Правоохранительные органы

Областные суды Республики Казахстан

Районные (городские) суды Республики Казахстан

Верховный суд Республики Казахстан

Судебная система Республики Казахстан

Судебная власть Республики Казахстан

Понятие судебной системы Республики Казахстан.

Тема: Правоохранительные органы и суд в РК. Основы организации и деятельности правоохранительных органов. Суд и правосудие

Лекция: 3

Предмет: Основы права

План:

1. Понятие судебной системы Республики Казахстан.

2. Судебная власть Республики Казахстан.

3. Судебная система Республики Казахстан.

4. Верховный суд Республики Казахстан.

5. Районные (городские) суды Республики Казахстан

6. Областные суды Республики Казахстан.

Вопросы для обсуждения:

1. Представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии судей Верховного суда

2. Местные суды

3. Правоохранительные органы, понятие, признаки

4. Система органов прокуратуры

5. Органы внутренних дел

6. Следственные органы

Различие судебных зданий и всех государственных органов РК различаются по символам государственной власти. На зданиях и в залах судебных заседаний устанавливается

Государственный флаг и помещается изображение Государственного герба РК. Для судей Республики Казахстан предусмотрена специальная форма одежда «Мантия» в которых они осуществляют правосудие.

Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров РК.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функций судебной власти, обращения подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или изъяты на контроль другими органами и лицами, а также лишения прав на рассмотрение дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным независимым судом.

Судьи при рассмотрении дела независимы, подотчетны только конституции

и закону. Ущемление статуса и независимости судей не допускается, так же не

допускается вмешательство в деятельность суда по рассмотрению дела и

влечет ответственность, а по конкретным делам вообще неподотчетны.

Решение и требования судей при осуществлении полномочий обязательны

для исполнения всеми лицами как государственных так и физическими так и

юридическими. Неисполнение решений также влечет ответственность.

Судебная система Республики Казахстан составляет Верховный суд РК и местные суды. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается.

К местным судам относят:

- областные и приравненные к ним суды

- районные и приравненные к ним суды

также в Республики Казахстан могут создаваться специальные суды (военные, налоговые)

Все суды имеют печать с изображением Государственного герба РК и свое наименование.

Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается:

принципом правосудия, установленные конституцией являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти в единых формах, применение действующего права. Финансирование судов происходит из республиканского бюджета.

Верховный суд РК является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РК рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику, принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. В частности рассматривает судебные дела о государственной измене, совершенные в период исполнений своих обязанностей Президента Республики Казахстан, о преступлениях совершенными лицами в период исполнения своих обязанностей Судьи Верховного суда РК, депутата Парламента Республики Казахстан, Генерального Прокурора РК, а также о преступлениях связанных с исполнением служебных обязанностей совершенных членами Правительства Республики Казахстан, первыми руководителями центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а равно первыми руководителями государственных органов, подчиненных

непосредственно Президенту РК. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов.

Верховный суд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей их численность устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, а органами Верховного суда являются:

- надзорная коллегия

- коллегия по гражданским делам

- коллегия по уголовным делам

- пленарное заседание суда

так же при Верховном суде образуется научно-консультативный совет и печатный орган – это совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам правоприменительной практики. Также обладает правом экспертной оценки научных работ, учебных и иных пособий, статей и публикаций, издаваемых судьями и работниками

Верховного суда, а также другими учеными и практикантами, и дают по ним соответствующие заключения, отзывы и рекомендации. Научно-консультативный совет избирается пленарным заседание по представлению председателя Верховного суда Республики Казахстан из числа ученых сроком на 3 года и состоит из 2 секций – по гражданско-правовым вопросам и по уголовно-правовым вопросам. Их работу обеспечивает секретарь Пленума верховного суда Республики Казахстан, который организует заседание, доводит до сведения руководство и принимает меры к их реализации.

Коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда возглавляется председателем коллегий, а надзорная коллегия – Председателем Верховного суда. В соответствии с постановлением пленарного заседания Верховного суда Республики Казахстан численность судей в каждой коллегии по представлению Председателя Верховного суда установлена следующая численность судей:

- надзорной коллегии 8 судей

- коллегии по гражданским делам 18 судей

- коллегии по уголовным делам 19 судей

Надзорная коллегия состоит из судей Верховного суда, избираемых тайным ежегодным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. А коллегия по гражданским и уголовным делам состоят из судей персонального состава, которые устанавливаются Председателем Верховного суда после обсуждения на пленарном заседании. Также Председателем Верховного суда могут создаваться специализированные составы.

