Личностно-профессионального развития

 

Уважаемый молодой педагог!

Районная экспериментальная площадка с целью подготовки программы стажировки молодых специалистов на рабочем месте просит Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут оценить Вашу потребность в помощи для успешной профессиональной деятельности.

Укажите Ваш педагогический стаж работы _____________________,

год окончания профессионального ОУ_________________________,

его название ______________________________________________

и полученную специальность_________________________________

1. Оцените успешность Вашей адаптации к профессиональной деятельности по 10 бальной шкале_______________________________________________________

2. Если Вы испытываете трудности в работе, то укажите какие:

недостаточно знаний по технологиям работы с детьми дошкольного возраста

психологические трудности в общении с детьми

некомфортный микроклимат в педагогическом коллективе

сложности в общении с родителями воспитуемых

нет авторитета и опыта работы

затруднения в методической работе

3. Достаточно ли хорошо Вы знаете нормативные документы, регламентирующие педагогическую деятельность в ДОУ, оцените по 5 бальной шкале:

- Закон об образовании _____________________________________

- стандарты образования (ФГТ, ФГОС) ________________________

- требования к аттестации __________________________________

- основная образовательная программа ДОУ и программа развития ДОУ _____________________________________________________

4. Нужно ли сразу после окончания ВУЗа повышать квалификацию? да или нет

5. Считаете ли Вы полезным для воспитателя ДОУ знакомство с работой учителей 1 классов? да, нет

6. Достаточно ли у Вас знаний по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитуемых? да, нет

7. Нужны ли Вам тренинги педагогического общения? да, нет

8. Знакомы ли Вы с достижениями других ДОУ Вашего района?

да, нет

9. Какие формы повышения квалификации Вам интереснее:

__на базе институтов повышения квалификации

__на базе городских ресурсных центров

__на базе районных методических центров

__на базе лучших ДОУ района

__на базе своего ДОУ

__индивидуальные консультации

__дистанционные формы

__самообразование

10. Назовите тему Вашей методической работы __________________________________________________________

и полученные результаты __________________________________________________________

11. Можете ли Вы написать статью по педагогике, раскрыть проблемы дошкольного образования? да, нет

12. Есть ли у Вас программа личностно-профессионального развития? да, нет

13. Заинтересованы ли Вы в повышении своего профессионализма? да, нет

14. Можете ли Вы создать инновационный проект для ДОУ? да, нет

15. Что для Вас лично является самым сложным в работе воспитателя? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

16. Оказывают ли Вам помощь на рабочих местах по адаптации к профессиональной педагогической деятельности? да, нет

17. Хотели бы Вы на рабочих местах или через систему повышения квалификации получить

педагогическую и методическую помощь;

психологическую поддержку

заботу о Вашем физическом и психическом здоровье

18. Хотели бы Вы пройти стажировку на базе лучших ДОУ района? да, нет.

Если да, то выберите оптимальный для себя срок стажировки 1 год, полгода, 3 месяца, месяц, другое _________________________

 

Спасибо!

 

Приложение 2

Анкета для студентов по изучению качества профессионального выбора

 

1.Ваше желание работать учителем:

• да

• не совсем понятно

• Нет

 

2. Что Вас привлекло к решению выбрать педагогический факультет:

• желание работать педагогом

• желание получить высшее образование

• надежда на более легкий процесс обучения

 

3.Что Вас пугает в работе учителя:

• низкая заработная плата

• сложность подготовки

• дети

• родители детей

• другое

 

Какую помощь в адаптации к педагогической деятельности Вы хотели бы получить:

• межфакультативные курсы по проблемам педагогического общения

• больше практики

• индивидуального наставника

• другое

 

Спасибо!

 

 

Приложение 3

 

Утверждаю_________________

заведующий ГБДОУ д/с № 81

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Родина Е.А.

 

ДНЕВНИК САМОАНАЛИЗА СТАЖЕРА

(МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА)

 

1.Ф.И.О.специалиста_______________________________________

_______________________________________________________

2.Место работы __________________________________________

________________________________________________________

3.Должность, стаж работы в занимаемой должности_____________

4.Тема выпускной квалификационной работы

_______________________________________________________

5.Программа стажировки

________________________________________________________

6.Начало стажировки________________________________________

7.Окончание стажировки___________________________________

8.Базы стажировки/наставники:

 

База стажировки Наставник Образовательный модуль
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

9.Образовательный модуль________________________________

 

10.Значимые для меня цели стажировки:

 

Образовательная Аттестационная
Самостоятельное решение стандартных     профессиональных задач. Освоения своей профессии
Повышение профессионального мастерства в решении стандартных профессиональных задач. Подготовка к аттестации на первую квалификационную категорию
Повышение профессионального мастерства в решении сложных профессиональных задач. Подготовка к аттестации на высшую квалификационную категорию
Обобщение и передача своего профессионального опыта. Подготовка к переходу на другую должность профессиональная переподготовка  

 

 

11.Ваша ключевая педагогическая идея (педагогическое кредо):____

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Ожидаемые результаты стажировки:

12.1.Личностные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.2.Профессиональные

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.3.Предпочитаемые способы достижения результатов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Тема инновационного проекта

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

САМОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАЖИРОВКИ (заполняет молодой специалист во время стажировки)
Модули стажировки Ключевые идеи Личностная значимость материала Профессиональная значимость
1. Личностно-профессиональное самосовершенствование специалиста в процессе повышения квалификации: 1.1 Основы государственной политики в сфере семьи и детства. 1.2 Личностно-профессионального становления специалиста 1.3 Индивидуальная программа личностно – профессионального самосовершенствования педагога      

 

САМОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (заполняет молодой специалист во время работы над темой)
Модули обучения Ключевые идеи Личностная значимость материала Профессиональная значимость
2. Современные проблемы воспитания: 2.1 Воспитание в современной семье (детско-родительские отношения, активность ребенка, стиль воспитания) 2.2 Психология здоровья семьи 2.3 Педагогическая профилактика зависимого поведения 2.4 Преодоление закомплексованности как основа успешной социализации детей и взрослых 2.5 Системная диагностика семьи      
САМОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (заполняет слушатель во время работы над темой)
Модули обучения Ключевые идеи Личностная значимость материала Профессиональная значимость
3. Психология педагогического общения 3.1 Профессиональная позиция педагога в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации 3.2 Консультирование семей в трудной жизненной ситуации (деловая игра) 3.3 Основы воздейственной речи 3.4 Методический тренинг эффективного профессионального взаимодействия, (разрешение конфликтных ситуаций)      
         

 

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАЖЕРА

 

 

Тема модуля Стажировочная площадка Виды деятельности Темы консультаций Примечания и рекомендации Наставник
           
 
 
 
           
 
 
 
 

 

 

Карта активности стажера
Действия Краткое содержание
Задал/а вопрос преподавателю (укажите номера или название тем, по которым Вы задавали вопрос преподавателю)  
Предложил/а тему для обсуждения  
Сделал/а сообщение по теме  
Сделал/а сообщение о своем опыте работы    
Поделилась опытом применения в работе знаний, полученных на курсе    
Получил/а консультацию у специалиста (назвать проблему)    
Участие в конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.
  • Слушала
  • Подготовила статью
  • Выступление, доклад
 
Самостоятельно изученные материалы (назвать)    

 

Рисую идеальный образ себя в профессии (изображение любое - от реалистического до символического) «Ростомер»
   
идеально
   
отсутствует

 

На «ростомере»:

- Мой «рост» (во всей совокупности качеств) на сегодняшний день

х Мой ожидаемый по окончании обучения «рост»

 

Доброе напутствие, пожелание себе:

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ О СТАЖИРОВКЕ

 

1. Заполнить дневник самоанализа

2. Заполнить карту наблюдений наставника

3. Сдать инновационный педагогический проект (технологию, методику, картотеку, …

 

Приложение 4

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

-------------------------------------------------------------

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ»

(ФГНУ ИПООВ РАО)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лаборатория психологических и социологических исследований в педагогическом образовании

 

Программа повышения квалификации

наставника педагогов

 

Н.М. Полетаева

Е.А. Родина

 

 

Санкт-Петербург

 

Пояснительная записка

Профессиональная деятельность педагога требует не только специального образования, но и практического опыта. В условиях падения престижности педагогической профессии, сокращается количество выпускников педагогических колледжей и вузов, готовых прийти на работу в образовательные учреждения города и района. Отсутствие педагогического опыта еще больше снижает шанс, что выпускник останется на работе в ОУ.

Организация стажировки с целью совершенствования профессиональной компетентности работников образовательных учреждений на базе ОУ района позволяет смягчить адаптацию молодых специалистов к профессиональной деятельности в ОУ.

Актуальность введения программы обусловлена не готовностью педагогов, имеющих высокие результаты профессиональной деятельности при обучении и воспитании детей, так же эффективно работать со взрослыми, коллегами. Для выполнения функции наставника менее опытных педагогов необходимо владеть андрогогическими технологиями обучения, знать критерии эффективности педагогической деятельности, требования к аттестации и психологию взрослых.

Задача наставника молодых педагогов – не только передать успешный опыт профессиональной деятельности, но и помочь найти свой путь в профессии. Не уйти из-за первых неудач, не сконцентрироваться на минусах, а увидеть плюсы педагогической профессии. Для этого необходима готовность к индивидуальному подходу при стажировке, к убеждению и концентрации на позитиве. Будущий наставник молодых педагогов должен уметь разработать программу стажировки и документы, отражающие ее ход и эффективность, а по окончании обучения составить вместе со стажером его индивидуальную программу личностно-профессионального развития.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

 

Наставник молодых педагогов - это профессионально зрелый педагог, готовый передавать свой профессиональный опыт молодым, начинающим специалистам системы образования. Наставник молодых педагогов не только показывает как надо выполнять те или иные педагогические технологии, но и делится своими инновационными идеями, приемами работы, формирует у стажера позитивное отношение к выбранной педагогической профессии. Наставником молодых педагогов может быть педагог высшей квалификационной категории, имеющий признанные профессиональные достижения, обладающий авторитетом, имеющий опыт устного и письменного изложения своих инновационных педагогических идей. Стаж работы наставника молодых педагогов в системе образования и в занимаемой должности должен быть не менее 5 лет.

Опыт выполнения функций повышения квалификации педагог приобретает при выступлении на методических и педагогических советах, семинарах, курсах повышения квалификации. Наиболее благоприятные условия для формирования опыта работы в роли наставника созданы в учреждениях, работающих в статусе ресурсных центров.

Перечень вопросов, по которым наставник молодых педагогов может оказывать консультации и сопровождение молодых специалистов или стажеров расширяется в процессе личностно-профессионального развития, что должно быть отражено в сертификате. При расширении круга профессиональных вопросов, по которым наставник молодых педагогов может осуществлять стажировку, необходимо оформить новый сертификат. В сертификате, например, можно указать: «Наставник молодых педагогов по технологиям «французские мастерские» или «Педагог-наставник по здоровьесозидающим технологиям» и т.д. Сертификат наставника выдается ИМЦ района или городским ресурсным центром.

Наставник молодых педагогов – это профессионально-зрелый педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, стаж в должности не менее 5-ти лет и прошедший курсы повышения квалификации, направленные на подготовку к методической работе с педагогами. Такие курсы могут быть рассчитаны не менее чем на 72 часа и должны включать в себя темы такие темы, как «Организация методической работы в ОУ», «Закономерности личностно-профессионального развития педагога», «Технологии повышения квалификации педагогов», «Педагогическая инноватика», «Педагогическая андрогогика (технологии обучения вхрослых)», «Методология и методика педагогического исследования», «Мониторинг качества образования».

Наставник молодых педагогов помимо своих профессиональных компетенций должен уметь:

• спроектировать блок в единую программу стажировки в соответствии с общими целями личностно-профессионального развития стажера;

• совместно со стажером составить индивидуальную траекторию этапа стажировки, в котором он выступает в качестве наставника;

• оценить качество профессиональных умений, сформированных у стажера;

• обучить стажера эффективным технологиям профессиональной деятельности;

• проанализировать причины профессиональных неудач стажера и скорректировать его индивидуальный образовательный маршрут;

• осуществить педагогический эксперимент.

Для получения сертификата наставнику молодых педагогов необходимо провести мастер-класс по выбранному направлению педагогической деятельности.

Перечень направлений для педагогической стажировки:

1.Технологии обучения.

2.Технологгии воспитания и развития.

3. Технологии психолого-педагогического сопровождения.

4. Здоровьесозидающие технологии в образовании.

5. Технологии методической работы в ОУ.

6. Управленческие технологии в образовании.

7. Мониторинг качества образования.

 

Каждое направление может быть подкреплено несколькими сертификатами, детализирующими данное направление. Банк данных о направлениях стажировки необходимо создать на базе районных центров образования.

Форма отчета и итогового контроля по курсам: оформленная индивидуальная педагогическая концепция и мастер-класс.

Бланк контент-анализа педагогической концепции:

1.Методологическое обоснование.

2.Четкость формулировки ключевой идеи.

3.Раскрытие ключевой идеи в концептуальных положениях.

4.Алгоритм реализации инновационной авторской идеи на пррактике.

5.Методики диагностики качества ожидаемого результата.

6.Единство концептуальных положений и алгоритма практической реализации инновационной идеи.

7.Масштаб концепции: уровень педагогической системы, на преобразование которой направлена ключевая авторская идея.

8.Целостность рассмотрения проблемы.

9.Раскрытие перспектив внедрения идеи.

БЛАНК наблюдения за мастер-классом педагога:

1.Четкость формулировки цели и задач

2.Актуальность и современность представляемых технологий

3.Внешний вид педагога

4.Соблюдение временных параметров.

5.Соблюдение динамики работоспособности.

6.Наличие обратной связи.

7.Управление познавательной деятельностью обучаемых.

8.Использование компьютерных технологий и АУВЗсредств.

9.Активность обучаемых.

10. Индивидуальный подход к обучаемым.

11.Четкость алгоритма педагогической деятельности.

12.Наличие плана мастер-класса.

13. Оценка коммуникативных навыков.

14.Пробуждение интереса к теме у обучаемых.

15.Подведение итогов мастер-класса и раскрытие возможностей применения представляемой технологии.

+=1 +/-=0.5

Коэффициент качества определяется делением набранной средней суммы на максимально возможную и для хорошего показателя должен быть не менее 0,7.

За наставником педагогов закрепляется одновременно не более трех стажеров с целью обеспечения эффективности процесса стажировки. Перед началом стажировки наставнику необходимо присутствовать на общем собрании всех наставников, которое проводит куратор группы стажеров и ознакомится с правилами заполнения документации и целями стажировки. В процессе стажировки наставник педагогов заполняет табель посещений и таблицу оценки выполняемых стажером операций и технологий, которые стажер сдает кураторы группы или тьютору.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Стажировочная площадка - учреждение, на базе которого может осуществляться стажировка специалистов.

Стажер - специалист, принятый на работу с испытательным сроком или находящийся на практике в процессе профессионального дополнительногоо образования.

Стажировка - процесс приобретения опыта работы по избранной профессии, направленный на достижение более высокого уровня професионализма.

Стажировочная образовательная площадка - ОУ, имеющее опыт инновационной деятельности, устойчивые высокие показатели качества образования и педагогические кадры, способные работать в качестве наставника.

Инновационная деятельность направлена на получение и освоение новшеств. Новшество - оформленный результат фундаментальных или прикладных исследований: открытие, изобретение, рацпредложение, новое понятие, технология, научный подход и т.д.

Инновационная деятельность в ОУ включает освоение новшеств, "спускаемых сверху" или по собственной инициативе, наименьший объем в структуре инновационной деятельности современного образовательного учреждения составляет собственная разработка нового, имеющего значимость для развития педагогической науки и практики.

Для присуждения статуса стажировочной площадки важен опыт собствпенного создания новшеств в образовании, подкрепленный статусами "Опытно-экспериментальная площадка", "школа-лаборатория", "ресурсный центр" или ОУ, победитель конкурсов, выявляющих наиболее прогрессивные и качественные результаты развития.В ОУ, имеющим позитивный получивший признание опыт создания нового, как правило имеется акмеологическая среда, где престижно хорошо работать, стремиться к достижениям, что оцень важно для успешной стажировки. Акмеологическая среда ОУ способствует формированию у стажера акмеологической профессиональной позиции, характеризующейся устойчивым стремлением к личностно-профессиональному развитию., к достижениям.

Показатели качества образования, учитывающиеся при решении вопроса об открытии стажировочной площадки:

1 блок - результативности обучения, воспитания и развития.

2 блок - оценки качества учебно-воспитательного процесса

3 блок - оценки качества образовательной среды материально-технической, психологической, сетевого взаимодействия

4 блок - оценки качества управления (структуры, документации, стратегии и тактики)

5 блок - оценки качества педагогических кадров (распределение по категориям, повышение квалификации и состояние здоровья)

6 блок - оценки качества развития ОУ (динамика по 1-5 блокам, сравнение показателей качества образования со средними по району, городу, РФ; наличие опережающих идей, результатов, определяющих вектор развития ОУ данного типа.

Для принятия решения о назначении ОУ стажировочной площадкой необходимо наличие не менее 3 педагогов, готовых выполнять функции наставника.

 

 

План-программа

 

№ п/п ТЕМЫ ВСЕГО (часов) ЛЕКЦИИ (часов) ПРАКТИКА (часов)
1. Этапы личностно-профессионального развития педагога      
2. Закономерности становления профессиональной зрелости педагога      
3. Требования к аттестации педагогов (по категориям)      
4. Анализ проблем, тормозящих становление профессиональной зрелости молодых педагогов      
5. Документация педагога ОУ (ДОУ)      
6. Психология профессиональной успешности педагога      
7. Тренинги коммуникативной культуры: общение с коллегами, детьми, родителями, снятие закомплексованности, педагогическая речь, педагогическая этика, педагогическая культура      
8. Индивидуальный образовательный маршрут (стажера, воспитанника)      
9. Педагогическая рефлексия      
10. Программа личностно-профессионального развития педагога      
11. Методика проведения развивающей беседы      
12. Презентация эссэ «Чему я могу научить?»      
  ВСЕГО      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ 1. Этапы личностно-профессионального развития педагога

Цель: единство индивидуального, личностного и профессионального в становлении ПЗП

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ, на котором может и должен происходить осознанный профессиональный выбор в соответствии с психо-физиологическими характеристиками, интересами, склонностями выпускника школы и с учетом потребностей рынка труда. Именно на этом этапе у старшеклассников на основе предрасположенности к педагогической профессии возникает непосредственный интерес к педагогической деятельности. По наблюдениям, практически в каждой школе выделяются ученики, которые с удовольствием и, не считаясь со временем, занимаются с младшими по возрасту, вникают в их заботы и эмоциональные состояния, терпеливо обучают и наставляют. Эти же ученики с интересом и ответственностью проводят по поручению учителя урок или часть урока, какие-либо внеклассные мероприятия. Очень часто такие ребята бывают из семей педагогов. Это, как раз и есть, те потенциальные педагоги, которые могли бы успешно закончить педагогическое учебной заведение, стать высококвалифицированным специалистом и достичь вершин профессиональной зрелости. Но нередко они, поддавшись настроению, моде на престижность или прельстившись легкостью поступления, уходят в высшие учебные заведения по другим специальностям. Но даже и те, кто поступает «по призванию» в высшее педагогическое учебное заведение, в большинстве случаев, питают большие сомнения и скепсис по поводу будущей профессии, которые зачастую надолго сохраняются и после получения диплома. В результате, в первом случае просто теряется возможный квалифицированный педагог, а во втором – уже на начальном этапе сдерживается его становление. С позиций акмеологического подхода именно на этом этапе не только возможно, но и необходимо заложить таким выпускникам сильную мотивацию, суть которой в разъяснении их предрасположенности к педагогической профессии, что именно в ней они смогут найти свое подлинное самовыражение, достичь вершин профессионализма и жизненной удовлетворенности. Сильная мотивация и непосредственный интерес – ведущие психологические факторы во всем дальнейшем процессе становления профессиональной зрелости.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ – соответствие выпускника образовательного учреждения государственному стандарту. На этом этапе уже в педагогическом учебном заведении происходит или должно происходить дальнейшее укрепление мотивации и непосредственного интереса к педагогической профессии и деятельности, которые в значительной мере обеспечивают успешность обучения и прохождения педагогической практики. Если они будут сформированы, то получим у студентов активные процессы саморазвития и самосовершенствования в педагогической профессии, которые впоследствии становятся своеобразной основой и гарантией достижения ими высокого профессионализма и профессиональной зрелости. Именно для таких студентов в большей степени требуется тьютор, который мог бы направлять их познавательную и практическую активность на освоение в полной мере государственного стандарта выпускника педагогического университета и, более того, его превышение. То есть, можно сказать, что основы профессиональной зрелости психологически могут и должны закладываться еще при обучении педагогической профессии, что требует соответствующей корректировки стандарта и базовых учебных планов и программ. К сожалению, в настоящее время на этом этапе происходит в основном виртуальное усвоение знаний, которое довольно слабо стимулируется необходимостью сдать зачеты, экзамены и получить диплом, а также в некоторой мере – получением стипендии. Эти внешние стимулы в немалой степени сдерживают развитие непосредственного интереса к педагогической деятельности, саморазвитию и самообучению в этом направлении даже у профессионально расположенных студентов. Главным становится – лишь бы сдать зачет, экзамен, независимо от качества усвоенных знаний, в то время, как подлинная цель – стать профессионалом, достичь профессиональной зрелости отходит на второй план.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ – накапливание собственного опыта в процессе практического освоения всех видов профессиональной деятельности, ориентация на высоко профессиональные примеры старших коллег и «встраивание» в педагогический коллектив. На этом этапе качественным образом изменяется психическая модель профессиональной реализации. В ней начинают преобладать следующие основные психические механизмы:

 виртуальные знания и представления об объекте обучения трансформируются на реальность и зачастую сильно не совпадают с нею. В первом случае происходит интериоризация усвоенных в процессе обучения знаний, а во втором еще и приходится «на ходу» частично переучиваться;

 усвоенные в процессе обучения педагогические приемы реализуются на уровне умений под постоянным контролем сознания, что порождает неуверенность и несколько затормаживает педагогические действия;

 формируется ответственность и страх за возможные неправильные педагогические действия, которые вызовут или могут вызвать негативную реакцию обучаемых, воспитуемых, родителей или руководителей педагогическим коллективом;

 непосредственно в процессе реального педагогического воздействия неизбежно воспринимается обратная связь как положительная или отрицательная реакция обучаемых и воспитуемых, находить ответы, на которую приходится интуитивно, поскольку этому в вузе практически не обучали;

 у многих педагогов в реальной педагогической деятельности обостряется врожденная или приобретенная закомплексованность, которая сдерживает профессиональную адаптацию.

Эти и ряд других факторов неизбежно создают длительное сильнейшее напряжение в психике молодого педагога, ведущее к нервозности, переживаниям, психическим конфликтам, угнетенности, а, отсюда, - к серьезным сомнениям в правильности выбора профессии. Без психолого-педагогической поддержки он в этот период может сорваться и уйти из педагогического коллектива или профессии. Ее могут оказывать администрация, опытные педагоги, методисты и психологи, акцентируясь на моральной поддержке, посещении и анализе уроков, воспитательных мероприятий, подсказке более эффективных приемов для конкретных педагогических ситуаций и т.п. Этот этап – один из наиболее сложных в процессе становления профессиональной зрелости.

4. СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в процессе которого достигаются стабильные результаты педагогической деятельности, формируется готовность к освоению нового в профессии. Наступает такой момент, когда постепенно накапливающиеся количественные изменения в психике молодого педагога формируют у него новую, качественно более высокую модель профессиональной реализации: он начинает все увереннее справляться с проведением уроков и воспитательных мероприятий. Это ощущение с каждым годом становится все прочнее и к концу этапа стабилизации преобразуется в стабильную уверенность. Она вытесняет панические и угнетенные состояния и тем самым, высвобождая психику от излишних «шумов», позволяет сосредоточиваться на «чувствовании» класса и отдельных учеников, а отсюда, на основе обратной связи существенно повышать качество обучения и воспитания. То есть, все более полно начинает срабатывать психический механизм профессионального самосовершенствования и саморазвития. Соответственно, меняется отношение к педагогической профессии, адаптационное напряжение спадает и постепенно восстанавливается или формируется непосредственный интерес, «вкус» к профессиональной роли и обязанностям, а также стремление к стабильно более высоким результатам в обучении и воспитании. В свою очередь, это укрепляет чувство ответственности и побуждает к освоению новых педагогических знаний и приемов, создавая психологическую основу для повышения квалификации и акмеологической поддержки.

5. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в котором на основе стабильности развивается качественно более высокая психическая модель профессиональной реализации – формирование индивидуального стиля педагогической деятельности. То есть, из всех наработанных педагогических приемов педагог чаще всего даже подсознательно начинает применять те, к которым наиболее предрасположен, которые лучше всего получаются и дают лучшие качество и эффективность. Кроме того, и в процессе повышения квалификации педагог, исходя из имеющегося опыта, уже осознанно будет отдавать предпочтение освоению аналогичных приемов. Формирование индивидуального педагогического стиля – важнейший этап в становлении профессиональной зрелости. По сути, он означает, что педагог сформировался как профессионал, что позволяет ему стабильно достигать высоких результатов в обучении и воспитании. Однако, без соответствующего акмеологического сопровождения на этом этапе он может остановиться в своем профессиональном самосовершенствовании и развитии, поскольку зачастую начинает ощущать некую непогрешимость в своих действиях и несколько скептически относится ко всему новому и иному, что ведет к некоторой стагнации.

6. ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, ПРОФЕССИОНАЛИЗМА – уверенные и устойчивые навыки по всем видам педагогической деятельности, способность эффективно разрешать любые педагогические ситуации

На самом же деле, индивидуальный педагогический стиль является основой для достижения более высокой ступени – педагогического мастерства, при котором педагог достигает такого совершенства, что становится способным качественно и эффективно решать любые педагогические задачи. На этом этапе педагог, уже освоив собственный педагогический стиль, начинает сравнивать его со стилями других педагогов. Оценивая по качеству и эффективности их педагогические знания и приемы, он выбирает лучшие и приемлемые для себя, тем самым обогащая свой индивидуальный стиль и, что не менее важно, приобретая некоторую разностильность. Это и есть более высокая качественная характеристика, поскольку разностильность позволяет уверенно выбирать лучшие варианты обучающего и воспитательного воздействия на учащихся в зависимости от их особенностей или от особенностей класса, в результате чего получаем более высокие качество и эффективность педагогического воздействия.

7. АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в процессе которого происходит осознание миссии своей профессии, ее роли и места в социальном разделении труда. Педагог приобретает реальный авторитет и начинает гордиться своей профессией, осознает ее социальную значимость, соотносит свой социальный статус в сравнении с другими профессиями. Чаще всего на этом этапе активизируется его гражданская позиция, участие в общественных делах и руководящих органах не только своего коллектива, но и за его пределами. Все это укрепляет его во мнении, что педагогическая деятельность – это его призвание, что только в ней он находит самореализацию и видит смысл жизни.

8. ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, как постоянного интереса и готовности к созданию нового, а также и высокой результативности инновационной деятельности. При этом наблюдаются два направления творческой самореализации:

- новое создается для улучшения своей педагогической деятельности, обеспечения ее качества и эффективности;

- накопленные знания, опыт и созданное новое предлагается для освоения и внедрения другим, преимущественно, молодым педагогам.

В результате творческая деятельность поднимает педагога на новую ступень в повышении качества и эффективности обучения и воспитания, а соответственно, - в становлении профессиональной зрелости.

9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ – гарантированно высокое и стабильное качество педагогической деятельности, ощутимые достижения в инновационной и методической профессиональной деятельности. Этот высший этап характеризуется большей ориентацией на обогащение накопленного профессионализма жизненным опытом и умудренностью, преимущественно приобретенных в процессе воспитания и обучения собственных детей, семейной жизни и профессиональной деятельности. Профессионально зрелый педагог уже на собственном опыте осознает жизненный путь человека в современных условиях и, соответственно, более четко представляет конечные результаты обучения и воспитания подрастающего поколения, что дает наивысшую педагогическую продуктивность. Этап характеризуется активной наставнической, тьюторской, методической деятельностью, тенденцией к формированию своей педагогической школы из учителей-последователей.

10. ЭПИЗОДИЧЕСКИХ СПАДОВ (КАТЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Однако, ближе к преклонному возрасту педагог личностно-профессионально вырабатывается и у него наступают прогрессирующие временные снижения активности, качества преподавания, потеря интереса к профессии и результатам, стремление переложить свои обязанности на других.

11. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ОПУСТОШЕННОСТЬ, как свидетельство прогрессирующей потери высокого профессионализма и стабильное снижение результативности педагогической деятельности

12. КАТАБОЛИЧЕСКИЙ, ТОЧКА НЕВОЗВРАТА – потеря смыслов в педагогической деятельности

№ 2. Закономерности становления профессиональной зрелости педагога

Процесс становления профессиональной зрелости педагога происходит гетерохронно, нелинейно и в единстве акмеологических и катаболических трендов при устойчивой акмеологической позиции личности, направленной на достижение профессионального «акме». В процессе становления профессиональной зрелости личностное развитие предшествует профессиональному, предопределяет выбор профессии, затем они развиваются во взаимодействии, которое постепенно перерастает в доминирование профессионального над личностным. Индивидуальные траектории личностно - профессионального развития имеют тенденцию к вариативности прохождения этапов профессиональной зрелости педагога и могут представлять собой одновершинную, многовершинную, безвершинную модели, либо модель устойчивого «акме». Эффективное становление профессиональной зрелости педагога невозможно без синергийного взаимодействия процессов саморазвития и целенаправленного формирования личностно-профессиональных качеств под воздействием акмеологической среды.

№ 3. Требования к аттестации педагогов (по категориям)

Тарифно-квалификационные требования к педагогу первой и высшей категории, аттестация на соответствие должности, экспертная оценка, портфолио педагога.

№ 4. Анализ проблем, тормозящих становление профессиональной зрелости молодых педагогов

Содержание и методика анкетирования молодых педагогов, проблемы образования в ВУЗе, отсутствие профотбора, личностные качества студентов педагогических факультетов. «дедовщина в ОУ», возрастная специфика, здоровье, адаптация и т.д.

№ 5. Документация педагога ОУ (ДОУ)

Перечень, включая образовательную программу, работу по методической теме, текст выступления и т.д.

№ 6. Психология профессиональной успешности педагога

Акмеологическая позиция личности, активность, уровень притязаний, мотивация, психологические условия успешного обучения. Возрастная психология: взрослость, личностная зрелость. Тест Ю. Орлова «Потребность в достижениях». Самоорганизация человека: структура, сущность и роль в профессиональной успешности. Диагностика готовности к самоорганизации профессионала. Аутопсихологические технологии самосовершенствования себя как личности и профессионала для педагога. Карьерология в образовании. Выделение положительных сторон профессиональной деятельности как условие становления ПЗП.

№ 7. Тренинги коммуникативной культуры: общение с коллегами, детьми, родителями, снятие закомплексованности, педагогическая речь, педагогическая этика, педагогическая культура

Роль коммуникативной культуры в становлении ПЗП. Специфика общения с разными субъектами образовательной среды. Специфика педагогического общения. Публичная речь в ОУ. Имидж педагога и профессиональная успешность. Проигрывание ролей по каждому субъекту образовательной среды. Видеосъемка, анализ. Технологии снятия неуверенного поведения в профессии. Тренинги выступления на педсовете, на семинаре. Разрешение конфликтных педагогических ситуаций. Модели поведения в профессиональном конфликте. Методы психологической защиты. Анализ самопрезентаций. Дневник самоанализа. Саморегуляция речевой активности.

№ 8. Индивидуальный образовательный маршрут (стажера, воспитанника)

Структура и функции индивидуального образовательного маршрута для педагога, ученика, воспитанника. Целостность задач личностно-профессионального развития и их отражение в индивидуальном образовательном маршруте. Стратегические и тактические образовательные маршруты. Анализ вариантов образовательных маршрутов.

№ 9. Педагогическая рефлексия

Обратная связь. Самоанализ в педагогической деятельности. Понятие о качестве образования. Качество: цели образования, содержания, мотивации, управления, образовательной среды, процесса, мониторинга, педагогических кадров, воспитанников, роезультата, методической работы, сетевого взаимодействия. Карта достижений педагога за учебный год. Самоанализ занятия, самоанализ развития.

№ 10. Методика проведения развивающей беседы

Цель развивающей беседы – мотивация к достижениям в профессии с акцентом на успехи и положительные стороны личности молодого педагога. Поддержание позитивной оценки себя как профессионала. Помощь в осознании своей миссии в образовании.

№ 11. Структура

№ 12. Зачет

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: