double arrow

Методология изучения общественного здоровья

Методика статистических медико-социальных исследований складывается из 4-х последовательных этапов:

I. Подготовительный (организационный) этап.

П. Этап сбора медико-социальной информации.

III. Обработка информации.

IV. Анализ и оформление полученных данных, разработка рекомендаций.

Подготовительный этап (1 этап)включает:

1. Определение цели исследования.

2. Составление рабочей гипотезы (ожидаемого результата).

3. Определение задач (что исследовать?).

4. Составление плана исследования с указанием методов исследования, сроков работы, исполнителей и предстоящих расходов.

5. Составление программы исследования с указанием единиц наблюдения и перечислением учетных признаков.

Сбор материала (11 этап)- регистрация наблюдений, которая осуществляется различными методами. По времени различают текущую и единовременнуюрегистрации. Текущая регистрация - запись каждого явления по мере его возникновения и за определенный период (например, за год сведения о динамике заболеваний, рождений, случаев смерти).

Единовременная регистрация - запись явлений, осуществляемая одновременно путем переписи, медицинского осмотра, антропометрических измерений. Собрать материал по объему можно двумя методами: сплошным и выборочным.Сплошной метод предусматривает регистрацию всех объектов совокупности, интересующих исследователя, что представляет собой генеральную совокупность.Используется чаще всего государственными статистическими органами для регистрации случаевсмерти, рождений, заболеваемости и т.п.

Выборочный метод предусматривает регистрацию части объектов совокупности, с числом типичных для всей генеральной совокупности случаев.

Разработка материала (111 этап)- включает в себя три подэтапа:

1. Группировку данных.

2. Статистическуюсводку.

3. Обработку данных.

Группировка данных это распределение единиц наблюдения совокупности на однородные группы по одному (простая группировка) или нескольким (комбинированная группировка) признакам. Группировка может быть первичной, когда ряды строятся непосредственно из единиц наблюдения, и вторичной, когда производится подгруппировка уже сгруппированного материала.

Статистическая сводка это многоэтапная операция подсчета данных и внесения их в статистические таблицы согласно программе исследования, разработанной на подготовительном этапе. Различают таблицы:

• Простые- в них единицы наблюдения группируются по одному учетному признаку.

• Групповые- группирующиеся единицы наблюдения характеризуются по нескольким учетным признакам, не связанным между собой.

• Комбинированные- в них признаки, характеризующие единицы наблюдения взаимосвязаны.

Групповые и простые таблицы разработочные,в основном используются для систематизации информационного материала. Комбинационные таблицы аналитические- используются для анализа полученных данных.

Правила оформления и макеты статистических таблиц приведены в Приложении 1. Обработка данных. В таблицы данные исследований вносятся в виде абсолютных величин, а для дальнейшего анализа материала необходимо произвести расчеты статистических коэффициентов и средних величин. Виды относительных величин (статистических коэффициентов) и методика их вычисления приведены в Приложении 2. Большое значение для анализа полученных данных имеет использование графических изображений,которые отражают закономерности динамики явления, пространственные распределения, взаимосвязь явлений. Типы графических изображений и правила их оформления приведены в Приложении 3.

Анализ, выводы, рекомендации (IV).Заключительная часть статистического исследования проводится в основном врачами с привлечением средних медицинских работников. В зависимости от цели и задач исследования возможны различные варианты практического использования результатов работ:

• Ознакомление с результатами исследования широкой аудитории (лекция, доклад, публикация в прессе и т.п.)

• Подготовка приказа, методических указаний, инструкций и т.д.

• Проведение реорганизации медицинского учреждения

• Оформление как рационализаторское предложение, изобретение, открытие.

Использование абсолютных и относительных величин при оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Общие и специальные коэффициенты

При статистическом исследовании абсолютные цифры, получаемые на стадии разработки и сводки данных, являются исходным материалом, не дающим возможность анализировать явление в целом. Для анализа в статистике пользуются относительными и средними величинами. Необходимость перевода абсолютных величин в относительные можно пояснить простым примером. В районе "А" выявлено в 2002 году 220 случаев желудочно-кишечных заболеваний, а в районе "Б" за этот же период 240 подобных заболеваний. В каком районе уровень заболеваемости этими болезнями выше? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать численность населения в данных районах. Допустим в районе "А" проживает 200 тысяч, а в районе "Б" - 300 тысяч человек. "220" и. "240" случаев заболеваний - это числовая характеристика изучаемого явления (заболеваемости). Численность населения "200 тысяч" и "300 тысяч" - это числовая характеристика среды, продуцирующей данное явление (заболеваемость). Относя число случаев в каждом районе к числу их жителей, получаем в расчете на 1О ООО человек статистический коэффициент, характеризующий уровень заболеваемости в районах.

