МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ
ЖЕРЕБКУВАННЯ
Характер та процедура жеребкування залежать від виду спорту та характеру розіграшу. Порядок виступу учасників або пари суперників в певному колі змагань визначаються у відповідності до діючих правил та Положення за допомогою лотереї (розіграшу). Обов’язковою вимогою до проведення жеребкування є присутність на ньому представників всіх команд, що беруть участь у змаганнях. Жеребкування проводиться в терміни, визначені Положенням про змагання та їх регламентом. Перенос часу проведення жеребкування можливий лише після погодження з представниками команд. В разі, якщо представники окремих команд з яких-небудь причин не з’явилися у заздалегідь встановлені організаторами змагань строки на жеребкування, процедура виконується за участю простої більшості представників команд. У разі відсутності на зібранні необхідного кворуму (50% + 1) процедура жеребкування повинна бути перенесена на інший термін. Для оформлення результатів жеребкування заповнюється спеціальна форма протоколу, що візується підписами головного судді та головного секретаря змагань. Керівництво процедурою жеребкування здійснюється головним секретарем змагань. В разі, якщо в результаті лотереї окремі учасники чи команди отримують які-небудь переваги, або, навпаки, опиняються в більш скрутному становищі, ніж інші учасники змагань, процедуру жеребкування повторюють. Представники команд слідкують за процедурою жеребкування та мають право оскаржити її результати в разі порушення прав їхньої команди, чи діючих процедурних норм.
В деяких видах спорту вимагається проведення ступінчастої системи жеребкування на кожному етапі змагань. Для зручності проведення жеребкування головний секретар складає графік жеребкування по вправах, етапах, групах, тощо.
ПЕРЕЛІК РЕКОМЕНДОВАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ
1. Каневец Г.М. Организационно-методические основы проведения спортивно-массовых мероприятий. Лекция. – Л.: ГДО – ИФК, 1984. – 24 с.
2. Борисов И.А. Организация, проведение и судейство спортивных соревнований. Лекция. – М. 1974. – 21 с.
3. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие. - 2-изд., пере раб. и доп. М.: „СпортАкадемПресс”, 2002. - 244 с.
Морские пространства в соответствии с действующим международным правом подразделяются на: внутренние морские воды, территориальное море, прилежащие (специальные) зоны, воды международных проливов и каналов, архипелажные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф и открытое море.
Основные принципы и нормы современного международного права, определяющие режим морских пространств, закреплены в Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г.
В декабре 1982 г. на заключительной сессии Конференции ООН по морскому праву в Монтего-Бей (Ямайка) была подписана новая Конвенция по морскому праву.
Международно-правовой режим открытого моря характеризуется тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании всех стран, здесь не существует никакой иной юрисдикции, кроме юрисдикции каждого государства по отношению к судам плавающим под его флагом.
Основным международным актом, регулирующим правовой режим открытого моря, является Конвенция об открытом море, принятая на Женевской конференции ООН по морскому праву в 1958 г. Конвенция не исключает действия специальных норм международного права, в частности соглашений и договоров, заключенных между отдельными государствами.
Поэтому постановления Конвенции об открытом море необходимо рассматривать с учетом положений других международных договоров и. соглашений, а также с учетом общепризнанных обычных норм международного права, не вошедших в Конвенцию и в другие международные соглашения.
Конвенция 1958 г. в понятие «открытое море» включает «все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства».
Конвенция содержит юридические признаки открытого моря: «открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету».
В настоящее время в связи со значительным расширением территориального моря, с появлением исключительной экономической зоны сфера действия традиционного режима открытого моря в прежнем его виде значительно сузилась.
Так, в Конвенции по морскому праву 1982 г. указано: «Положения настоящей части применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни архипелажные воды государства-архипелага».
Свобода открытого моря включает свободу судоходства, свободу рыболовства, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободу полетов над открытым морем и т. д.
Ни одно торговое судно в открытом море не может быть остановлено или задержано для его осмотра каким-либо другим судном или военным кораблем, за исключением строго ограниченных случаев, предусмотренных Конвенцией об открытом море или международными договорами.