Ограничения экспертного подхода
Ограничения инструментального подхода
Подходы к оценке персонала
Можно выделить наличие двух принципиально разных подхода, которые можно сформулировать в виде следующих положений:
• «надежные люди отбирают надежных людей» - экспертный подход.
• оценка идет с помощью инструмента, гарантирующего кандидатам равные стартовые возможности и дающего надежные объективные аргументы в отношении соответствия человека должности - инструментальный подход.
Выбор подхода в общем случае определяется идеологией организации; экономическими причинами; информативностью лиц, принимающих решения; достоинствами и недостатками технологий оценки, реализующих тот или другой подход.
Оба подхода обладают определенными ограничениями при решении проблемы оценки, то есть они не универсальны.
• Проблема выбора разумного методов для обеспечения комплексной оценки кандидата;
• Оценка должна соответствовать ограниченному набору требований организации к се сотрудникам;
• Сложность инструмента требует привлечение специалистов для проведения и интерпретации результатов.
• Их применение возможно лишь в стабильных давно работающих организациях, где люди давно знакомы и имеют устоявшееся мнение друг о друге;
• Частные мнения лишь в совокупности можно считать приближением к объективной оценке данного человека;
• Экспертный опрос, аттестация и т.д. сильно дезорганизуют работу учреждения, изменяют нормальную обстановку в коллективе, что сказывается на степени объективности оценки;
• Экспертиза оценка направлена на определение актуального уровня и «прошлых заслуг», но практически не дает информации для прогноза эффективности бедующей работы человека.
Совмещение указанных подходов в рамках одной оценочной технологии также встречает ряд существенных сложностей. Ведь экспертный подход предполагает взгляд на человека как на элемент организации, а инструментальный подход, напротив, рассматривает человека в не его связи с организацией, в целом.
Проблемы объективности оценки можно сформулировать в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
• Объективно – в не зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждении.
• Надежно – относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроение, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно случайных).
• Достоверно в отношении деятельности – оцениваться должен реальный уровень владения навыками, то есть на сколько успешно человек справляется своим делом.
• С возможностью прогноза – оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально.
• Комплексно – оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом.
• Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям и самим оцениваемым.
• Проведение оценочных мероприятий не только не должно дезорганизовывать работу коллектива, но и встраиваться в общую систему кадровой работы организации таким образом, чтобы реально способствовать его развитию и совершенствованию.
Как пример оценочной технологии, удовлетворяющей указанным требованиям, можно указать на технологию так называемых «центров оценки».