Цель подготовки руководящих кадров
ПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
Повышение, понижение, перевод, увольнение
• Продвижение по службе позволяет организации заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогает и служащим, так как удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению.
• Перевод используется:
- для расширения опыта работника;
- если руководство считает, что работник будет работать более эффективно на другой должности;
- иногда используется, если человек работает неудовлетворительно, но из-за большого стажа или прошлых заслуг, увольнение неэтично. В этом случае перевод является понижением в должности. Этим самым исключается блокировка карьеры молодым способным работникам.
• Если после сообщения оценки результатов труда и предоставления возможностей для их улучшения работник не хочет или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним расторгается во имя реализации цели организации. Работа с увольняющимися сотрудниками, базируется на классификации видов увольнений:
- по инициативе работника (собственному желанию);
- по инициативе работодателя или администрации;
- в связи с выходом на пенсию.
Увольнения по уходу на пенсию имеет свои особенности:
- выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован;
- это событие связано с существенными изменениями в личной сфере;
- перемена образа жизни.
Сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. Программы подготовки на практике используются для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе.
Для этого:
• На основе оценки результатов деятельности определяются способности работников (менеджеров);
• На основе анализа содержания работ устанавливается, какие способности и навыки требуются для тех или иных линейных и штабных должностей;
• Выясняется, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией на определенные должности, а кто нуждается в обучении и переподготовке;
• И наконец, руководство разрабатывает график подготовки конкретных лиц, намеченных к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности.
• 1) Овладение руководящими работниками умениями и навыками, требуемыми для реализации целей организации.
• 2) Необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил.
Нежелательным здесь является текучесть управленческих кадров в силу высокой стоимости их найма и адаптации в организации. Зачастую это происходит, если ожидания человека на рост и продвижение по службе расходятся с представленной им действительностью.
• лекции;
• дискуссии в составе небольших групп;
• метод «кейс-стадиз» (исследование возможных случаев);
• ролевой метод;
• метод управленческих игр;
• метод моделирования поведения менеджера;
• использование тренингов восприимчивости и т. д.
Кроме этого возможно использование ежегодных курсов и семинаров по проблемам управления Возможно применение ротации по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности (познание проблем различных отделов, уяснение необходимости координации, знакомство с неформальной организацией, уяснение взаимосвязи междуцелями различных подразделении). (Японцы используют ротацию чаще, чем американцы).
Другой важный прием – подготовка руководящих кадров в процессе их работы. При этом перспективным новым руководителям с самого начала поручают не тривиальную работу, а ответственную, но приходящуюся им по силам (обычно ответственная оперативная работа).
В исследованиях выявлено, что те лица, перед которыми ставились более трудные задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества и оказались лучше подготовленными к будущим задачам.