Под «закрытыми» (региональными) морями понимают окраинные моря, окруженные сухопутной территорией нескольких государств, т. е. замкнутые или полузамкнутые, и соединенные с открытым морем водным путем, ведущим только к портам и берегам выходящих к ним государств. К таким морям относятся например, Черное и Балтийское.
Закрытые моря
Континентальный шельф
Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1968 г., под континентальным- шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов моря, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориальных вод до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подводных районов, примыкающих к берегам островов.
Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов.
Никто другой без согласия этого государства не имеет права производить на нем разведку или разработку природных ресурсов. Эти права не распространяются на покрывающие воды, а также на воздушное пространство над ними. В водах, покрывающих континентальный шельф, сохраняется режим открытого моря
|
|
«Закрытые» моря открыты для мирного торгового мореплавания всех стран мира. В этом отношении их режим по существу не отличается от режима открытого моря. Если море, окруженное территорией двух или более государств, вообще не имеет выхода к открытому морю или океану, оно представляет собой внутренние национальные воды прибрежных государств в пределах их государственных границ (например, Каспийское море, которое является по существу росийско-иранским пограничным озером).
Воды государства-архипелага, расположенные между островами, входящими в его состав и ограниченные от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, получили название архипелажных вод
Государство-архипелаг обладает суверенитетом над архипелажными водами, но суда всех других государств пользуются правом мирного прохода через них. Государство-архипелаг вправе временно приостанавливать в определенных районах мирный проход иностранных судов, если это необходимо для охраны его безопасности.
Оно также может устанавливать морские коридоры для прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. В таких коридорах все суда пользуются правом архипелажного прохода, принципиальные положения которого полностью соответствуют режиму транзитного прохода через проливы.
При архипелажном проходе по морским коридорам суда не должны отклоняться более чем на 25 миль от осевых линий. Государство-архипелаг может устанавливать схемы разделения движения для безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких морских коридорах.