Коэффициент заболеваемости = ____220____ х 10000 = 11%оо

в районе «А» 200 000

Коэффициент заболеваемости = ____240____ х 10000 = 8%оо

в районе «Б» 300 000

По полученным коэффициентам можно сделать вывод, что в районе «А» уровень заболеваемости желудочно-кишечными инфекциями выше, чем в районе «Б».

Относительные величины- это соотношение двух величин, характеризующих распределение признаков в совокупности. Относительные величины для удобства сопоставления обычно умножаются на какое-нибудь круглое число (100, 1000, 10 000 и т.д.), которое называется базой или основанием. В результате коэффициенты приобретают форму "процентов" %, "промилле" %о. "продецимилле" %оо, "просантимилле" %ооо и т.д. Чем реже встречается изучаемое явление, тем больше числовое основание следует избрать (не желательно иметь коэффициенты меньше единицы. т.к. ими неудобно пользоваться). Средние величиныявляются обобщающими, рассчитываются достаточно часто и представляют собой среднее арифметическое признаков.

В медицинской статистике чаще всего применяют следующие относительные величины (статистические коэффициенты):

1) экстенсивные коэффициенты;

2) интенсивные коэффициенты;

3) коэффициенты соотношения;

4) коэффициенты наглядности.

Экстенсивные коэффициентыхарактеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих (отношение числа производственных травм к общему числу травм, умноженное на 100%).

Экстенсивный коэффициент =

Числовая характеристика части явления х числовое основание (1000, 10 000)

Числовая характеристика явления в целом

Например: в 2002 году число всех заболеваний детей в детском саду №125 составило 1005 случаев (числовая характеристика явления в целом), в том числе зарегистрировано 72 случая энтерита (числовая характеристика части явления). Какова доля заболеваемости энтеритом среди всех заболеваний детей в данном детском саду?

72 х 100 = 7.2%

Таким образом в структуре заболеваемости детей в данном детском саду на энтерит приходится 7.2%

Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень распространенности) явления в своей среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 100 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. Общие: показатель рождаемости, общий показатель заболеваемости и др.; специальные(характеризуются более узким основанием): число женщин детородного возраста (плодовитость), число женщин, заболевших гипертонической болезнью, и др.

Интенсивный коэффициент=

Числовая характеристика явления х числовое основание (1000; 10 000) Числовая характеристика среды

Например:в 2002 году в городе К. число детей от 0 до 14 лет составило 9845 (числовая характеристика среды). Из них переболело корью 784 ребенка (числовая характеристика явления). Коэффициентзаболеваемости корью среди детей в возрасте от 0 до 14 лет равен:

784 х 1000 = 79.6%о

Коэффициенты соотношения характеризуют отношение двух самостоятельных совокупностей. Используются для характеристики обеспеченности (уровня и качества) медицинской помощью: число коек на 10000 человек; число врачей на 10000 жителей; число прививок на 1000 жителей (отношение числа лиц, охваченных прививками, к численности населения административной территории, умноженное на 1000).

Коэффициент соотношения=

Совокупность А х числовое основание (1000, 10 000)

Совокупность Б

Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение по сравнению с величиной, принятой за 100%. Используется для характеристики динамики явления. Например, число врачей в 1995 г. по сравнению с числом врачей в 1994 г., принятым за 100% (отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100%).

Правила оформления статистических таблиц

При составлении таблиц должны соблюдаться следующие правила:

1.Таблица должна иметь четкое, краткое заглавие, отражающее суть таблицы.

2.Таблица должна иметь последовательную единую порядковую нумерацию.

3. Оформление таблицы заканчивается итогами по графам и строкам.

4. В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака, ставится прочерк). Ниже представлены примеры видов статистических таблиц (простые, групповые, комбинированные таблицы).

Таблица 1

Распределение детей по группам здоровья (макет простой таблицы)

Группа здоровья Число детей
 
И  
 
IV  
Итого  

Таблица 2

Распределение детей по группам здоровья, полу и возрасту (макет групповой таблицы)

Группа здоровья Пол Возраст (лет) Всего
  М Ж 0-3 4-6 7-10 11-14  
             
И              
             
IV              
Итого              

Таблица 3

Распределение детей по группам здоровья, возрасту и полу (макет комбинационной таблицы)

Группа здоровья   Возраст (лет)
0-3 4-6 7-10 11-14 Всего
пол
м ж всего м ж в м ж в м ж в м ж в
                             
                             
                             
1V                              
итого                              

Сейчас читают про: