double arrow

Естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии


Существенное значение в этом плане приобретают достижения естествозна­ния, которые, с одной стороны, можно рассматривать автономно, как самодо­статочные, с другой же — как необходимые естественно-научные предпосыл­ки возникновения социологии. Речь идет в первую очередь об открытиях в области математики, астрономии, физики, механики (отсюда появление «механической» модели общества, в которой оно сравнивалось с машиной, гдекаждый винтик выполняет свою функцию), совершенных к середине XIX в., а чуть позднее – в области биологии (имеется в виду создание клеточной теории немецкими учеными Т. Шванном и Я. Шлейденом, а затем – эволю­ционной теории английским естествоиспытателем Ч. Дарвином).

Без достижений в этих науках не могло быть и речи о появлении социоло­гии, поскольку она изначально конструировалась, созидалась по образцу точ­ных и естественных наук, методы же социологии должны были воспроизво­дить основные методы естествознания (наблюдение, эксперимент и др.). Поскольку эти методы приводили ученых в области естественных наук к по­лучению нового и точного знания и установлению научных фактов, постольку именно они привлекали внимание исследователей общества. Не случайнооб этом говорил К.А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания об об­ществе и человеке, знания, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.

Сказанное о методах касалось и законов общества, которые должныбыли так или иначе соответствовать законам природы, открываемым пред­ставителями естественных наук. Объективность, достоверность, доказа­тельность, точность – вот лишь некоторые характеристики естественно-на­учных законов, которые распространялись на социологию. По существу сложилась ситуация, когда социальное знание должно было как бы «дого­нять» естественно-научное знание. Первое могло укрепить свой статус толь­ко за счет второго, оказавшись вместе с ним в одном общенаучном «доме», в котором были бы приняты единые «законы жизни» и единые «правила игры», т.е. метода исследования.

Говоря о теоретических предпосылках социологии, следует отметить, что социальное мышление, развитие которого привело к возникновению этой науки, включало в себя две наиболее выраженные ориентации – консервативную и либеральную. Каждая из них имела свой взгляд на общество с точки зрения его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации (один из наиболее видных и ярких представителей – Ж. де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось значимее, выше и важнее, чем человек.

Либеральная ориентация (наиболее яркие представители – И. Бейтам, Дж. Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общества. Хотя последнее также рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась немаловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознательная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного «искусственного тела». Сформировалась идеология индивидуализма, сумевшая выразить одну из важнейших сторон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно было бы определить так: что лучше для человека, то лучше для обще­ства. В целом же обе ориентации сыграли определенную роль в возникнове­нии и последующем развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соот­ношении общества и человека является одним из центральных.

Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя за­бывать и о значении утопического социализма, о воздействии его идей, о личном влиянии одного из крупнейших представителей этого течения со­циальной мысли французского мыслителя Сен-Симона на основателя со­циологии Конта. Одна из центральных линий этого не только личного, но и идейного влияния была связана с трактовкой прогресса как универсаль­ного закона природы. Вера и убежденность в возможности как обществен­ного, так и научного прогресса были характерны для многих мыслителей эпохи Просвещения во Франции, в первую очередь для Ш. Монтескье и Ж. Кондорсе. Эта идея сыграла значительную роль в становлении социо­логии как науки, которая изначально ориентировалась на понимание по­ступательного и прогрессивного развития общества.

Говоря об идейных предпосылках социологии, нельзя не сказать о взглядах французского просветителя Ш. Монтескье. Французский пред­шественник социологии пытался рассматривать развитие общества сквозь призму влияния на него различных природных факторов – географичес­кой среды, климата, численности населения, размеров территории и т.д. В этом смысле он был провозвестником целого социологического направ­ления под названием «географический детерминизм». Уделяя большое внимание политическим проблемам общественной жизни, он рассматри­вал их решение в зависимости от естественных факторов. Монтескье стре­мился за случайными явлениями, конкретными общественными события­ми и фактами увидеть скрытые внутренние причины, их вызвавшие. Однако он не изучал современное ему общество как нечто целостное, т.е. то, что составляет сердцевину социологической науки. Уделяя основное вни­мание характеристике политических процессов, политического строя, он не видел прогресса в целостном ходе истории.

Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в философских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом истори­ческого и современного материала. Особое значение в этом плане имели взгляды на проблему социального неравенства и классовых различий.

С конца XVIIIв. стал» входить в употребление понятие «класс», нетож­дественное распространенному тогда понятию «сословие». Затем у фран­цузских историков периода Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо, О. Минье) появляется понятие классовой борьбы.

Приобретает важное значение характеристика гражданского общест­ва, связанного прежде всего с демократической формой его существова­ния. Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (чьи диалектические идеи мы не можем не принимать в расчет, когда говорим о появлении но­вой науки – социологии) рассматривал гражданское общество и как еди­ное (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как разди­раемое противоречивыми, зачастую антагонистическими интересами.

Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести и взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым последний имеет объективный, циклический и прови­денциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.

Для возникновения социологии имело значение, притом существенное, то, что наряду с умозрительными философскими построениями появля­лись эмпирические социальные исследования, связанные с социальной статистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась тех­ника массовых статистических опросов, закладывались основы демогра­фии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середине XVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языко­знание, культуроведение и др.

Итак, к 1830-1850-м гг. сложились все необходимые социальные, есте­ственно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения но­вой социальной науки. Требовалось иное осмысление общественных про­цессов и явлений, которое можно было обеспечить с помощью особой науки — социологии.

Вопросы и задания

1. Как бы вы определили предмет истории социологии? Что дает ее изучение будущим специалистам в области гуманитарного знания?

2. Какие точки зрения относительно периодизации истории социологии вам известны? Обоснуйте каждую из них.

3. Каковы критерии периодизации истории социологии?

4. Как вы можете объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы появились несколько тысячелетий назад, а социология как наука ведет свой от­счет лишь с 1830-х гг.?

5. Какие тенденции социального и общенаучного развития оказали определяющее воз­действие на процесс зарождения и становления социологии как самостоятельной науки? '

6. Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.

7. Охарактеризуйте естественно-научные предпосылки возникновения социологии.

8. Раскройте идейно-теоретические истоки социологической науки.


Сейчас читают про: