Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта
сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.
Если же фирма все-таки предполагает или уже проводит исследования и разработки, в соответствующем разделе бизнес-плана она должна осветить следующие вопросы:
=> величина затрат на исследования и разработки (в том числе как процент от суммы продаж за последние несколько лет); сравнение затрат на НИОКР с соответствующими затратами фирм-конкурентов;
=> квалификация и опыт ключевого персонала в отделе исследований и разработок, количество занятых в этой сфере;
=> оснащенность отдела исследований и разработок, характеристики общезаводского оборудования;
|
|
=> реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации (с количественной и качественной точек зрения);
=> направления исследований и разработок, не имеющих прямого отношения к созданию конкретных свойств товара (например, исследование операций и создание внутрифирменных моделей, фундаментальные исследования);
=> связи подразделения НИОКР с другими исследовательскими организациями, такими, как отделы фирм, университеты и учебные институты, научно-исследовательские и проектные институты,
=> формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок (субсидии, гранты и т.д.);
=> доходы, которые подразделение исследований и разработок генерирует, проводя работы для других организаций (договорные работы).
3 Оформление и стиль бизнес-плана
Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.
Специалисты по бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес-плана.
1. Предложения должны быть короткими, ясными, четкими, энергичными. Не нужно попусту тратить слова и чрезмерно расцвечивать текст (писать «красиво»). Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения (например, «некто» или «господин [«, если можно конкретно назвать человека). Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.
|
|
2. Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист может рассказать о ем ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.
3. Бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию.
Не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в истую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, подчеркивая циклический характер продаж своего товара, е нужно целиком излагать теорию делового цикла.
4. Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учета реальных возможностей бизнеса – даже если го предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы – банки, государство, венчурные компании и т.п. – часто гораздо лучшеосведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.
5. Очень помогает уяснению положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.
6. Необходимо позаботиться о четкой структуре плана. Материал должен быть разделен на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес-плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т.д. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес-плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес-план должен выделяться на общем фоне.
7. Нужно особо выделять основные предположения бизнес-плана, его главные выводы.
8. Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объемной информацией. Если она действительно необходиА и разъясняет суть дела, выбрасывать ее из бизнес-плана не нужно. Но лучше включить такую информацию в аппендикс (раздел «Приложения»), для того чтобы ее могли найти читатели, которые нуждаются в дополнительной информации.
9. Важно правильно выбирать время для работы над бизнес-планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес-план следует писать тогда, когда над вами не тяготеют серьезные проблемы и все идет относительно гладко.
10. При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.
11. Общий объем бизнес-плана может быть назван приемлемым, если он не превышает 100 страниц.
12. Если бизнес-план составляется для достижения целей развития и диверсификации в новые сферы бизнеса для уже существующего предприятия, он должен дать ответ, не пострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированными изменениями?