Формы оценки
Кто оценивает работника:
• 1. Оценка подчиненных их руководителем.
• 2. Оценка работников менеджерами-управляющими.
• 3. Комитет из нескольких контролеров (для исключения предвзятости одним начальником).
• 4. Коллеги оцениваемого.
• 5. Подчиненные оцениваемого.
• 6. Кто-то не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации (для важных постов; связан с большими затратами; в основном здесь используются центры оценки).
• 7. Самооценка.
• 8. Могут использоваться комбинации перечисленных форм оценки.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТРУДА
1) Оценка результата.
2) Оценка поведения.
3) Рейтинги успешности.
4) Процедуры ранжирования.
Критерии оценки деятельности работников (см. таблицу 1).
• Заданный выбор (задается типичный набор описания работника).
• Описательный метод оценки (оценщиком описываются преимущества и недостатки в поведении работника или же используется графическая шкала рейтинга).
• Оценка по целям (по задачам). Оценка по задачам сконцентрирована на результатах постановленных ранее реальных задач.
|
|
• Метод оценки по решающей ситуации (даются описания правильного и неправильного поведения работником в отдельных ситуациях и далее эти описания распределяются в зависимости от характера работы).
• Анкеты (наборы вопросов или описаний). Один из видов – сравнительная анкета. Производится оценка работников по сравнению с анкетой без рейтинга (без оценки).
• Шкала рейтингов поведенческих установок (ШРПУ). В соответствии с описанием по решающей ситуации оценщик ставит пометку на шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого.
• Шкала наблюдения за поведением (ШНП). Отмечается на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом.
• Метод классификаций (оценщик распределяет по какому-то общему критерию работников поочередно, от лучшего до худшего). (Это может быть достаточно сложной задачей).
• Сравнение по парам. (Парами сравнивают с остальными работниками, и отмечается количество случаев, когда работник оказывался лучшим в своей паре. Далее обобщается количество предпочтений и устанавливается рейтинг работника.).
• Метод заданного распределения, (заранее фиксируется распределение оценок. Например, 10% - неудовлетворительно; 20% - удовлетворительно; 40% – вполне удовлетворительно; 20% - хорошо; 10% - отлично).
Таблица 1 – Критерии оценки
Распределение функций при проведении аттестации (оценки) представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение функций при проведении оценки
Основным подходом является оценка подчиненных их руководителем с целью выявления возможностей личного развития работника. Ряд исследований привел к следующим выводам:
|
|
- критика не является эффективным способом информирования подчиненных о недостатках в их работе. Руководитель должен понимать различие между критикой и оценкой работы;
- выдача подчиненным раз или два раза в год информации с оценкой их работы. Оценку необходимо выдавать всегда, когда этого требует ситуация;
- не следует обсуждать вопрос об оценке результата деятельности и заработной платы одновременно;
- оценка трудовой деятельности должна быть ориентирована на результаты труда, а не на основные черты характера (инициатива, отношение с людьми, надежность) и быть как можно более объективной (возможно даже собеседование должно носить двухсторонний характер).
Заключительным этапом оценки является обсуждение с оцениваемым работником:
• Если оценка производится для целей личного развития работника – рейтинг сообщается ему самому и на их основе даются советы.
• Если для определения зарплаты, повышения по службе и других вознаграждений, то рейтинг может не сообщаться работнику.