В последнее десятилетие прошлого века в условиях возрастания конкурентной борьбы и поиска новых конкурентных преимуществ стала широко использоваться зарубежными компаниями социальная лояльность для пропаганды своей социально-этической ответственности перед обществом. Однако чтобы перейти от пропаганды к конкурентному преимуществу, требуется подтверждение такой декларации независимой стороной.
Инициативу в разработке и принятии официального документа, содержащего критерии социально-этической ответственности, а также механизм доказательства соответствия организации этим нормам, проявило большое число производственных фирм, банков, профсоюзных организаций, университетов СЩА и Великобритании. В результате общих усилий на основе консенсуса заинтересованных сторон был принят стандарт SA 8000, который де-факто приобрел статус международного.
В основу положений стандарта SA 8000 (Social Accountability) положены документы:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда, международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000.
Всемирно принятой формой доказательства соответствия является сертификация третьей стороной, однако для этого необходимо наличие соответствующего органа, аккредитованного на право проведения независимого аудита и сертификации по требованиям SA 8000. Во главе этой деятельности поставлен Совет экономических приоритетов, в рамках которого создана специальная аккредитующая организация, проводящая свою работу на основе Руководства ИСО/МЭК 62.
Стандарт SA 8000 установил критерии для оценки социальной лояльности (ответственности) организаций:
(см. след. стр.)
| Гигиена и безопасность труда: |
| Компания обязана признавать право каждого работника выбирать профсоюз и заключать договор в рамках действующего законодательства |
| Если имеются законодательные ограничения, компания предоставляет альтернативные возможности для создания независимых и свободных ассоциаций |
| Социально-лояльная компания не проводит и не способствует дискриминации при найме, вознаграждении, обучении, карьерном росте, выходе на пенсию, увольнении на основании расовых, кастовых, национальных, религиозных, половых и иных различиях |
| Требования здесь сводятся к отказу от использования телесных наказаний, морального и физического принуждения и словесных оскорблений |
| Компания запрещает действия и жесты, слова и физические прикосновения сексуального, угрожающего, оскорбительного или принуждающего характера |
| При организации рабочей недели компания, руководствуясь законодательством, гарантирует загрузку персонала не более 48 часов в неделю с обязательным по крайней мере одним выходным днем |
| Сверхурочная работа не должна превышать 12 часов в неделю, оплачиваться по повышенной ставке и допускается в исключительных и обоснованных случаях |
| Свобода ассоциации и право заключения коллективных договоров: |
| Компания не должна допускать ситуаций, связанных с риском, опасностью или угрозой для здоровья детей |
| Дети не должны быть заняты в ночное время |
| Дети не должны работать в часы школьных уроков |
| Общее время работы и учебы, включая дорогу, не должно превышать восьми часов в сутки |
| Лояльная компания не должна использовать или поощрять принудительный труд, то есть любую работу или услугу, производимую человеком без его добровольного согласия, под угрозой какого-либо наказания |
| Компания не должна заставлять персонал сдавать какое-либо имущество или документы перед началом работы на компанию |
| В компании должен быть топ-менеджер, ответственный загигиену и безопасность труда |
| В компании должны быть обеспечены и документально оформлены меры по предотвращению несчастных случаев и ущерба персоналу |
| Компания должна гарантировать проведение регулярного обучения персонала в области гигиены и безопасности |
| В организации должны быть чистые ванные комнаты, свободный доступ к питьевой воде, гигиенические условия для хранения пищи |
| Должна быть налажена регулярная отчетность топ-менеджера о его работе |
| Гарантия соответствия заработной платы по крайней мере установленному законом минимуму |
| Исключение из практики нелегальных схем заключения контрактов, направленных на уклонение от своих обязательств перед работниками |
| Регулярное разъяснение работникам правил начисления заработной платы и премий (бонусов) |
| Гарантия выплат либо наличными, либо чеками по согласованию с работником |
| Политика социальной лояльности |
| Четкое планирование и исполнение планов по обеспечению социальной лояльности |
| Контроль со стороны топ-менеджеров |
| Контроль за соответствием деятельности поставщиков и субподрядчиков требованиям SA 8000 |
| Открытость для аудита и проверок |