Международные каналы

Балтийские проливы (Зунд, Большой Белы и Малый Белы).

Режим проливов регу­лируется действующим в настоящее время Копенгагенским трактатом (договором) 1857 г., который установил свободное и беспошлинное движение судов всех стран через проливы.

Пролив Ла-Манш (Английский канал). Каких-либо специальных международных со­глашений о правовом режиме пролива не су­ществует. В нем действует общепризнанный принцип свободы судоходства.

Для повышения безопасности судоходства на обоих берегах пролива создана система контроля за движением судов с помощью РЛС дальнего действия с высокой разрешающей способностью. Система обеспечивает обнаруже­ние и распознавание судов длиной до 12 м на удалении до 30 км.

Пролив Па-де-Кале (Дуврский). Свободен для плавания всех судов. В Дувре располо­жен комплекс для координации поисковых и спасательных операций, а также для контроля за движением судов, идущих по проливу Па-де-Кале. В случае нарушения Правил дви­жения проливами Ла-Манш и Па-де-Кале ка­питан судна может быть оштрафован на 50 тыс. ф. ст. по решению суда.

Малаккский пролив. В июле 1969 г. был на всем своем протяжении перекрыт террито­риальными водами прибрежных государств, когда Малайзия расширила свои территориаль­ные воды до 12 миль Индонезия установила 12-мильные территориальные воды еще в 1957 г. В 1971 г. правительства Индонезии и Малайзии приняли декларацию, в которой про­возгласили, что Малаккский пролив не являет­ся международным проливом и что впредь его использование будет осуществляться в соот­ветствии с принципом мирного прохода.

Тем самым пролив, который с незапамятных вре­мен считался международным проливом, про­ход через который осуществлялся на основе принципа свободы прохода, независимый от юрисдикции государств; граничащих с проли­вами, оказался подчиненным национальному контролю.

Международные каналы — искусственные сооружения, расположенные на территории определенных государств, находящиеся под их суверенитетом и являющиеся их собствен­ностью. Однако это не влияет на принцип свободы прохода судов через международные каналы и не затрагивает режима судоходства по ним.

Режим международных каналов не одина­ков, он регламентируется специальными меж­дународными соглашениями, которые учиты­вают интересы других государств — пользова­телей каналами, и национальным законода­тельством государств — собственников кана­лов.

Суэцкий канал. Правовой режим канала был определен Константинопольской конвен­цией 1888 г., подписанной 10 государствами, в том числе Россией. Конвенция объявила канал свободным и открытым для судоходства как в мирное, так и в военное время для всех коммерческих и военных судов без раз­личия флага. И в военное время корабли воюющих государств могут свободно прохо­дить через канал. Им воспрещается только вести какие-либо военные действия в канале, в его портах при выходе и в водах, приле­гающих к этим портам на расстоянии 3 миль, которые могут затруднить свободное плавание по каналу даже в том случае, если бы Египет был одной из воюющих сторон.

Условия плавания в канале — порядок входа, выхода, скорость движения, расхожде­ние, остановка и специальные технические тре­бования, которым должны удовлетворять суда, определяются Правилами плавания и перевоз­ки опасных грузов по Суэцкому каналу, издан­ными Администрацией канала и обязательны­ми для всех государств пользователей ка­налом.

Панамский канал. По договору 1977 г. о постоянном нейтралитете и эксплуатации ка­нала США совместно с Панамой гарантируют нейтралитет канала. Порядок прохождения ко­раблей и судов по каналу и технические усло­вия плавания регламентированы Правилами плавания в Панамском канале, изданными США.

Кильский канал. Плавание по каналу раз­решается в любое время суток судам всех стран после уплаты установленного сбора. Оно может быть ограничено властями Германии, если они найдут это необходимым «в интересах поддержания канала в пригодном для эксплуа­тации состоянии или по соображениям военной безопасности».

В канале установлена обязательная лоц­манская проводка, обязательный санитарный досмотр судов перед входом в канал и таможенный во время следования по каналу. Администрации и полицейским властям предо­ставлено право в отдельных случаях отдавать особые распоряжения, которые капитан обязан выполнять. Предусматривается свободный до­ступ служащих администрации и полиции ка­нала и других лиц, уполномоченных управле­нием канала, на все суда, следующие через канал.

Они могут предложить капитану оста­новить судно, ошвартоваться п любом месте по их указанию и дать другие обязательные для выполнения указания.

В пределах зоны канала запрещаются фо­тографирование, зарисовки, подъем летатель­ных аппаратов и другие действия, которые могут привести к нарушению правил, обеспечи­вающих военную безопасность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: