Невербальное общение как инструмент управление персоналом организации

Управление персоналом организации невозможно без тонкого понимания психологии подчиненных, их мотивов, стимулов и целей. Незаменимым помощником в управленческой деятельности менеджера является невербальное общение. Благодаря использованию невербального общения в повседневной деятельности менеджера становится возможным более эффективное управление персоналом организации. Невербальная коммуникация становится ключевым элементом, благодаря которому менеджер может правильно составить стратегию управления, а так же четко и своевременно корректировать свои действия в зависимости от постоянно меняющихся условий управления. Благодаря правильному использованию невербального общения менеджер способен решать следующие управленческие задачи:

1) Создавать собственный имидж компетентного и эрудированного специалиста для последующего воздействия на подконтрольный персонал с целью завоевания авторитета и доверия подчиненных, клиентов и вышестоящего начальства.

2) Грамотно организовывать производственный процесс.

3) Вовремя распознавать и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия психологического климата в организации, с целью снижения негативных психологических факторов, действующих на персонал.

4) Поддерживать и регулировать психологический климат коллектива.

5) Добиваться поставленных целей путем психологического воздействия на персонал.

Невербальное общение - это система сложной разновидности делового общения, убеждения, искусства установления необходимых контактов в целях повышения эффективности множества направлений коммерческой деятельности. Ценный навык для любых специалистов менеджмента – это умение самостоятельно организовать и провести деловые переговоры, приемы, а так же грамотно организовать производственный процесс на местах в интересах формирования позитивных отношений с общественностью. Главная задача специалиста–менеджера – формирование общественного мнения. Формирование общественного мнения может быть успешным только при создании доброжелательной атмосферы, по средствам невербального общения. Ключевым элементом данной атмосферы является доверие, без которого невозможно деловое сотрудничество, основанное на взаимопонимании и общности интересов.

Ключевым элементом управления персоналом является деловое общение. Это такое искусство, которое позволяет легко войти в контакт с подчиненными, партнерами по бизнесу и вышестоящим начальством для достижения, желаемого результата.

Процесс взаимопонимания в деловом общении складывается из трех основных компонентов:

1. Умение вести себя – грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данной ситуации вербальные и невербальные формы поведения, уметь быть понятным партнерам и участникам своей команды;

2. Умение понимать партнера – способность читать по внешнему поведению его мысли и чувства, предугадывать его намерения, быть проницательным;

3. Умение видеть и слышать партнера – быть внимательным к его поведению, словам, жестам, интонациям, замечать перемены во внешнем облике, внимательно слушать и понимать его.

При этом хотелось бы выделить важность учета именно не­вербальных коммуникаций. Нередко жесты более достоверно передают информацию, по­тому что они неосознанны и непроизвольны.

Для установления деловых контактов с коллегами и подчиненными специалист–менеджер ис­пользует современные методы общения с учетом фактора куль­туры, практического опыта, искусства диалога.

Для эффективного делового общения необходимо правильно ориентироваться в ролях, состояниях и свойствах личности партнеров. Источником общения служат не только вербальная сторона общения, но и более тонкие коммуника­тивные проявления, связанные с невербальной ком­муникацией.

Невербальные проявления — это, как правило, неосозна­ваемые микродвижения мышц, возникающие в результате нерв­ных импульсов, идущих от органов чувств. Чувствительность к этим малозаметным микродвижениям при невербальных прояв­лениях позволяет не только видеть эмоциональное состояние партнера, но и угадывать задуманное собеседником. Иначе гово­ря, невербальные акты при восприятии могут выполнять не всегда осознаваемую обратную связь, позволяющую определить и предугадать поведение собеседника.

Таким образом, невербальные проявления выполняют как осведомительную, так и саморегулирующую функции. Осведо­мительная функция невербального общения имеет важнейшее значение для установления эмоционального контакта между партнерами. Эмоции окрашивают поведение партнеров и замет­но влияют на достижение целей делового общения. Именно эмоции наиболее ярко сопровождаются внешними проявления­ми: выразительная мимика лица, жестикуляция, поза, интона­ция речи, походка, расширение или сужение зрачков. Часто эти эмоции проявляются неосознанно, но в отдельных случаях под контролем сознания — стиснутые кулаки, угрожающие интона­ции, хмурое выражение лица.

Знание и использование коммуникационных зон, невербальных знаков и символов увеличивает эффективность коммуникаций, использующих визуальные каналы и личное присутствие. К таким коммуникациям относятся: приемы, презентации, переговоры, беседы, круглые столы и другие формы делового общения.

Менеджер должен обладать такими личными и профессиональными качествами, как коммуникабельность, умение убеждать, эрудиция, умение выступать публично, умение понятно излагать свои мысли, с целью последующего достижения целей общения и воздействия на собеседника.

Необходимо помнить, что:

1. Успех любого делового контакта зависит от умения устанавливать доверительные отношения с собеседником. Такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

2. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в процессе делового взаимодействия. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

3. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Такой язык тела может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение, чтобы достичь нужного результата.

Невербальная коммуникация – это прежде всего взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без невербальной коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.

Невербальная коммуникация – это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Невербальная коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

Без невербальной коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и самоуправление. Хотя невербальная коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства.

Согласно исследованиям менеджер от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно назвать невербальную коммуникацию связующим процессом.

Поскольку руководитель исполняет свои роли и осуществляет свои функции, с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей, а стало быть и на процесс управления персоналом. Это означает, что для успеха индивида и организаций необходимо эффективное использование невербальной коммуникации.

Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем в управленческой деятельности. Эффективно работающие руководители обязательно должны знать и понимать основы невербальной коммуникации. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией, а в следствии чего и корректируют как свое, так и поведение персонала по средствам невербальной коммуникации.

Для успеха в сфере управления персоналом важен учет особенностей межличностного общения. Наряду со словесным (вербальным) общением следует учитывать невербальный язык деловых людей.

В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов (аксессуаров).

Управляя своим собственным невербальным поведением, мы получаем в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они могут не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл. А также выявить намерения участников и другую скрытую информацию.

Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях. Эту предписанную нормами делового поведения невербальную сторону делового общения следует неукоснительно соблюдать для обеспечения эффективного коммуникационного процесса.

Все это позволяет сделать вывод о том, что управленческая деятельность менеджера напрямую зависит от навыков и умений менеджера в невербальном общении. Опытный и умелый руководитель никогда не пренебрежет использованием невербального общения при принятии управленческих решений. Благодаря невербальному общению и его компонентам руководитель может более полно понять обстановку, мотивы, цели и стимулы своих подчиненных и исходя из этого скорректировать свое невербальное поведение и так же повлиять на своих подчиненных для получения нужного результата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: