Под прилежащей (специальной) зоной понимается морская полоса определенной ширины, расположенная за территориальными водами и примыкающая к их внешней границе, в пределах которой прибрежное государство осуществляет свои права в специальной области и в ограниченном объеме.
Внешней границей территориальных вод принято считать линию, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной (базисной) линии на расстоянии, равном ширине территориальных вод.
Под территориальными водами (территориальным морем) понимается морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, а в случае государства-архипелага — его архипелажным водам, находящийся под его суверенитетом.
Территориальные воды и прилежащие зоны
Поверхность и недра дна под территориальными водами, как и воздушное пространство над ними, также находятся под суверенитетом прибрежного государства и составляют часть его территории.
|
|
Ширина территориальных вод определяется самим прибрежным государством в пределах до 12 морских миль, установленных Конвенцией 1982 г.
Внутренняя граница территориальных вод - это исходная линия, от которой исчисляется ширина территориальных вод. Она обычно проходит по линии наибольшего отлива вдоль берега материка и островов или по линии внешнего предела внутренних морских вод. Однако в том случае, если берег глубоко изрезан и извилист или вдоль берега материка и в непосредственной близости от него имеется цепь островов, отсчет территориальных вод ведут от так называемых базисных линий, проведенных между выдающимися в море пунктами на материке, островах или скалах. Длина этих линий определяется прибрежным государством.
Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют внутренние морские воды государства.
Рейды, которые находятся полностью или частично за пределами внешней границы территориальных вод, включаются в территориальные воды.
Внешняя граница - это морская государственная граница прибрежного государства; за ее пределами находятся воды открытого моря.
В своих территориальных водах государство осуществляет всю полноту суверенной власти. Исключением является признание права мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальные воды.
Мирным проходом является плавание через территориальные воды с целью пересечения их без захода во внутренние воды или с целью входа во внутренние воды или выхода из них в открытое море, совершаемое таким образом, что не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, а также нормы международного права.
|
|
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Остановка судна и стоянка на якоре возможны только в том случае, если они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Правом мирного прохода пользуются суда всех государств без дискриминации.
Прибрежное государство не может требовать получения специального разрешения или предварительного уведомления относительно прохода через свои территориальные воды иностранных невоенных судов. Оно не должно предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению или нарушению их права мирного прохода.
Прибрежное государство вправе потребовать от любого иностранного невоенного судна: показать национальный флаг, если он не поднят; предложить судну изменить курс, если он ведет в закрытый для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не отвечает на сигналы опроса, находится в закрытом для плавания районе, нарушает иные правила плавания и пребывания в территориальных водах. Но прибрежное государство не должно вмешиваться во внутренний распорядок иностранных судов, проходящих через территориальные воды.
Прибрежное государство осуществляет уголовную и гражданскую юрисдикцию над иностранными судами, проходящими через территориальные воды, с учетом условий, установленных международным правом и практикой. Оно не вправе осуществлять на борту иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, уголовную юрисдикцию (арест какого-либо лица или расследование преступления, совершенного на борту судна во время его прохода), за исключением случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает это судно, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Однако прибрежное государство имеет право принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или проведения расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальные воды после выхода судна из его внутренних вод.
Если же судно, следуя из иностранного порта, проходит через территориальные воды и не заходит во внутренние воды, прибрежное государство не может на его борту производить арест или расследование по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальные воды.
В случае осуществления прибрежным государством своей уголовной юрисдикции на борту иностранного судна, оно должно по просьбе капитана уведомить консульские власти государства флага до принятия каких-либо мер и способствовать установлению контакта между указанными властями и экипажем судна.
Прибрежное государство не вправе осуществлять гражданскую юрисдикцию в отношении лица, находящегося на борту судна, проходящего через его территориальные воды. Вместе с тем оно имеет право применять в отношении самого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу, если ответственность или обязательства возникли во время или в связи с проходом судна через территориальные воды (например, вследствие столкновения, буксирной операции, спасания и т. п., а также вследствие причинения вреда прибрежному государству или его гражданам).
|
|
В отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через территориальные воды после выхода из внутренних вод, прибрежное государство вправе осуществлять свою гражданскую юрисдикцию без каких-либо ограничений.
Иностранные государственные и частновладельческие торговые суда за нарушение законов прибрежного государства в его территориальных водах могут быть задержаны, а капитан и другие лица, находящиеся на борту, привлечены к ответственности по законам прибрежного государства.
Прибрежное государство, осуществляя свой суверенитет, вправе ограничивать свободу плавания и даже полностью закрывать отдельные участки своих территориальных вод, устанавливая запрещенные для плавания районы (районы с ограничением пути следования, районы, запретные для плавания и якорных стоянок, крепостные зоны и др.).
Об установлении таких районов и о последующих изменениях их границ объявляется в «Извещениях мореплавателям». По отношению к нарушителям прибрежное государство вправе применять принудительные меры.
Рыболовство и другой морской промысел в территориальных водах регулируется национальным законодательством прибрежного государства.
Прилежащая зона.
Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 миль от «исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориальных вод.
В соответствии с Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. прибрежное государство может осуществлять в прилежащей зоне контроль, необходимый для:
•предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, действующих в пределах его территории или территориальных вод;
•наказания за нарушение вышеупомянутых правил, совершенное в пределах его территории или территориальных вод.
Конвенция 1958 г. предусматривает лишь четыре вида прилежащих зон — таможенную, фискальную, иммиграционную и санитарную.
В практике государств можно встретить, кроме того, зоны безопасности, рыболовные зоны, зоны нейтралитета, уголовной и гражданской юрисдикции, зоны запрещения использования радио-и радиолокационных установок и др.
|
|
Экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилежащий к нему. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море.
Она не является частью государственной территории и не подчинена суверенитету прибрежного государства.
Тем не менее прибрежное государство в, установленной им исключительной экономической зоне обладает широкими правами на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых), находящихся на морском дне, в его недрах и в покрывающих водах, а также в отношении управления этими ресурсами и других видов деятельности.
За прибрежным государством в экономической зоне признается исключительное право на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений. Такие искусственные острова и сооружения не имеют своего территориального моря.
Вокруг них могут устанавливаться зоны безопасности шириной до 500 м, отсчитываемых от каждой точки внешней кромки сооружения.
Все суда должны соблюдать режим таких зон безопасности.
Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, как досмотр, инспекцию, арест и судебное преследование.