Председатель Верховного суда является судьей на ряду с выполнением обязанностей судьи и выполняет следующие организационные работы:

организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает надзорную коллегию, может председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, созывает пленарные заседания Верховного суда и председательствует на них, вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного суда по вопросам применения в судебной практике законодательства, вносит на утверждение пленарного заседания Верховного суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного суда и членов научно-консультативного совета, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для

рассмотрения дел в составе другой коллегии кроме надзорной коллегии, утверждает план работы Верховного суда, координирует работу коллегии, осуществляет обще руководство аппаратом Верховного суда утверждает структуру и штаты, ведет личный прием граждан и издает распоряжения.

Прежде всего председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы республики с другими органами и иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также представляет кандидата на должность руководителя уполномоченного органа Президенту РК, на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда, соответственно в Высший судебный совет или квалификационную коллегию юстиции с приложением на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании судов.

Квалификационная коллегия юстиции – это автономное, независимое учреждение формируемая из депутатов Мажилиса, судей, прокуроров, преподавателей юридических дисциплин и ученых–юристов, работников органов юстиции. Основными задачами, которых является – обеспечение качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности председателей и судей, районных и приравненных к ним судов, обеспечение независимости судей.

Также вносит предложение по усовершенствованию законодательства непосредственно Президенту Республики Казахстан, при возникновении основания вносит представления по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей судов республики, вносит представление Президенту Республики Казахстан о награждении судей государственными наградами и присвоения почетных званий по своему усмотрению присваивает судьям Республики Казахстан звания «Почетный судья»

и утверждает положение о присвоении звании.

При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей коллегий, а в случае отставки или досрочного прекращения полномочий, временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного суда.

Председатель коллегии Верховного суда является также как и председатель Верховного суда, судьей наряду с выполнением обязанности судьи. Председатель коллегии Верховного суда осуществляет следующее:

председательствует в судебных заседаниях коллегии, организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики применения законодательства, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда, представляет информацию пленарного заседания о деятельности коллегии, осуществляет другие полномочия, предусмотренные в рамках закона.

В случае временного отсутствия исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению председателя Верховного суда на одного из судей коллегии.

Пленарное заседание: устанавливает численный состав коллегий и избирает судей в состав надзорной коллегии, изучает судебную практику по итогам обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия, принимает нормативные постановления и дает разъяснения по применению судебной практики, заслушивает информацию председателей Верховного суда и руководителя уполномоченного органа, дает заключение в случае признания Президента РК не дееспособным, обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда и выносит заключение, утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета.

Районные (городские) суды РК образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом РК по представлению уполномоченного органа согласованному с председателем Верховного суда. Также Президентом РК может образовывать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

Численность судей для районных судов утверждает также Президент РК по представлению уполномоченного органа, а количество судей для каждого районного суда устанавливает уполномоченный орган на основании председателя суда.

Районный суд состоит из председателя и судей. Если в штатном расписании предусмотрен только один судья (односоставный суд) то на него возлагается обязанности председателя этого суда.

В районном суде создается канцелярия, ее штатная численность устанавливается администратором судов области по согласованию с председателем суда. Районный суд является судом первой инстанции, они рассматривают все судебные дела, отнесенные к подсудности, и ведет судебную статистику, за исключением отнесенные подсудности областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда Республики Казахстан.

Председатель районного суда: является судьей и выполняет обязанности судьи. Организует рассмотрение судебных дел судьями суда, ведет общее руководство канцелярией, ведет прием граждан, организует прохождение стажировки кандидатам на должность судьи, организует ведение и анализ судебной статистики, издает распоряжения и осуществляет другие полномочия предусмотренных в рамках закона.

Стажировка – это изучение специфики работы в районном и приравненном к нему суду, приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.

В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда.

В случае отсутствия председателя в односоставном суде исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей другого суда распоряжением председателя областного суда по представлению руководителя территориального уполномоченного органа.

Областные и приравненные к ним суды образуются также как и городские суды, их структура в основном одинакова, там также общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа и на основании представления председателя этого суда.

Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей, их органами является: надзорная коллегия, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, пленарное заседание суда. А в полномочия входит рассмотрение судебных дел отнесенные к его подсудности, также ведет судебную статистику и изучает судебную практику, осуществляет контроль за деятельностью администраторов судов области, и осуществляет другие полномочия предусмотренных в рамках закона. В частности рассматривает такие судебные дела, которые за совершение преступления предусматривают смертную казнь, а также дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим в состоянии невменяемости или заболевшим душевной болезнью после их совершения. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов.

Коллегия по гражданским и уголовным делам областного суда возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия-председателем суда. Число судей в каждой коллегии устанавливается на пленарном заседании, надзорная коллегия состоит из числа судей данного суда, избираемых ежегодным тайным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. Также могут создаваться специализированные составы в коллегиях по уголовным и гражданским делам председателем суда.

Председатель областного суда является судьей и выполняет обязанности судьи. Он организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает надзорную коллегию вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии кроме надзорной коллегии, созывает пленарное заседание областного суда и председательствует на них, возбуждает дисциплинарное производство в отношении председателей коллегий и судей областного суда, председателей и судей районных судов, издает распоряжения, осуществляет общее руководство канцелярией суда, ведет личный

прием граждан, в случае временного отсутствия председателя коллегии возлагает исполнение его обязанностей на одного из судей коллегии.

На основании рекомендации пленарного заседания суда направляет в Квалификационную коллегию юстиции заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи.

В случае временного отсутствия председателя областного суда его обязанности по его распоряжению возлагаются на одного из председателей коллегий суда.

В случае отставки либо иного досрочного прекращения полномочий председателя областного суда его обязанности по решению уполномоченного органа возлагаются на одного из председателей коллегий суда.

Председатель коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

организует рассмотрение судебных дел судьями коллегии, председательствует в заседаниях коллегии, вносит председателю суда предложения по формированию в составе коллегии специализированных составов, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности коллегии.

В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.

Пленарное заседание областного суда проводит пленарные заседания по мере необходимости не реже двух раз в год и рассматривает на них: численные состав коллегии и избирает судей в состав надзорной коллегии, обсуждает план работы суда, заслушивает информацию председателей коллегий, обсуждает судебную практику, дает согласие уполномоченному органу в назначение лица на должность администратора судов области и рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда после чего выносит результат, заслушивает отчет администратора судов области о его

деятельности, также освобождение от должности администратора судов области, рассматривает стажировки кандидатов на должность судьи представляет заключение в квалификационную коллегию юстиции заключение.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух треть голосов от общего числа судей областного суда

По приведенным данным Судебная система Республики Казахстан единая, это обосновывается – равным статусом судей всех судов начиная с низшего и заканчивая высшим, конституционными принципами правосудия, осуществления судебной власти в установленных законом формах судопроизводства, применения судами единого законодательства и установления закона систем исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории республики, конституционный порядок формирования судов и финансирование всех судов производится из средств республиканского бюджета.

Узнали, как происходит представление кандидатур на вакантные должности

председателей коллегии судей Верховного суда, председателей коллегии

местных судов. Как переходит исполнение обязанностей от одного

государственного служащего к другому. Какие полномочия возлагаю на себя

суды Республики Казахстан. Прохождение стажировки кандидата судьи.

Численность состава коллегий суда.

В республике созданы правоохранительные органы, которые призваны обеспечивать исполнение требований Конституции, законов, указов Президента и других нормативных актов. К правоохранительным органам относятся: прокуратура, органы внутренних дел, органы национальной безопасности.

Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Республики Казахстан. Он стоит во главе Генеральной прокуратуры. На местах имеются прокуроры областей, районов, городов. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным применением законов, указов и других нормативных актов на всей территории государства. Дело в том, что государственные органы, должностные лица иногда неправильно применяют законы, полагая, что законы не учитывают особенности местной жизни. Или же эти органы стремятся исказить положения законов, чтобы не выполнять требования законов. Поэтому прокуратура следит за тем, чтобы все государственные органы, государственные и негосударственные организация точно, без искажений применяли положения законов, других нормативных актов. С этой целью прокуратура выявляет нарушения Конституции, законов, указов Президента с чьей бы стороны не совершались и принимает меры для их устранения. Многие нарушения касаются прав и свобод граждан, поэтому прокуратура осуществляет надзор за работой всех государственных органов в следующих направлениях:

1) прокуратура надзирает за соблюдением прав и свобод граждан. Например, если правительство или какое-либо министерство или аким примет решение, нарушающее конституционные права и свободы граждан, то прокуратура вносит в эти органы (или в суд) протест, доказывая незаконность такого решения.
2) Следит за законностью административного производства. За административные правонарушения граждан привлекают к административной ответственности государственные органы: госавтоинспекция, санитарная инспекция и т. д. Прокуратура проверяет, не нарушают ли эти органы права граждан.
3) Следит за оперативно-розыскной деятельностью, за законностью следствия. Следственные органы проводят расследования преступлений и с этой целью собирают доказательства, получают показания подозреваемых, свидетелей, потерпевших и т. д. Прокуратура следит за тем, чтобы органы следствия при этом не нарушали законы, права и свободы граждан, не применяли запрещенные методы следствия и т. д.

Для выполнения этой работы прокуратура проводит проверку органов следствия. Такую работу она проводит в связи с поступающими заявлениями, жалобами о нарушениях законов и т. д. Следовательно, органы прокуратуры защищают не только интересы государства, но и каждого человека.

Министерство внутренних дел возглавляет единую систему органов управления внутренних дел областей, городов, на транспорте, городские, районные, районные в городах, исправительные учреждения (тюрьмы, лагеря и т. д.), подразделения пожарной охраны, внутренние войска и др. организации.

Основными задачами органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка и обеспечение безопасности; предупреждение, выявление, пресечение преступлений и иных правонарушений; осуществление дознания; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; контроль за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания на территории республики; охрана государственных и иных объектов и т.д.

Для выполнения этих задач органы внутренних дел, их работники имеют следующие права:

1) Требовать от граждан соблюдения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения противоправных действий. Если эти требования не выполняются, то органы вправе применять меры принуждения.
2) Проверять документы, удостоверяющие личность, если человека подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.
3) Рассматривать заявления, сообщения о совершенных или готовящихся правонарушениях, регистрировать их, своевременно принимать меры по их пресечению, раскрытию, задержанию правонарушителей.
4) Если в производстве органов находятся материалы по уголовным и другим делам, то вызывать граждан, чтобы получить от них объяснения, документы, производить допросы. Если вызываемый уклоняется от явки без уважительных причин, приводить принудительно.
5) Задерживать военнослужащих, совершивших правонарушения, и передавать их военным комендантам, военным комиссарам.
6) Задерживать и помещать в приемниках-распределителях для несовершеннолетних лиц, не достигших 1 8 лет и совершивших правонарушения. Органы доставляют безнадзорных детей и подростков в органы опеки и попечительства.
7) Доставлять в специальные медицинские учреждения нетрезвых людей, могущих принести вред окружающим или нарушающих общественный порядок.
8) При преследовании подозреваемых в совершении преступлений работники органов вправе беспрепятственно входить в жилые и другие помещения граждан, осматривать их.
9) Останавливать транспортные средства и проверять у водителей документы на право управления, документы на перевозки груза. В случае нарушения правил управления, перевозки применять меры, предусмотренные законом: отстранять от управления транспортом, доставлять груз в специальные места и т. п.

Органы внутренних дел, их служащие наделены и другими правами, позволяющими им следить за установлением общественного порядка, за выполнением законов.

Все граждане должны быть заинтересованы в том, чтобы в обществе был правовой порядок, чтобы их права и свободы не нарушались. Наиболее сознательные граждане помогают органам внутренних дел в охране общественного порядка. Особо отличившиеся в этом граждане поощряются органами внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять огнестрельное оружие, к которому прибегают для:

1) защиты граждан от нападения преступников, освобождения заложников;
2) отражения нападения на сотрудников органов внутренних дел, членов их семей, на дружинников;
3) для отражения нападения на жилые помещения граждан, помещения государственных организаций.

Оружие применяется и в других случаях, когда необходимо предотвратить, прекратить совершаемое преступление.

Органы внутренних дел, его органы в областях, районах и городах проводят дознание по совершенным преступлениям, оперативно-розыскную работу. Уполномоченные органов внутренних дел:

задерживают лиц, подозреваемых в совершении или приготовлении к совершению преступления; проводят следственные действия: производят фотографирование, звуко-,кино-,видеосъемки; беспрепятственно и безвозмездно получают по возбужденным уголовным делам материалы в государственных органах и организациях; вызывают граждан и получают от них объяснения, документы; производят допросы; пользуются государственными средствами массовой информации для оповещения и привлечения общественности к установлению обстоятельств совершения преступления, к розыску преступников и т. д.

Следователи производят и другие действия для разоблачения преступников, привлечения их к уголовной ответственности.

Таким образом, каждый правоохранительный орган имеет свои задачи, особые права, представленные для зашиты законных интересов граждан государства. Они не дублируют работу друг друга, но в процессе выполнения своих функций оказывают содействие друг другу. Прокуратура, органы внутренних дел, следственные органы в совокупности составляют силовую структуру, которая стоит на страже законов от посягательств любых лиц - граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: