Уважаемый молодой педагог!
Районная экспериментальная площадка с целью подготовки программы стажировки молодых специалистов на рабочем месте просит Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут оценить Вашу потребность в помощи для успешной профессиональной деятельности.
Укажите Ваш педагогический стаж работы _____________________,
год окончания профессионального ОУ_________________________,
его название ______________________________________________
и полученную специальность_________________________________
1. Оцените успешность Вашей адаптации к профессиональной деятельности по 10 бальной шкале_______________________________________________________
2. Если Вы испытываете трудности в работе, то укажите какие:
недостаточно знаний по технологиям работы с детьми дошкольного возраста
психологические трудности в общении с детьми
некомфортный микроклимат в педагогическом коллективе
сложности в общении с родителями воспитуемых
нет авторитета и опыта работы
затруднения в методической работе
3. Достаточно ли хорошо Вы знаете нормативные документы, регламентирующие педагогическую деятельность в ДОУ, оцените по 5 бальной шкале:
|
|
- Закон об образовании _____________________________________
- стандарты образования (ФГТ, ФГОС) ________________________
- требования к аттестации __________________________________
- основная образовательная программа ДОУ и программа развития ДОУ _____________________________________________________
4. Нужно ли сразу после окончания ВУЗа повышать квалификацию? да или нет
5. Считаете ли Вы полезным для воспитателя ДОУ знакомство с работой учителей 1 классов? да, нет
6. Достаточно ли у Вас знаний по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитуемых? да, нет
7. Нужны ли Вам тренинги педагогического общения? да, нет
8. Знакомы ли Вы с достижениями других ДОУ Вашего района?
да, нет
9. Какие формы повышения квалификации Вам интереснее:
__на базе институтов повышения квалификации
__на базе городских ресурсных центров
__на базе районных методических центров
__на базе лучших ДОУ района
__на базе своего ДОУ
__индивидуальные консультации
__дистанционные формы
__самообразование
10. Назовите тему Вашей методической работы __________________________________________________________
и полученные результаты __________________________________________________________
11. Можете ли Вы написать статью по педагогике, раскрыть проблемы дошкольного образования? да, нет
12. Есть ли у Вас программа личностно-профессионального развития? да, нет
13. Заинтересованы ли Вы в повышении своего профессионализма? да, нет
14. Можете ли Вы создать инновационный проект для ДОУ? да, нет
15. Что для Вас лично является самым сложным в работе воспитателя? __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
|
|
16. Оказывают ли Вам помощь на рабочих местах по адаптации к профессиональной педагогической деятельности? да, нет
17. Хотели бы Вы на рабочих местах или через систему повышения квалификации получить
педагогическую и методическую помощь;
психологическую поддержку
заботу о Вашем физическом и психическом здоровье
18. Хотели бы Вы пройти стажировку на базе лучших ДОУ района? да, нет.
Если да, то выберите оптимальный для себя срок стажировки 1 год, полгода, 3 месяца, месяц, другое _________________________
Спасибо!
Приложение 2
Анкета для студентов по изучению качества профессионального выбора
1.Ваше желание работать учителем:
• да
• не совсем понятно
• Нет
2. Что Вас привлекло к решению выбрать педагогический факультет:
• желание работать педагогом
• желание получить высшее образование
• надежда на более легкий процесс обучения
3.Что Вас пугает в работе учителя:
• низкая заработная плата
• сложность подготовки
• дети
• родители детей
• другое
Какую помощь в адаптации к педагогической деятельности Вы хотели бы получить:
• межфакультативные курсы по проблемам педагогического общения
• больше практики
• индивидуального наставника
• другое
Спасибо!
Приложение 3
Утверждаю_________________
заведующий ГБДОУ д/с № 81
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Родина Е.А.
ДНЕВНИК САМОАНАЛИЗА СТАЖЕРА
(МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА)
1.Ф.И.О.специалиста_______________________________________
_______________________________________________________
2.Место работы __________________________________________
________________________________________________________
3.Должность, стаж работы в занимаемой должности_____________
4.Тема выпускной квалификационной работы
_______________________________________________________
5.Программа стажировки
________________________________________________________
6.Начало стажировки________________________________________
7.Окончание стажировки___________________________________
8.Базы стажировки/наставники:
База стажировки | Наставник | Образовательный модуль |
9.Образовательный модуль________________________________
10.Значимые для меня цели стажировки:
Образовательная | Аттестационная |
Самостоятельное решение стандартных профессиональных задач. | Освоения своей профессии |
Повышение профессионального мастерства в решении стандартных профессиональных задач. | Подготовка к аттестации на первую квалификационную категорию |
Повышение профессионального мастерства в решении сложных профессиональных задач. | Подготовка к аттестации на высшую квалификационную категорию |
Обобщение и передача своего профессионального опыта. | Подготовка к переходу на другую должность профессиональная переподготовка |
11.Ваша ключевая педагогическая идея (педагогическое кредо):____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Ожидаемые результаты стажировки:
12.1.Личностные
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.2.Профессиональные
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.3.Предпочитаемые способы достижения результатов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Тема инновационного проекта
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАЖИРОВКИ (заполняет молодой специалист во время стажировки) | |||
Модули стажировки | Ключевые идеи | Личностная значимость материала | Профессиональная значимость |
1. Личностно-профессиональное самосовершенствование специалиста в процессе повышения квалификации: 1.1 Основы государственной политики в сфере семьи и детства. 1.2 Личностно-профессионального становления специалиста 1.3 Индивидуальная программа личностно – профессионального самосовершенствования педагога |
|
|
САМОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (заполняет молодой специалист во время работы над темой) | ||||
Модули обучения | Ключевые идеи | Личностная значимость материала | Профессиональная значимость | |
2. Современные проблемы воспитания: 2.1 Воспитание в современной семье (детско-родительские отношения, активность ребенка, стиль воспитания) 2.2 Психология здоровья семьи 2.3 Педагогическая профилактика зависимого поведения 2.4 Преодоление закомплексованности как основа успешной социализации детей и взрослых 2.5 Системная диагностика семьи | ||||
САМОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (заполняет слушатель во время работы над темой) | ||||
Модули обучения | Ключевые идеи | Личностная значимость материала | Профессиональная значимость | |
3. Психология педагогического общения 3.1 Профессиональная позиция педагога в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации 3.2 Консультирование семей в трудной жизненной ситуации (деловая игра) 3.3 Основы воздейственной речи 3.4 Методический тренинг эффективного профессионального взаимодействия, (разрешение конфликтных ситуаций) | ||||
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАЖЕРА
Тема модуля | Стажировочная площадка | Виды деятельности | Темы консультаций | Примечания и рекомендации | Наставник |
Карта активности стажера | |
Действия | Краткое содержание |
Задал/а вопрос преподавателю (укажите номера или название тем, по которым Вы задавали вопрос преподавателю) | |
Предложил/а тему для обсуждения | |
Сделал/а сообщение по теме | |
Сделал/а сообщение о своем опыте работы | |
Поделилась опытом применения в работе знаний, полученных на курсе | |
Получил/а консультацию у специалиста (назвать проблему) | |
Участие в конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.
| |
Самостоятельно изученные материалы (назвать) |
|
|
Рисую идеальный образ себя в профессии (изображение любое - от реалистического до символического) | «Ростомер» | ||||
|
На «ростомере»:
- Мой «рост» (во всей совокупности качеств) на сегодняшний день
х Мой ожидаемый по окончании обучения «рост»
Доброе напутствие, пожелание себе: |
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ О СТАЖИРОВКЕ
1. Заполнить дневник самоанализа
2. Заполнить карту наблюдений наставника
3. Сдать инновационный педагогический проект (технологию, методику, картотеку, …
Приложение 4
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ»
(ФГНУ ИПООВ РАО)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лаборатория психологических и социологических исследований в педагогическом образовании
Программа повышения квалификации
наставника педагогов
Н.М. Полетаева
Е.А. Родина
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Профессиональная деятельность педагога требует не только специального образования, но и практического опыта. В условиях падения престижности педагогической профессии, сокращается количество выпускников педагогических колледжей и вузов, готовых прийти на работу в образовательные учреждения города и района. Отсутствие педагогического опыта еще больше снижает шанс, что выпускник останется на работе в ОУ.
Организация стажировки с целью совершенствования профессиональной компетентности работников образовательных учреждений на базе ОУ района позволяет смягчить адаптацию молодых специалистов к профессиональной деятельности в ОУ.
Актуальность введения программы обусловлена не готовностью педагогов, имеющих высокие результаты профессиональной деятельности при обучении и воспитании детей, так же эффективно работать со взрослыми, коллегами. Для выполнения функции наставника менее опытных педагогов необходимо владеть андрогогическими технологиями обучения, знать критерии эффективности педагогической деятельности, требования к аттестации и психологию взрослых.
Задача наставника молодых педагогов – не только передать успешный опыт профессиональной деятельности, но и помочь найти свой путь в профессии. Не уйти из-за первых неудач, не сконцентрироваться на минусах, а увидеть плюсы педагогической профессии. Для этого необходима готовность к индивидуальному подходу при стажировке, к убеждению и концентрации на позитиве. Будущий наставник молодых педагогов должен уметь разработать программу стажировки и документы, отражающие ее ход и эффективность, а по окончании обучения составить вместе со стажером его индивидуальную программу личностно-профессионального развития.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
Наставник молодых педагогов - это профессионально зрелый педагог, готовый передавать свой профессиональный опыт молодым, начинающим специалистам системы образования. Наставник молодых педагогов не только показывает как надо выполнять те или иные педагогические технологии, но и делится своими инновационными идеями, приемами работы, формирует у стажера позитивное отношение к выбранной педагогической профессии. Наставником молодых педагогов может быть педагог высшей квалификационной категории, имеющий признанные профессиональные достижения, обладающий авторитетом, имеющий опыт устного и письменного изложения своих инновационных педагогических идей. Стаж работы наставника молодых педагогов в системе образования и в занимаемой должности должен быть не менее 5 лет.
Опыт выполнения функций повышения квалификации педагог приобретает при выступлении на методических и педагогических советах, семинарах, курсах повышения квалификации. Наиболее благоприятные условия для формирования опыта работы в роли наставника созданы в учреждениях, работающих в статусе ресурсных центров.
Перечень вопросов, по которым наставник молодых педагогов может оказывать консультации и сопровождение молодых специалистов или стажеров расширяется в процессе личностно-профессионального развития, что должно быть отражено в сертификате. При расширении круга профессиональных вопросов, по которым наставник молодых педагогов может осуществлять стажировку, необходимо оформить новый сертификат. В сертификате, например, можно указать: «Наставник молодых педагогов по технологиям «французские мастерские» или «Педагог-наставник по здоровьесозидающим технологиям» и т.д. Сертификат наставника выдается ИМЦ района или городским ресурсным центром.
Наставник молодых педагогов – это профессионально-зрелый педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, стаж в должности не менее 5-ти лет и прошедший курсы повышения квалификации, направленные на подготовку к методической работе с педагогами. Такие курсы могут быть рассчитаны не менее чем на 72 часа и должны включать в себя темы такие темы, как «Организация методической работы в ОУ», «Закономерности личностно-профессионального развития педагога», «Технологии повышения квалификации педагогов», «Педагогическая инноватика», «Педагогическая андрогогика (технологии обучения вхрослых)», «Методология и методика педагогического исследования», «Мониторинг качества образования».
Наставник молодых педагогов помимо своих профессиональных компетенций должен уметь:
• спроектировать блок в единую программу стажировки в соответствии с общими целями личностно-профессионального развития стажера;
• совместно со стажером составить индивидуальную траекторию этапа стажировки, в котором он выступает в качестве наставника;
• оценить качество профессиональных умений, сформированных у стажера;
• обучить стажера эффективным технологиям профессиональной деятельности;
• проанализировать причины профессиональных неудач стажера и скорректировать его индивидуальный образовательный маршрут;
• осуществить педагогический эксперимент.
Для получения сертификата наставнику молодых педагогов необходимо провести мастер-класс по выбранному направлению педагогической деятельности.
Перечень направлений для педагогической стажировки:
1.Технологии обучения.
2.Технологгии воспитания и развития.
3. Технологии психолого-педагогического сопровождения.
4. Здоровьесозидающие технологии в образовании.
5. Технологии методической работы в ОУ.
6. Управленческие технологии в образовании.
7. Мониторинг качества образования.
Каждое направление может быть подкреплено несколькими сертификатами, детализирующими данное направление. Банк данных о направлениях стажировки необходимо создать на базе районных центров образования.
Форма отчета и итогового контроля по курсам: оформленная индивидуальная педагогическая концепция и мастер-класс.
Бланк контент-анализа педагогической концепции:
1.Методологическое обоснование.
2.Четкость формулировки ключевой идеи.
3.Раскрытие ключевой идеи в концептуальных положениях.
4.Алгоритм реализации инновационной авторской идеи на пррактике.
5.Методики диагностики качества ожидаемого результата.
6.Единство концептуальных положений и алгоритма практической реализации инновационной идеи.
7.Масштаб концепции: уровень педагогической системы, на преобразование которой направлена ключевая авторская идея.
8.Целостность рассмотрения проблемы.
9.Раскрытие перспектив внедрения идеи.
БЛАНК наблюдения за мастер-классом педагога:
1.Четкость формулировки цели и задач
2.Актуальность и современность представляемых технологий
3.Внешний вид педагога
4.Соблюдение временных параметров.
5.Соблюдение динамики работоспособности.
6.Наличие обратной связи.
7.Управление познавательной деятельностью обучаемых.
8.Использование компьютерных технологий и АУВЗсредств.
9.Активность обучаемых.
10. Индивидуальный подход к обучаемым.
11.Четкость алгоритма педагогической деятельности.
12.Наличие плана мастер-класса.
13. Оценка коммуникативных навыков.
14.Пробуждение интереса к теме у обучаемых.
15.Подведение итогов мастер-класса и раскрытие возможностей применения представляемой технологии.
+=1 +/-=0.5
Коэффициент качества определяется делением набранной средней суммы на максимально возможную и для хорошего показателя должен быть не менее 0,7.
За наставником педагогов закрепляется одновременно не более трех стажеров с целью обеспечения эффективности процесса стажировки. Перед началом стажировки наставнику необходимо присутствовать на общем собрании всех наставников, которое проводит куратор группы стажеров и ознакомится с правилами заполнения документации и целями стажировки. В процессе стажировки наставник педагогов заполняет табель посещений и таблицу оценки выполняемых стажером операций и технологий, которые стажер сдает кураторы группы или тьютору.
ПОЛОЖЕНИЕ О СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Стажировочная площадка - учреждение, на базе которого может осуществляться стажировка специалистов.
Стажер - специалист, принятый на работу с испытательным сроком или находящийся на практике в процессе профессионального дополнительногоо образования.
Стажировка - процесс приобретения опыта работы по избранной профессии, направленный на достижение более высокого уровня професионализма.
Стажировочная образовательная площадка - ОУ, имеющее опыт инновационной деятельности, устойчивые высокие показатели качества образования и педагогические кадры, способные работать в качестве наставника.
Инновационная деятельность направлена на получение и освоение новшеств. Новшество - оформленный результат фундаментальных или прикладных исследований: открытие, изобретение, рацпредложение, новое понятие, технология, научный подход и т.д.
Инновационная деятельность в ОУ включает освоение новшеств, "спускаемых сверху" или по собственной инициативе, наименьший объем в структуре инновационной деятельности современного образовательного учреждения составляет собственная разработка нового, имеющего значимость для развития педагогической науки и практики.
Для присуждения статуса стажировочной площадки важен опыт собствпенного создания новшеств в образовании, подкрепленный статусами "Опытно-экспериментальная площадка", "школа-лаборатория", "ресурсный центр" или ОУ, победитель конкурсов, выявляющих наиболее прогрессивные и качественные результаты развития.В ОУ, имеющим позитивный получивший признание опыт создания нового, как правило имеется акмеологическая среда, где престижно хорошо работать, стремиться к достижениям, что оцень важно для успешной стажировки. Акмеологическая среда ОУ способствует формированию у стажера акмеологической профессиональной позиции, характеризующейся устойчивым стремлением к личностно-профессиональному развитию., к достижениям.
Показатели качества образования, учитывающиеся при решении вопроса об открытии стажировочной площадки:
1 блок - результативности обучения, воспитания и развития.
2 блок - оценки качества учебно-воспитательного процесса
3 блок - оценки качества образовательной среды материально-технической, психологической, сетевого взаимодействия
4 блок - оценки качества управления (структуры, документации, стратегии и тактики)
5 блок - оценки качества педагогических кадров (распределение по категориям, повышение квалификации и состояние здоровья)
6 блок - оценки качества развития ОУ (динамика по 1-5 блокам, сравнение показателей качества образования со средними по району, городу, РФ; наличие опережающих идей, результатов, определяющих вектор развития ОУ данного типа.
Для принятия решения о назначении ОУ стажировочной площадкой необходимо наличие не менее 3 педагогов, готовых выполнять функции наставника.
План-программа
№ п/п | ТЕМЫ | ВСЕГО (часов) | ЛЕКЦИИ (часов) | ПРАКТИКА (часов) |
1. | Этапы личностно-профессионального развития педагога | |||
2. | Закономерности становления профессиональной зрелости педагога | |||
3. | Требования к аттестации педагогов (по категориям) | |||
4. | Анализ проблем, тормозящих становление профессиональной зрелости молодых педагогов | |||
5. | Документация педагога ОУ (ДОУ) | |||
6. | Психология профессиональной успешности педагога | |||
7. | Тренинги коммуникативной культуры: общение с коллегами, детьми, родителями, снятие закомплексованности, педагогическая речь, педагогическая этика, педагогическая культура | |||
8. | Индивидуальный образовательный маршрут (стажера, воспитанника) | |||
9. | Педагогическая рефлексия | |||
10. | Программа личностно-профессионального развития педагога | |||
11. | Методика проведения развивающей беседы | |||
12. | Презентация эссэ «Чему я могу научить?» | |||
ВСЕГО |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ 1. Этапы личностно-профессионального развития педагога
Цель: единство индивидуального, личностного и профессионального в становлении ПЗП
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ, на котором может и должен происходить осознанный профессиональный выбор в соответствии с психо-физиологическими характеристиками, интересами, склонностями выпускника школы и с учетом потребностей рынка труда. Именно на этом этапе у старшеклассников на основе предрасположенности к педагогической профессии возникает непосредственный интерес к педагогической деятельности. По наблюдениям, практически в каждой школе выделяются ученики, которые с удовольствием и, не считаясь со временем, занимаются с младшими по возрасту, вникают в их заботы и эмоциональные состояния, терпеливо обучают и наставляют. Эти же ученики с интересом и ответственностью проводят по поручению учителя урок или часть урока, какие-либо внеклассные мероприятия. Очень часто такие ребята бывают из семей педагогов. Это, как раз и есть, те потенциальные педагоги, которые могли бы успешно закончить педагогическое учебной заведение, стать высококвалифицированным специалистом и достичь вершин профессиональной зрелости. Но нередко они, поддавшись настроению, моде на престижность или прельстившись легкостью поступления, уходят в высшие учебные заведения по другим специальностям. Но даже и те, кто поступает «по призванию» в высшее педагогическое учебное заведение, в большинстве случаев, питают большие сомнения и скепсис по поводу будущей профессии, которые зачастую надолго сохраняются и после получения диплома. В результате, в первом случае просто теряется возможный квалифицированный педагог, а во втором – уже на начальном этапе сдерживается его становление. С позиций акмеологического подхода именно на этом этапе не только возможно, но и необходимо заложить таким выпускникам сильную мотивацию, суть которой в разъяснении их предрасположенности к педагогической профессии, что именно в ней они смогут найти свое подлинное самовыражение, достичь вершин профессионализма и жизненной удовлетворенности. Сильная мотивация и непосредственный интерес – ведущие психологические факторы во всем дальнейшем процессе становления профессиональной зрелости.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ – соответствие выпускника образовательного учреждения государственному стандарту. На этом этапе уже в педагогическом учебном заведении происходит или должно происходить дальнейшее укрепление мотивации и непосредственного интереса к педагогической профессии и деятельности, которые в значительной мере обеспечивают успешность обучения и прохождения педагогической практики. Если они будут сформированы, то получим у студентов активные процессы саморазвития и самосовершенствования в педагогической профессии, которые впоследствии становятся своеобразной основой и гарантией достижения ими высокого профессионализма и профессиональной зрелости. Именно для таких студентов в большей степени требуется тьютор, который мог бы направлять их познавательную и практическую активность на освоение в полной мере государственного стандарта выпускника педагогического университета и, более того, его превышение. То есть, можно сказать, что основы профессиональной зрелости психологически могут и должны закладываться еще при обучении педагогической профессии, что требует соответствующей корректировки стандарта и базовых учебных планов и программ. К сожалению, в настоящее время на этом этапе происходит в основном виртуальное усвоение знаний, которое довольно слабо стимулируется необходимостью сдать зачеты, экзамены и получить диплом, а также в некоторой мере – получением стипендии. Эти внешние стимулы в немалой степени сдерживают развитие непосредственного интереса к педагогической деятельности, саморазвитию и самообучению в этом направлении даже у профессионально расположенных студентов. Главным становится – лишь бы сдать зачет, экзамен, независимо от качества усвоенных знаний, в то время, как подлинная цель – стать профессионалом, достичь профессиональной зрелости отходит на второй план.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ – накапливание собственного опыта в процессе практического освоения всех видов профессиональной деятельности, ориентация на высоко профессиональные примеры старших коллег и «встраивание» в педагогический коллектив. На этом этапе качественным образом изменяется психическая модель профессиональной реализации. В ней начинают преобладать следующие основные психические механизмы:
виртуальные знания и представления об объекте обучения трансформируются на реальность и зачастую сильно не совпадают с нею. В первом случае происходит интериоризация усвоенных в процессе обучения знаний, а во втором еще и приходится «на ходу» частично переучиваться;
усвоенные в процессе обучения педагогические приемы реализуются на уровне умений под постоянным контролем сознания, что порождает неуверенность и несколько затормаживает педагогические действия;
формируется ответственность и страх за возможные неправильные педагогические действия, которые вызовут или могут вызвать негативную реакцию обучаемых, воспитуемых, родителей или руководителей педагогическим коллективом;
непосредственно в процессе реального педагогического воздействия неизбежно воспринимается обратная связь как положительная или отрицательная реакция обучаемых и воспитуемых, находить ответы, на которую приходится интуитивно, поскольку этому в вузе практически не обучали;
у многих педагогов в реальной педагогической деятельности обостряется врожденная или приобретенная закомплексованность, которая сдерживает профессиональную адаптацию.
Эти и ряд других факторов неизбежно создают длительное сильнейшее напряжение в психике молодого педагога, ведущее к нервозности, переживаниям, психическим конфликтам, угнетенности, а, отсюда, - к серьезным сомнениям в правильности выбора профессии. Без психолого-педагогической поддержки он в этот период может сорваться и уйти из педагогического коллектива или профессии. Ее могут оказывать администрация, опытные педагоги, методисты и психологи, акцентируясь на моральной поддержке, посещении и анализе уроков, воспитательных мероприятий, подсказке более эффективных приемов для конкретных педагогических ситуаций и т.п. Этот этап – один из наиболее сложных в процессе становления профессиональной зрелости.
4. СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в процессе которого достигаются стабильные результаты педагогической деятельности, формируется готовность к освоению нового в профессии. Наступает такой момент, когда постепенно накапливающиеся количественные изменения в психике молодого педагога формируют у него новую, качественно более высокую модель профессиональной реализации: он начинает все увереннее справляться с проведением уроков и воспитательных мероприятий. Это ощущение с каждым годом становится все прочнее и к концу этапа стабилизации преобразуется в стабильную уверенность. Она вытесняет панические и угнетенные состояния и тем самым, высвобождая психику от излишних «шумов», позволяет сосредоточиваться на «чувствовании» класса и отдельных учеников, а отсюда, на основе обратной связи существенно повышать качество обучения и воспитания. То есть, все более полно начинает срабатывать психический механизм профессионального самосовершенствования и саморазвития. Соответственно, меняется отношение к педагогической профессии, адаптационное напряжение спадает и постепенно восстанавливается или формируется непосредственный интерес, «вкус» к профессиональной роли и обязанностям, а также стремление к стабильно более высоким результатам в обучении и воспитании. В свою очередь, это укрепляет чувство ответственности и побуждает к освоению новых педагогических знаний и приемов, создавая психологическую основу для повышения квалификации и акмеологической поддержки.
5. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в котором на основе стабильности развивается качественно более высокая психическая модель профессиональной реализации – формирование индивидуального стиля педагогической деятельности. То есть, из всех наработанных педагогических приемов педагог чаще всего даже подсознательно начинает применять те, к которым наиболее предрасположен, которые лучше всего получаются и дают лучшие качество и эффективность. Кроме того, и в процессе повышения квалификации педагог, исходя из имеющегося опыта, уже осознанно будет отдавать предпочтение освоению аналогичных приемов. Формирование индивидуального педагогического стиля – важнейший этап в становлении профессиональной зрелости. По сути, он означает, что педагог сформировался как профессионал, что позволяет ему стабильно достигать высоких результатов в обучении и воспитании. Однако, без соответствующего акмеологического сопровождения на этом этапе он может остановиться в своем профессиональном самосовершенствовании и развитии, поскольку зачастую начинает ощущать некую непогрешимость в своих действиях и несколько скептически относится ко всему новому и иному, что ведет к некоторой стагнации.
6. ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, ПРОФЕССИОНАЛИЗМА – уверенные и устойчивые навыки по всем видам педагогической деятельности, способность эффективно разрешать любые педагогические ситуации
На самом же деле, индивидуальный педагогический стиль является основой для достижения более высокой ступени – педагогического мастерства, при котором педагог достигает такого совершенства, что становится способным качественно и эффективно решать любые педагогические задачи. На этом этапе педагог, уже освоив собственный педагогический стиль, начинает сравнивать его со стилями других педагогов. Оценивая по качеству и эффективности их педагогические знания и приемы, он выбирает лучшие и приемлемые для себя, тем самым обогащая свой индивидуальный стиль и, что не менее важно, приобретая некоторую разностильность. Это и есть более высокая качественная характеристика, поскольку разностильность позволяет уверенно выбирать лучшие варианты обучающего и воспитательного воздействия на учащихся в зависимости от их особенностей или от особенностей класса, в результате чего получаем более высокие качество и эффективность педагогического воздействия.
7. АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в процессе которого происходит осознание миссии своей профессии, ее роли и места в социальном разделении труда. Педагог приобретает реальный авторитет и начинает гордиться своей профессией, осознает ее социальную значимость, соотносит свой социальный статус в сравнении с другими профессиями. Чаще всего на этом этапе активизируется его гражданская позиция, участие в общественных делах и руководящих органах не только своего коллектива, но и за его пределами. Все это укрепляет его во мнении, что педагогическая деятельность – это его призвание, что только в ней он находит самореализацию и видит смысл жизни.
8. ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, как постоянного интереса и готовности к созданию нового, а также и высокой результативности инновационной деятельности. При этом наблюдаются два направления творческой самореализации:
- новое создается для улучшения своей педагогической деятельности, обеспечения ее качества и эффективности;
- накопленные знания, опыт и созданное новое предлагается для освоения и внедрения другим, преимущественно, молодым педагогам.
В результате творческая деятельность поднимает педагога на новую ступень в повышении качества и эффективности обучения и воспитания, а соответственно, - в становлении профессиональной зрелости.
9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ – гарантированно высокое и стабильное качество педагогической деятельности, ощутимые достижения в инновационной и методической профессиональной деятельности. Этот высший этап характеризуется большей ориентацией на обогащение накопленного профессионализма жизненным опытом и умудренностью, преимущественно приобретенных в процессе воспитания и обучения собственных детей, семейной жизни и профессиональной деятельности. Профессионально зрелый педагог уже на собственном опыте осознает жизненный путь человека в современных условиях и, соответственно, более четко представляет конечные результаты обучения и воспитания подрастающего поколения, что дает наивысшую педагогическую продуктивность. Этап характеризуется активной наставнической, тьюторской, методической деятельностью, тенденцией к формированию своей педагогической школы из учителей-последователей.
10. ЭПИЗОДИЧЕСКИХ СПАДОВ (КАТЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Однако, ближе к преклонному возрасту педагог личностно-профессионально вырабатывается и у него наступают прогрессирующие временные снижения активности, качества преподавания, потеря интереса к профессии и результатам, стремление переложить свои обязанности на других.
11. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ОПУСТОШЕННОСТЬ, как свидетельство прогрессирующей потери высокого профессионализма и стабильное снижение результативности педагогической деятельности
12. КАТАБОЛИЧЕСКИЙ, ТОЧКА НЕВОЗВРАТА – потеря смыслов в педагогической деятельности
№ 2. Закономерности становления профессиональной зрелости педагога
Процесс становления профессиональной зрелости педагога происходит гетерохронно, нелинейно и в единстве акмеологических и катаболических трендов при устойчивой акмеологической позиции личности, направленной на достижение профессионального «акме». В процессе становления профессиональной зрелости личностное развитие предшествует профессиональному, предопределяет выбор профессии, затем они развиваются во взаимодействии, которое постепенно перерастает в доминирование профессионального над личностным. Индивидуальные траектории личностно - профессионального развития имеют тенденцию к вариативности прохождения этапов профессиональной зрелости педагога и могут представлять собой одновершинную, многовершинную, безвершинную модели, либо модель устойчивого «акме». Эффективное становление профессиональной зрелости педагога невозможно без синергийного взаимодействия процессов саморазвития и целенаправленного формирования личностно-профессиональных качеств под воздействием акмеологической среды.
№ 3. Требования к аттестации педагогов (по категориям)
Тарифно-квалификационные требования к педагогу первой и высшей категории, аттестация на соответствие должности, экспертная оценка, портфолио педагога.
№ 4. Анализ проблем, тормозящих становление профессиональной зрелости молодых педагогов
Содержание и методика анкетирования молодых педагогов, проблемы образования в ВУЗе, отсутствие профотбора, личностные качества студентов педагогических факультетов. «дедовщина в ОУ», возрастная специфика, здоровье, адаптация и т.д.
№ 5. Документация педагога ОУ (ДОУ)
Перечень, включая образовательную программу, работу по методической теме, текст выступления и т.д.
№ 6. Психология профессиональной успешности педагога
Акмеологическая позиция личности, активность, уровень притязаний, мотивация, психологические условия успешного обучения. Возрастная психология: взрослость, личностная зрелость. Тест Ю. Орлова «Потребность в достижениях». Самоорганизация человека: структура, сущность и роль в профессиональной успешности. Диагностика готовности к самоорганизации профессионала. Аутопсихологические технологии самосовершенствования себя как личности и профессионала для педагога. Карьерология в образовании. Выделение положительных сторон профессиональной деятельности как условие становления ПЗП.
№ 7. Тренинги коммуникативной культуры: общение с коллегами, детьми, родителями, снятие закомплексованности, педагогическая речь, педагогическая этика, педагогическая культура
Роль коммуникативной культуры в становлении ПЗП. Специфика общения с разными субъектами образовательной среды. Специфика педагогического общения. Публичная речь в ОУ. Имидж педагога и профессиональная успешность. Проигрывание ролей по каждому субъекту образовательной среды. Видеосъемка, анализ. Технологии снятия неуверенного поведения в профессии. Тренинги выступления на педсовете, на семинаре. Разрешение конфликтных педагогических ситуаций. Модели поведения в профессиональном конфликте. Методы психологической защиты. Анализ самопрезентаций. Дневник самоанализа. Саморегуляция речевой активности.
№ 8. Индивидуальный образовательный маршрут (стажера, воспитанника)
Структура и функции индивидуального образовательного маршрута для педагога, ученика, воспитанника. Целостность задач личностно-профессионального развития и их отражение в индивидуальном образовательном маршруте. Стратегические и тактические образовательные маршруты. Анализ вариантов образовательных маршрутов.
№ 9. Педагогическая рефлексия
Обратная связь. Самоанализ в педагогической деятельности. Понятие о качестве образования. Качество: цели образования, содержания, мотивации, управления, образовательной среды, процесса, мониторинга, педагогических кадров, воспитанников, роезультата, методической работы, сетевого взаимодействия. Карта достижений педагога за учебный год. Самоанализ занятия, самоанализ развития.
№ 10. Методика проведения развивающей беседы
Цель развивающей беседы – мотивация к достижениям в профессии с акцентом на успехи и положительные стороны личности молодого педагога. Поддержание позитивной оценки себя как профессионала. Помощь в осознании своей миссии в образовании.
№ 11. Структура
№ 12. Зачет