Сущность понятий «проектирование», «прожектирование», «планирование»

Проектирование организационной структуры управления

1. Сущность понятий «проектирование», «прожектирование», «планирование».

2. Состав и основное содержание оргпроекта.

3. Классическая методология проектирования

4. Неклассическая методология проектирования.

5. Факторы, обуславливающие полноту оргпроекта.

6. Факторы, обуславливающие характер оргпроекта.

Проект (в переводе с латыни означает забрасывать вперёд) – это научно обоснованное, документально оформленное представление о развитии объекта в будущем на основе выбранных в настоящем вариантов решения проблемы. Если проект - документально воплощенный замысел, следовательно, в нем присутствует описание механизма реализации, обеспеченного средствами, организационной поддержкой и гарантиями реализации.

Прожект – это документ, намечающий принципиальные пути решения проблемы. Для него характерен свободный полет мысли теоретика.

При проектировании организации важно реализовать праксический подход – найти континуум между прожектом и проектом. В противном случае можно получить документ, не содержащий принципиальных изменений, который, как правило, не окупает затрат на его разработку и реализацию, либо идеи, которые нереально воплотить в жизнь.

План – это вариант реализации проекта. Каждый проект имеет вероятностный ансамбль планов своего воплощения в жизнь. Это обусловлено изменчивостью внешней среды и мягкостью внутренней среды социально-экономической организации.

Соответственно прожектирование, планирование и проектирование – это деятельность по разработке соответствующих документов.

Толчком к началу проектирования служит осознание факта снижения эффективности организации. Чтобы сохранить устойчивость в данной среде она должна изменяться. Целесообразность тех или иных изменений определяется методом проектирования.

Стадии проектирования:

1. Аудит

2. Аналитический отчет, диагностика

3. Инновационная идея

4. Организационное воплощение

5. Программа работы инновационной команды

Состав и основное содержание оргпроекта

Проект организации раскрывает механизм управления принятием решений. Он содержит формы разделения и кооперации труда в системе управления. Следовательно, полномочия, масштаб контроля и ответственности субъектов управления. Основная проблема проектирования организации заключается в формулировании норм поведения.

Проект социально-экономической организации включает подсистемы:

¾ философия управления (закономерности успеха, концепции координации);

¾ иерархия целей (конкретные ориентиры, достигнув которые, актуальная на сегодня проблема организации (или инициаторов проекта) разрешится);

¾ стратегии (пути достижения целей);

¾ экономическое обоснование глобальной цели и стратегии цели;

¾ функциональная (объектные, организационные и коммуникационные функции и их распределение). Согласование функциональной структуры и бизнес-процессов.

¾ обеспечивающая (ресурсы, необходимые для принятия и реализации решений);

¾ принятия решений (соподчинительные взаимосвязи и их комбинации, как правило, иерархическая структура управляющей подсистемы);

¾ вызовов внешней среды (актуальные для организации требования со стороны внешних факторов).

Классическая методология проектирования [44]

Классической методологии свойственен рационалистический язык и наличие идеала объективного знания. В рамках данной методологии человек – это наблюдатель, внешний исследователь объекта - организации. Получаемые им знания не меняют действительность, но их можно положить в основу изменения объектов. Познание – это «диалог с природой», в котором человек – независимый от неё субъект своих желаний, а природа – безразличная к этим желаниям реальность.

Для проектирования на индустриальной стадии развития общества в рамках классической методологии можно решать большинство проблем.

Проектирование в рамках классической методологии предполагает, что агентом изменений, «творцом» является только руководитель, а остальные – исполнители действуют по его инструкции.

Рис.2 Классическая схема отражения

Сознание эпифеноменально. Оно не влияет на реальность, на неё влияют действия участников ситуации в меру их соответствия познанной реальности.

Классическая методология может быть представлена как методология «жестких» систем.

Неклассическая методология проектирования [45]

В неклассической методологии познание – это «диалог двух любящих людей». В ходе диалога стороны приходят к пониманию друг друга. Исследование действительности и является её изменением. Изменение связей и отношений участников в ходе диалога – это изменение организации.

Основополагающим моментом в неклассической методологии является допущение множества равноправных интерпретаций одного и того же объекта. Это предполагает, что все члены организации - субъекты, «творцы», а организации – «живой организм». Они склонны «скрывать» свои тайны, но им необходимы инновации. Поэтому требуется организационная диагностика, социальный аудит, организационное консультирование, то есть помощь в преодолении трудностей или организационных патологий. В контексте неклассической методологии это и есть организационное проектирование. Не наблюдения и эксперименты, как в классической методологии, а вышеозначенные проекты обобщают и на их основе ищут теоретический концепт.

Таким образом, развитие структуры проходит этапы: маркетинг потребностей и проблем организации → проектирование.

Примером неклассического подхода к проектированию может служить пример взаиморефлексивных отображений реальности и представлений участников в концепции рефлексивности Дж. Сороса.

В работе сознания выделяются функции – когнитивная (осмысление ситуации) и воздействующая (принятие решения). Если бы знание всех компонентов ситуации участниками было совершенным, то взаимодействие когнитивной и воздействующей функций обеспечивало бы равновесие. Это стремление к равновесию характерно для классической методологии. Ключевым моментом теории Дж.Сороса является несовершенство понимания участником ситуации, в которой он участвует. Устранить это несовершенство невозможно, так как реальность – это сложная система, а мышление участников – это основной источник её сложности.

Поэтому теории управления, основанные на неклассической методологии, отрицают образец и универсальный порядок.

Признание включенности исследователя в ситуацию не отрицает границу между реальным миром и системными представлениями, а означает особую дискурсивную практику перехода этой границы. В качестве такой практики рассмотрим методологию мягких систем П.Чеклэнда. Она представляет процесс исследования, включающий семь этапов:

1. Неструктурированная проблемная ситуация. Определение границы реальности, вовлеченной в проблемную ситуацию, в том числе и практиков, способных её выразить.

2. Выраженная проблемная ситуация. Определения форм проявления проблемной ситуации для участников-субъектов.

3. Корневые определения подходящих систем. Переход из реального мира в область системных представлений. Подбор базовых представлений, каждое из которых может выступать контекстной характеристикой изучаемой системы. Вариантность интерпретации ситуации

4. Концептуальные модели вариантов ситуации. Модели опираются на теории, которые могут служить для участников реальной ситуации способом её интерпретации.

5. Сравнение концептуальных моделей вариантов ситуации с реальными проявлениями проблемной ситуации. Организация и структурирование диалога, в котором различные идеологии участников приводят к разнообразию возможных действий

6. Допустимые желательные изменения. Совместная работа практиков и теоретиков по отбору и упорядочиванию действий по изменению ситуации.

7. Действия, улучшающие ситуацию. В реальном режиме или в режиме имитационного моделирования.

Моделирующую роль реального субъективного фактора играют люди- представители ситуации. То есть участники обсуждения «играют» самих себя. В этом случае исследователь выполняет функции:

¾ Конструирование ансамбля подходящих моделей с позиций различных идеологий;

¾ Дирижирование. диалогом участников обсуждения;

¾ Поиск консенсуса.

Данная модель исследования ситуации и принятия решения так же является моделью самой организации в новой экономике.

Таким образом, менеджер постиндустриального периода – это, в дополнение к объектным функциям, методолог.

Факторы, обуславливающие полноту оргпроекта.

Полнота проекта зависит от понимания проектировщиком эффективности деятельности организации.

Факторы, обуславливающие характер оргпроекта.

Характер проекта зависит от социо-культурного горизонта проектировщиков. Горизонт интерпретируется как перспектива развития.

Выделяют горизонты:

v Модернизации. Ожидаемые, возможные и желаемые перемены.

v «Вызова-ответа». Эти «вызовы» проявляются в определениях лучшей организации. Эти представления носят культурно-исторический характер, а так же, что касается России, следует учитывать и географический контекст. В рамках данного горизонта необходимо анализировать системы ценностей различных обществ и выбирать актуальные.

v «Направленности на Другого». Это следование гуманистическим идеалам.. Понять Другого, познать его систему ценностей и признать его права.

v Катастрофы. Предвидение риска провала проекта. Выделяют катастрофы: кибернетическую; синергетическую; организационную.

v Менталитета. Особенности менталитета влияют на то какие проекты являются легитимными, какие проекты будут одобрены и поддержаны. Национальный генотип влияет на аспекты организационной культуры и, следовательно, на проект организации.

v Пост – модерна. Отсутствие непререкаемого авторитета и желание построить организацию с минимальной формализацией.

 

[1] Структура – соотношение частей целого

[2] Теория организации. Учебник. Под ред. Алиева В.Г.М.: Луч, 1999, стр.31-34

[3] Коренченко Р.А. Общая теория организации. Учебник.М.: ЮНИТИ, 2003, стр.100-101

[4] Там же, стр.101

[5] М.Вебер, К.Эрроу

[6] В определении сущности экономической организации существует два подхода – интеграционный (М.Вебер, К.Эрроу) и по принципу дополнительности (С.Роббинс).

[7] Теория организации. Учебник. Под редакцией Алиева В.Г.- М.: Луч, 1999

[8] Величина энтропии зависит от количества состояний объекта и от распределения их вероятностей.

[9] Ричард Х. Холл Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: ПИТЕР, 2001, стр.94

[10] Точно передают сущность элементов хозяйственной системы и их роль в этой системе. Каждая характеристика позволяет понять организацию в целом.

[11] Дают возможность выделить особенности внутреннего строения, описать их количественно и сравнить организации между собой.

[12] Научная организация труда в промышленности. Учебно-методическое пособие. Под ред С.С.Новожилова. М.: Экономика, 1978, стр.78-88

[13] Дж.К.Лафта Теория организации. Учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 2003, стр.222.

[14] Ричард Дафт Организации. Учебник для психологов и экономистов. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002, стр.153

[15] Ричард Дафт Организации. Учебник для психологов и экономистов. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002, стр.153

[16] Там же, стр.158-159

[17] Robert B. Duncan Characteristics of Perceived Environments Uncertainty// Administrative Science Quarterly, 1972, № 17, p. 313-327

[18] Ричард Дафт Организации. Учебник для психологов и экономистов.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002, стр.121-123

[19] Ричард Х. Холл Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: ПИТЕР, 2001, стр.172

[20] David Needle Business in Context an introductions to Business and its environment.-International Thomson Business Press, 1997, p.111-113

[21] Ричард Х. Холл Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: ПИТЕР, 2001, стр.162

[22] Г. Батесон, Петерс и Уотерман, Г. Морган

[23] У.Брэддик Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА-М, 1997, стр.119

[24] Изложено по учебнику Теория организации. Под редакцией Алиева В.Г.- М.: Луч, 1999

[25] Гранберг А.Г., Суспицин А.В. Моделирование социалистической экономики. – Новосибирск: Наука, 1988.

[26] Изложено по источнику: Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации. – М.: Дело и Сервис, 2006г.

[27] Изложено по источнику: Гранберг А.Г., Суспицин А.В. Моделирование социалистической экономики. – Новосибирск: Наука, 1988.

[28] Ф.У.Тейлор Научная организация труда – М.: 1925

[29] Г.Файоль Общее управление промышленностью, 1916

[30] М.Вебер

[31] Э.Мейо Социальные проблемы индустриальной культуры

[32] Ж.Бодрийяр Симулякры и симуляции/Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-Принт, 1999

[33] Г.Шрайэгг, К.Носс Изжила ли себя организационная структура.// проблемы теории и практики управления, 1994, №4,78-82

[34] Теория организаций и организационное проектирование.Под ред. Т.П.Фокиной, Ю.А.Корсакова, Н.Н.Слонова – Саратов: Изд-во Саратовского университета,1997

[35] П.Козловски Культура постмодерна – М.:...,1997

[36] Дж. Фиск Постмодернизм и телевидение// Массовая коммуникация в современном мире. М.: УРСС, 1999, 176

[37] Ж. Делез Различие и повторение. – СПб.: Петрополис, 1998

[38] Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. М.: «Релф-бук», 1999, стр.83-87

[39] Латифуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. Учебник для вузов. М. ПИТЕР, 2003, стр. 298

[40] С.Крэйнер Библиотека избранных трудов о бизнесе. Олимп-Бизнес, 2005

[41] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.:Гардарика, 1998, стр.335-376

[42] Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии). Под ред. Фокиной Т.П., Корсакова Ю.А., Слонова Н.Н.Изд-во Саратовского университета, 1997, стр.73-76.

[43] Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. М.: «Релф-бук», 1999, стр.83-87

[44] Изложено по источнику: Пособие по неклассической методологии Под редакцией Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова Теория организации и организационное проектирование. – Изд-во саратовского университета, 1997

[45] Там же


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: