США, Великобритании, ФРГ и Японии, индексы акций 500 ведущих компаний США, индексы курсов акций Доу-Джонс, курсы основных валют и другие. Последняя группа показателей часто выступает в роли ранних индикаторов изменения конъюнктуры и на рынках сельскохозяйственного сырья в дополнение к таким специфическим показателям, как например, регулярно публикуемые оценки предполагаемого сбора урожая, а также оценки предполагаемого экспорта и импорта этих товаров по соответствующим странам.
В то же время большинство показателей товарно-рыночной конъюнктуры, характеризующие непосредственно сам механизм биржевой торговли — запасы товара на складах биржи, объем торговых операций и т.п., как правило, не имеют устойчивого и сколько-нибудь продолжительного прогностического эффекта (лага), что затрудняет использование этих показателей в процессе разработки прогнозов рынков биржевых товаров.
Использование эффекта временного опережения в динамике ряда показателей состояния конъюнктуры по отношению к мировой цене позволяет построить прогнозную экономико-математическую модель большей надежности: последняя не нуждается в собственных оценках входящих в модель показателей-аргументов на весь горизонт прогнозирования. Важно при этом, привлекая всю гамму показателей-аргументов с присущими каждому из них временными лагами, использовать пошаговую процедуру подготовки прогноза: для периода прогнозирования в один квартал использовать все без исключения имеющиеся лаговые показатели, для периода — два квартала — уже только те, у которых временной лаг больше двух кварталов, для прогноза на три квартала — те, у кого временной лаг больше четырех кварталов и т.п.
Такая пошаговая процедура позволяет обеспечить большую надежность прогноза в варианте функции полной предуказательности модели, избегая необходимости давать какие-либо собственные оценки входящих в нее показателей-аргументов. При этом для разработки на каждый шаг горизонта прогнозирования (в данном случае на квартал) рассчитывается свой вариант модели с учетом вхождения в нее строго определенного набора показателей-аргументов с соответствующими временными лагами. При этом по мере построения вариантов моделей, ориентированных на больший горизонт прогнозирования, количество соответствующих лаговых показателей-аргументов будет неуклонно уменьшаться, что, в свою очередь, будет снижать и надежность модели и прогнозов, разработанных на ее основе.
Интерес представляет также и вопрос о соотношении общехозяйственных и товарно-рыночных показателях-аргументах в многофакторных моделях для целей прогнозирования конъюнктуры различных мировых товарных рынков. Более чем двадцатилетний опыт автора в построении и использовании в прогнозировании такого рода экономико-математических моделей показал, что для рынков промышленного сырья на долю общехозяйственных показателей-аргументов приходится большая часть — порядка 60%-75%, тогда как специфика конкретного товарного рынка отображается, как правило, лишь меньшей частью товарно-рыночных показателей. Это еще раз подтверждает ранее уже высказанную мысль о том, что для большинства товарных рынков промышленного сырья определяющим в развитии их конъюнктуры является именно состояние общехозяйственной конъюнктуры и лишь на втором месте — особенности и специфика исследуемого конкретного промышленного сырьевого товара.
Несколько иной состав и соотношение показателей-аргументов общехозяйственной и товарно-рыночной конъюнктуры складывается в прогнозных многофакторных моделях рынков товаров сельскохозяйственного происхождения. Причем для непродовольственных товаров — лесоматериалов, хлопка, шерсти, натурального каучука, синтетических волокон — доля показателей-аргументов общехозяйственной конъюнктуры составляет около 40-50%, т.е. достаточно велика, хотя и несколько меньше, чем у промышленного сырья. Что же касается рынков продовольственного сырья -тт пшеницы, какао-бобов, кофе, сахара, то, как свидетельствует опыт, ведущую роль здесь уверенно играют именно показатели-аргументы товарно-рыночной конъюнктуры, на долю которых устойчиво приходится около 75% от их общего числа в модели. Последнее свидетельствует о несравненно большей специфике и зависимости сельскохозяйственного производства от погодно-климатических и других условий и в меньшей степени от состояния общехозяйственной мировой конъюнктуры.