План исследований и разработок

Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта

сфера деятельности требует значительных вложений капитала, на­личия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, вы­сокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются исполь­зованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.

Если же фирма все-таки предполагает или уже проводит иссле­дования и разработки, в соответствующем разделе бизнес-плана она должна осветить следующие вопросы:

=> величина затрат на исследования и разработки (в том числе как процент от суммы продаж за последние несколько лет); сравнение затрат на НИОКР с соответствующими затрата­ми фирм-конкурентов;

=> квалификация и опыт ключевого персонала в отделе иссле­дований и разработок, количество занятых в этой сфере;

=> оснащенность отдела исследований и разработок, характе­ристики общезаводского оборудования;

=> реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации (с количественной и качественной точек зрения);

=> направления исследований и разработок, не имеющих пря­мого отношения к созданию конкретных свойств товара (например, исследование операций и создание внутрифир­менных моделей, фундаментальные исследования);

=> связи подразделения НИОКР с другими исследовательски­ми организациями, такими, как отделы фирм, университеты и учебные институты, научно-исследовательские и проект­ные институты,

=> формы государственной и частной помощи проведению ис­следований и разработок (субсидии, гранты и т.д.);

=> доходы, которые подразделение исследований и разработок генерирует, проводя работы для других организаций (дого­ворные работы).

3 Оформление и стиль бизнес-плана

Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

Специалисты по бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес-плана.

1. Предложения должны быть короткими, ясными, четкими, энергичными. Не нужно попусту тратить слова и чрезмерно расцвечивать текст (писать «красиво»). Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения (например, «некто» или «господин [«, если можно конкретно назвать человека). Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.

2. Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист может рассказать о ем ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.

3. Бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию.

Не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в истую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, подчеркивая циклический характер продаж своего товара, е нужно целиком излагать теорию делового цикла.

4. Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учета реальных возможностей бизнеса – даже если го предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы – банки, государство, венчурные компании и т.п. – часто гораздо лучшеосведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.

5. Очень помогает уяснению положений плана использова­ние фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.

6. Необходимо позаботиться о четкой структуре плана. Мате­риал должен быть разделен на короткие, хорошо выделенные пара­графы. Для обозначения различных частей бизнес-плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т.д. Хорошо струк­турированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес-плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенци­ального инвестора. Ваш бизнес-план должен выделяться на общем фоне.

7. Нужно особо выделять основные предположения бизнес-плана, его главные выводы.

8. Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана раз­личной объемной информацией. Если она действительно необходи­А и разъясняет суть дела, выбрасывать ее из бизнес-плана не нуж­но. Но лучше включить такую информацию в аппендикс (раздел «Приложения»), для того чтобы ее могли найти читатели, которые нуждаются в дополнительной информации.

9. Важно правильно выбирать время для работы над бизнес-планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес-план следует писать тогда, когда над вами не тяготеют серь­езные проблемы и все идет относительно гладко.

10. При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо опреде­лять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.

11. Общий объем бизнес-плана может быть назван приемле­мым, если он не превышает 100 страниц.

12. Если бизнес-план составляется для достижения целей раз­вития и диверсификации в новые сферы бизнеса для уже сущест­вующего предприятия, он должен дать ответ, не пострадают ли те­кущие, основные операции в связи с запланированными измене­ниями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: