Исключительная экономическая зона

Под прилежащей (спе­циальной) зоной понимается морская полоса определенной ширины, расположенная за тер­риториальными водами и примыкающая к их внешней границе, в пределах которой при­брежное государство осуществляет свои пра­ва в специальной области и в ограниченном объеме.

Внешней границей территориальных вод принято считать линию, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной (ба­зисной) линии на расстоянии, равном ширине территориальных вод.

Под территориальными водами (террито­риальным морем) понимается морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, а в случае государства-архипелага — его архипелажным водам, находящийся под его суве­ренитетом.

Территориальные воды и прилежащие зоны

Поверхность и недра дна под тер­риториальными водами, как и воздушное про­странство над ними, также находятся под суверенитетом прибрежного государства и со­ставляют часть его территории.

Ширина терри­ториальных вод определяется самим прибреж­ным государством в пределах до 12 морских миль, установленных Конвенцией 1982 г.

Внутренняя граница территориальных вод - это исходная линия, от которой исчис­ляется ширина территориальных вод. Она обычно проходит по линии наибольшего отли­ва вдоль берега материка и островов или по линии внешнего предела внутренних морских вод. Однако в том случае, если берег глубоко изрезан и извилист или вдоль берега материка и в непосредственной близости от него имеется цепь островов, отсчет территориальных вод ве­дут от так называемых базисных линий, про­веденных между выдающимися в море пункта­ми на материке, островах или скалах. Длина этих линий определяется прибрежным государ­ством.

Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют внутренние морские воды государ­ства.

Рейды, которые нахо­дятся полностью или частично за пределами внешней границы территориальных вод, вклю­чаются в территориальные воды.

Внешняя граница - это морская государ­ственная граница прибрежного государства; за ее пределами находятся воды открытого моря.

В своих территориальных водах государ­ство осуществляет всю полноту суверенной власти. Исключением является признание пра­ва мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальные воды.

Мирным проходом является плавание че­рез территориальные воды с целью пересече­ния их без захода во внутренние воды или с целью входа во внутренние воды или выхода из них в открытое море, совершаемое таким образом, что не нарушается мир, добрый по­рядок или безопасность прибрежного государ­ства, а также нормы международного права.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Остановка судна и стоянка на якоре возмож­ны только в том случае, если они связаны с обычным плаванием или необходимы вследст­вие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опас­ности или терпящим бедствие.

Правом мирно­го прохода пользуются суда всех государств без дискриминации.

Прибрежное государство не может требовать получения специального разрешения или предварительного уведомления относительно прохода через свои территориаль­ные воды иностранных невоенных судов. Оно не должно предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению или нарушению их права мирного прохода.

Прибрежное государство вправе потребо­вать от любого иностранного невоенного суд­на: показать национальный флаг, если он не поднят; предложить судну изменить курс, если он ведет в закрытый для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, ес­ли оно не отвечает на сигналы опроса, нахо­дится в закрытом для плавания районе, нарушает иные правила плавания и пребыва­ния в территориальных водах. Но прибрежное государство не должно вмешиваться во внут­ренний распорядок иностранных судов, прохо­дящих через территориальные воды.

Прибрежное государство осуществляет уголовную и гражданскую юрисдикцию над иностранными судами, проходящими через тер­риториальные воды, с учетом условий, уста­новленных международным правом и практи­кой. Оно не вправе осуществлять на борту иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, уголовную юрисдикцию (арест какого-либо лица или расследование преступления, совершенного на борту судна во время его прохода), за исключением случаев, когда: последствия преступления распростра­няются на прибрежное государство; преступле­ние нарушает спокойствие в стране или доб­рый порядок в территориальных водах; капи­тан судна или консул страны, под флагом ко­торой плавает это судно, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; та­кие меры необходимы для пресечения незакон­ной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Однако прибрежное государство имеет право принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или проведения рас­следования на борту иностранного судна, проходящего через территориальные воды пос­ле выхода судна из его внутренних вод.

Если же судно, следуя из иностранного порта, про­ходит через территориальные воды и не захо­дит во внутренние воды, прибрежное государ­ство не может на его борту производить арест или расследование по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальные воды.

В случае осуществления прибрежным го­сударством своей уголовной юрисдикции на борту иностранного судна, оно должно по просьбе капитана уведомить консульские влас­ти государства флага до принятия каких-либо мер и способствовать установлению контакта между указанными властями и экипажем судна.

Прибрежное государство не вправе осуще­ствлять гражданскую юрисдикцию в отноше­нии лица, находящегося на борту судна, про­ходящего через его территориальные воды. Вместе с тем оно имеет право применять в от­ношении самого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу, если от­ветственность или обязательства возникли во время или в связи с проходом судна через территориальные воды (например, вследствие столкновения, буксирной операции, спасания и т. п., а также вследствие причинения вреда прибрежному государству или его гражда­нам).

В отношении иностранного судна, нахо­дящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через территориальные воды после выхода из внутренних вод, прибрежное государство вправе осуществлять свою граж­данскую юрисдикцию без каких-либо ограни­чений.

Иностранные государственные и частно­владельческие торговые суда за нарушение законов прибрежного государства в его тер­риториальных водах могут быть задержаны, а капитан и другие лица, находящиеся на бор­ту, привлечены к ответственности по законам прибрежного государства.

Прибрежное государство, осуществляя свой суверенитет, вправе ограничивать свободу плавания и даже полностью закрывать отдель­ные участки своих территориальных вод, уста­навливая запрещенные для плавания районы (районы с ограничением пути следования, рай­оны, запретные для плавания и якорных стоя­нок, крепостные зоны и др.).

Об установлении таких районов и о последующих изменениях их границ объявляется в «Извещениях море­плавателям». По отношению к нарушителям прибрежное государство вправе применять принудительные меры.

Рыболовство и другой морской промысел в территориальных водах регулируется нацио­нальным законодательством прибрежного го­сударства.

Прилежащая зона.

Прилежащая зона не может распро­страняться за пределы 24 миль от «исходной линии, от которой отсчитывается ширина тер­риториальных вод.

В соответствии с Конвенцией о территори­альном море и прилежащей зоне 1958 г. прибрежное государство может осуществлять в прилежащей зоне контроль, необходимый для:

•предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, действующих в пределах его террито­рии или территориальных вод;

•наказания за нарушение вышеупомянутых правил, совершенное в пределах его террито­рии или территориальных вод.

Конвенция 1958 г. предусматривает лишь четыре вида прилежащих зон — таможенную, фискальную, иммиграционную и санитарную.

В практике государств можно встретить, кро­ме того, зоны безопасности, рыболовные зо­ны, зоны нейтралитета, уголовной и граждан­ской юрисдикции, зоны запрещения использо­вания радио-и радиолокационных установок и др.

Экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территори­ального моря и прилежащий к нему. Ширина исключительной экономической зоны не долж­на превышать 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море.

Она не является частью государственной территории и не подчинена суверенитету при­брежного государства.

Тем не менее прибреж­ное государство в, установленной им исключи­тельной экономической зоне обладает широки­ми правами на разведку, разработку и сохра­нение природных ресурсов (живых и нежи­вых), находящихся на морском дне, в его нед­рах и в покрывающих водах, а также в отно­шении управления этими ресурсами и других видов деятельности.

За прибрежным государством в экономиче­ской зоне признается исключительное право на создание и использование искусственных ост­ровов, установок и сооружений. Такие искусст­венные острова и сооружения не имеют своего территориального моря.

Вокруг них могут устанавливаться зоны безопасности шириной до 500 м, отсчитываемых от каждой точки внешней кромки сооружения.

Все суда должны соблюдать режим таких зон безопасности.

Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуата­цию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, как досмотр, инспекцию, арест и судебное преследование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: