Повышение качества трудовой жизни

Дж. Хекман и Дж. Ллойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности, через посредство их работы в этой орга­низации».

Высокое качество трудовой жизни характеризуется следующим:

• Работа должна быть интересной.

• Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.

• Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.

• Надзор со стороны руководителя должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем есть необходимость.

• Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их работу.

• Должны быть обеспечены гарантии работы, развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.

• Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

Методы реорганизации труда с целью повышения качества трудовой жизни

А) расширение объема работ.

Объем работы - это количество различных операций и частота их повторения.

Узкий объем работ - это лишь несколько операций с большой частотой повторения (например, работа на сборочном конвейере).

Широкий объем – множество раз­личных операции при редком иx повторении.

Б) обогащение содержанием трудовой жизни.

Содержательность работ – это степень влияния рабочего на саму работу и рабочую среду. (Например, самостоятельность в планировании и выполнении работы, определение ритма работы, участие в принятии решений).

В соответствии с теорией Хекмана три психологических момента определяют удовлетворенность человека своим трудом:

1) Воспринимаемая значимость работы.

2) Ощущаемая ответственность.

3) Знание результатов своего труда.

Те работы, при выполнении которых работник испытывает указанные три момента дают высокую мотивацию, высокое качество исполнения работ, большую удовлетворенность работой.

Значимость работ реализуется при увеличении количества трудовых навыков, определенностью трудовых заданий, повышением их важности.

Ответственность возрастает при предоставлении большей самостоятельности.

Осознание реальных результатов труда развивается при получении ответной информации.

Примеры:

В одной научно-исследовательской лаборатории лабораторных техников стали привлекать к планированию работ. Качество отчетов при этом значительно улучшилось, по сравнению с отчетами группы, не принимавшие участие в программе.

Тексас Инструментс: осуществило программу по увеличению самостоя­тельности рабочих, по уборке территории, следовательно требующее количество работников сократилось в два раза, текучесть кадров уменьшилось со 100% до 10%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: