Глава 10
ОБОБЩЕНИЕ
Запасы представляют главную составляющую инвестиций для фирмы. Эти инвестиции часто оцениваются большей величиной, чем это должно быть, потому что многие фирмы предпочитают иметь запасы, удовлетворяющие принципу «точно в соответствии со случаем», чем следовать формированию запасов в соответствии с принципом «точно вовремя» (не больше, чем требуется в данный момент времени). Известны четыре вида запасов:
1) исходные материалы и покупные компоненты;
2) заделы производственные;
3) эксплуатационные, ремонтные, операционные (MRO);
4) готовая продукция.
В этой главе мы рассмотрели независимые запасы, АВС – анализ, записи точного учета и модели запасов, используемые для управления независимыми запасами. Модель экономичного заказа EOQ, модель EOQ действующего производства, с дисконтом по количеству и модель с резервированием. Все эти модели представлены программами и могут решаться с помощью ПЭВМ.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ, ДЕТАЛЯХ И УЗЛАХ (MRP)
|
|
Модели запасов, обсужденные в главе 9, предполагали, что спрос на одно изделие (на определенный товар) не зависит от спроса на другое изделие (товар). Например, спрос на холодильники может быть независимым от спроса на посудомоечные машины. Более того, спрос сегодня может иметь не большее значение, чем спрос завтра.
Тем не менее спрос на разнообразные изделия может быть зависимым. Под зависимым спросом мы понимаем, что спрос на определенное изделие оказывает влияние на спрос па другое изделие.
Рассмотрим автопроизводителя. Рыночный спрос на автомобильные покрышки и радиаторы зависит от производства автомобилей. Четыре покрышки и один радиатор идут на каждый изготовленный автомобиль. Спрос на те или иные изделия зависим, когда связи между изделиями могут быть определены. Поэтому, если менеджер может спрогнозировать спрос на конечный продукт, то количество всех потребных компонент этого продукта может быть подсчитано потому, что все компоненты являются зависимыми от конечного продукта изделиями.
Операционный менеджер Боинг Аиркрафт, например, планируя производство одного самолета в неделю, знает всю потребность в компонентах вплоть до заклепки. Для любого товара все компоненты, входящие в него, представляют компоненты зависимого спроса. Обобщая, можно сказать, что для компонента любого наименования должен быть составлен план, использующий отношения зависимости, выраженной в количествах вхождения этого компонента в конечное изделие.
Методы, учитывающие описанные выше зависимости, когда они могут быть использованы, предпочтительнее моделей, описанных в главе 9. Это справедливо для всех деталей, сборочных единиц и покупных изделий, когда известно расписание их вхождения в изделие. Сказанное справедливо не только для промышленных предприятий и распределителей готовой продукции, но и для самых разнообразных фирм, от ресторанов до госпиталей. Когда используются методы зависимого спроса в промышленной сфере (на производстве), они называются планированием потребности в материалах, деталях и узлах (MRP). Когда используются методы зависимого спроса в распределительной сфере, они называются планированием распределения ресурсов (DRP).
|
|
В этой главе мы исследуем модели потребности зависимых запасов для случаев производства и распределения. Затем мы посмотрим, как используются эти модели. Эффективное использование моделей зависимых запасов требует, чтобы операционный менеджер знал:
q производственный график (что должно быть сделано и когда);
q спецификации или ведомость применяемых материалов (как сделать продукт);
q наличие материалов на складе (что на складе);
q материалы в заявке (что заказано);
q текущее время (как много его потребуется на получение компонент).
В этой главе каждая потребность рассматривается в контексте планирования потребности в материалах (MRP) и затем рассматривается планирование распределения ресурсов (DRP).
Производственный график. Производственный график определяет, что должно быть сделано и когда. График должен быть согласован с производственным планом. Производственный план представляет собой объемлющую все уровни выходную информацию в наиболее представимых терминах (например, типоразмеры изделий, нормативную трудоемкость изготовления или стоимость в деньгах). Производственный план формируется на основе методов, применяемых в агрегатном планировании (глава 8). Такие планы используют множество входных данных, включая финансовые планы, потребительский спрос, пропускную возможность инженерных служб, возможности трудовых ресурсов, колебания запасов, оценку поставщиков и ряд других. Каждый информационный вклад имеет свой путь вхождения в производственный план, как показано на рис. 10.1, который показывает процесс планирования от производственного плана до исполнения. Каждый нижний уровень планов должен быть выполним. Если этого нет, необходимое регулирование обеспечит обратная связь. Одно из главных назначений MRP заключается в его способности обеспечить точное выполнение графика в условиях различных мощностных ограничений. Такой подход в планировании позволяет достичь отличных результатов. Производственный план устанавливает верхнюю и нижнюю границы для производственного графика. В процессе производственного планирования находит свое развитие производственный график.
Производственный график говорит нам, что необходимо, чтобы удовлетворить спрос и выполнить производственный план. Этот график устанавливает, какие изделия произвести и когда. Менеджеры должны твердо придерживаться плана, чтобы выдерживать разумную длительность производственного процесса (обычно при сложном и длительном процессе производства). Многие организации создают производственные графики и затем «фиксируют» короткие отрезки плана, объединяющие выполнение близких взаимосвязанных последовательных работ плана. Зафиксированные отдельные куски расписания рассматриваются затем как «фиксированные», «твердые» или «замороженные» задания – графики. Изменения возможны только за рамками зафиксированного плана. Производственный график становится, таким образом, развернутым, последовательно выполняемым производственным расписанием. Например, фиксированный семинедельный план состоит из дополняющих друг друга недельных планов, выполняющих последовательно определенные производственные задания. Таким образом, налицо – семинедельный фиксированный план. Заметим, что производственный план – график является основанием реализации только производственного процесса. Его нельзя рассматривать как прогноз спроса. В нем указываются детали и узлы, которые должны быть произведены. Производственный график может быть выражен в терминах:
|
|
q последней (конечной) единицы в компаниях с непрерывным (работающим на склад) процессом;
q заказа покупателя (исполнение по заказу) для компаний с единичным производством;
q количества модулей для массового производства (сборочные единицы в заделах).
Производственный график для двух продуктов А и S представлен в табл. 10.1.
Таблица 10.1. Производственный график для изделий А и S
Общая наибольшая потребность изделия А | ||||||||||
Неделя | ||||||||||
Количество | – | – | – | |||||||
Общая наибольшая потребность изделия S | ||||||||||
Неделя | ||||||||||
Количество | – | – | – | – |
Спецификации, или ведомости состава изделия. На словах, разумеется, легче определить, как сделать изделие, чем осуществить это на практике. Как мы видели в главе 6, всегда существует спешка в поставке нового изделия на рынок. Поэтому чертежи и спецификации могут быть упрощены. Более того, часто чертежи и спецификации содержат ошибки (физические размеры ошибочны), либо два чертежа выпускаются для одного и того же компонента, сборочной единицы, либо конструкторская документация почему – то отсутствует. Поэтому существует система инженерных извещений об изменениях (engineering change notices, ECNs), еще более усложняющая производственный процесс.
Детали, которые должны быть произведены, часто специфицируются посредством ведомости состава изделия, которую мы рассмотрели в главе 6. Ведомость состава изделия (a bill of material, BOM) представляет перечень определенных, количеств компонент, ингредиентов и материалов, необходимых, чтобы сделать изделие. Спецификация ингредиентов домашней кухни и их количества и полный набор конструкторских чертежей для производства аэроплана в обоих случаях представляют ведомости состава изделия (хотя содержание и назначение их различны). Чертежи и ведомость состава изделия существуют для целого изделия, такого, как карандаш, грузовик или «Боинг 757». Соответственно, чертежи и ведомости состава изделия создаются для каждой важной компоненты и сборочной единицы. Для каждой составной части и сборочной единицы имеется чертеж, в котором есть спецификация их составных элементов. В свою очередь, составные элементы или сборочные единицы тоже специфицируются аналогичным образом вплоть до отдельного болта, гайки, килограмма краски, буклета инструкций и т. п. Ведомость состава изделия для элемента А в примере 1 состоит из элементов В и С. Индивидуальные чертежи описывают не только их физические размеры, но и специальные процессы, а также исходный материал, из которого сделана каждая деталь. Элементы выше каждого уровня называются родителями; элементы ниже каждого уровня называются компонентами, или детьми.
|
|
Ведомость состава изделия определяет структуру изделия. Следующий пример показывает, как развивается структура изделия и постепенно углубляется, обнаруживая требования для каждого отдельного компонента. Эта проблема была в свое время описана и представлена с помощью матричной алгебры.