Вопрос 8. Понятие и юридическое значение трудового стажа. Виды трудового стажа

Классификация и общая характеристика источников права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по видам регулируемых общественных отношений.

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, верховенство или подчиненность, зависит от органа издавшего его, от его полномочий и компетенций.

По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

1. Конституция РФ от 12. 12. 1993

2. Международные договоры и соглашения, ратифицированные Российской Федерацией

3. Федеральные конституционные законы

4. Федеральные законы

5. Подзаконные акты Российской Федерации (Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ)

6. Законы субъектов Российской Федерации

7. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации

8. Нормативно-правовые акты муниципальных образований

9. Локальные акты (коллективный договор).

Основной Закон Российской Федерации - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в Российской Федерации.

В статье 7 Конституции указывается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в статье 39 Конституции РФ устанавливается, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны ей противоречить.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно статье 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры: «Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора».

Существует несколько групп международных актов, касающихся социального обеспечения: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), которая занимает важное место среди международных источников большинства стран, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973г.), Конвенция о правах ребенка, Конвенция МОТ о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве, Рекомендация МОТ о безработице.

Так, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962г.) закрепляет важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании развития.

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.).

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое.

Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства-члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.

На сегодня государства СНГ подписали ряд соглашений, в том числе в области социального обеспечения.

Например, двустороннее Соглашение о гарантии прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Правительством Республики Молдов от 10 февраля 1995 г., вступившее в силу 4 декабря 1995 г. Также сюда относится Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998г.

Таким образом, нормы международных актов по своей юридической силе могут признаваться выше российских законов.

Федеральные конституционные законы – это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ важным вопросам в порядке особой (жестко усложненной) процедуры. В Конституции РФ нет четкого критерия для различения федерального конституционного закона и обычного федерального закона, кроме указания на принятие конституционного закона (ч.2 ст.108 Конституции РФ). Как вытекает из текста самой Конституции РФ, конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, но конкретного перечня прав и свобод граждан, по которым должны приниматься данные законами - нет. Скорее всего, федеральные конституционные законы могут приниматься только в части ограничения прав граждан на социальное обеспечение в условиях режима чрезвычайного положения в стране (ч.1 ст.56 Конституции РФ).

При этом следует отметить, что для права социального обеспечения характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет права социального обеспечения характерным. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения, они подразделяются на федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

К текущим федеральным законам относятся ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г., ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г., ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.200 г., ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г., ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20.04.2004г., ФЗ «О погребении похоронном деле» от 12.01. 1996 г., ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 26.07.2000 г., ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 25.10.2000 г., ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» от 10.12.1996 г.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. определяет виды трудовых пенсий и их структуру; круг лиц, имеющих право на трудовые пенсии; условия назначения трудовых пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца; определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий; право на выбор трудовой пенсии; финансирование трудовых пенсий; периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж; порядок исчисления страхового стажа; правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа; порядок назначения, перерасчета размеров; порядок выплаты и доставки трудовых пенсий; сроки назначения и перерасчета размера трудовой пенсии; основания приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии; основания прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии; сроки выплаты и сроки доставки трудовой пенсии; порядок выплаты трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации; ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии; основания удержания из трудовой пенсии; условия сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии и сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан; порядок перерасчета размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела; правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. определяет круг лиц, имеющих права на пособия в связи с материнством, отцовством и детством, к которым относятся: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам, пособие по случаю рождения ребенка, пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка; условия их назначения и определения размера.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 27.12.2006 г. определяет круг лиц, имеющих право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан; источник финансирования этих выплат; случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности; условия и продолжительность выплаты этого пособия; порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности и основания для его снижения; периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается; основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Данный федеральный закон регулирует вопрос продолжительности выплаты пособия по беременности и родам, порядок определения размера пособия по беременности и родам; условия назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20.04.2004 г. регулирует вопросы о порядке признания лица безработным, сроках выплаты пособия по безработице; порядке определения размера пособия по безработице; размерах пособия по безработице; прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 2.07.1999 г. регулирует вопросы цели оказания государственной социальной помощи; государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам набора социальных услуг; источниках финансирования этой помощи.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. К таким законам относятся ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.1995 г., ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми, например Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г., ФЗ «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000 г., ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» и др.

Не менее важное место в системе источников права социального обеспечения занимают подзаконные акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, но при этом они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В области социального обеспечения можно отнести Указ Президента РФ от 8.08.1998г. «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка», Указ Президента РФ от 18.10.2007 г. №1373 "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий граждан", Указ Президента РФ от 5.05.1992 г. «О мерах социальной поддержке многодетных семей» и ряд других Указов Президента РФ.

Так, например, Указ Президента Российской Федерации «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в редакции от 26.06.2008 г. регулирует вопросы об условиях назначения этой компенсационных выплат; порядке установления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; источник и порядок выплаты компенсаций.

Среди подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, выделяют и постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения норм по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 4.09.1995 г., которым было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в редакции от 10.06.2005 г., постановления Правительства РФ от 17.07.1996 г. «О приемной семье» в редакции от 1.02.2005 г.; постановления Правительства РФ от 8.04.1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми лекарственным средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами» в редакции от 26.11.2002 г., постановление Правительства РФ от 26.02.2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом», постановление Правительства РФ от 27.06.2008 г. «Об утверждении правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 году и на плановый период 2009 и 2010 годов», постановление Правительства РФ от 15.05.2006 г. «Об утверждении положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию».

Среди источников права социального обеспечения наиболее значительную группу подзаконных нормативных правовых актов составляют постановления Правительства РФ.

Подзаконными являются и акты министерств (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.10.2004 Г. №195 "О порядке ведения регистрации лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи").

Кроме постановлений Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает приказы, разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

Существует ряд нормативных актов других министерств, так приказом Министерства образования РФ от 19.09.1999 г. утверждено Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Фонд социального страхования РФ своим совместным приказом от 6.10.1998 г. утвердили Инструкцию «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности»

В соответствии с ч. 2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются акты субъектов РФ. Главная цель таких источников – повышение степени социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, повышение меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральным.

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов РФ, предусматривающих законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения.

К числу региональных источников относится закон Тюменской области «Об установлении доплаты к пенсии лицам, имеющим заслуги перед Тюменской областью» от 29.12.2005 г., определяющий основания установления доплат к пенсии; размет доплаты; срок назначения доплаты к пенсии; финансирование доплат.

Закон Тюменской области «О доплате к пенсии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, героям социалистического труда и лицам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней, тремя и более медалями «За отвагу», проживающим в Тюменской области» от 06.10.2005 г. определяет круг лиц, имеющих право на доплаты; размеры доплат; финансирование доплат; порядок осуществления права на доплату к пенсии.

Закон Тюменской области «О защите прав ребенка» в редакции от 28.12.2004 г. регулирует вопросы финансирования детских социальных программ, защиту прав ребенка на жизнь и воспитание в семье, образование, на охрану жизни и здоровья, на труд, на свободное выражение своих взглядов, на отдых и досуг, на сохранение своей индивидуальности, чести, достоинства, неприкосновенности и других интересов; представительство защита прав и охраняемых законом интересов ребенка; ответственность за нарушение прав ребенка.

Постановление Администрации Тюменской области от 15.12.2004 г. «О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров» устанавливает круг лиц, имеющих право на доплаты, размеры доплат, порядок обращения за назначением доплат; перечень званий Российской Федерации и ведомственных знаков отличия, при наличии которых выплачивается доплата к пенсии.

Постановление Администрации Тюменской области от 20.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи» регулирует организацию работы по заполнению предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Постановление Администрации Тюменской области от 06.12.2004 г. «О пособии на ребенка» определяет круг лиц, имеющих права на пособие; условия его назначения и размер.

На региональном уровне органы исполнительной власти обладают правом нормотворческой деятельности в сфере социального обеспечения, например, Постановление Правительства Тюменской области от 25.08.2008 г. №248 " О социальной поддержке родителей и вдов сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей".

Муниципальные нормативные акты также являются источниками права социального обеспечения. Обязанность участвовать в регулировании социального обеспечения для муниципальных образований установлена рядом федеральным законов, в частности Бюджетным кодексом РФ. В основном такие муниципальные акты посвящены отдельным доплатам, социальному обслуживанию граждан (в местных учреждениях социального обслуживания, например в муниципальных столовых, лечебных учреждениях), льготному транспортному обслуживанию, реабилитации инвалидов, меры социальной поддержки детей, престарелых, женщин-матерей.

На местном уровне примером источников права социального обеспечения могут служить следующие нормативно-правовые акты: Распоряжение Главы г. Тюмени от 22.07.2005 г. №10 " Об управлении социальной политики Администрации г. Тюмени", Решение Тюменской городской думы от 29.04.2003 Г. №283 " О порядке квотирования рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы».

Муниципальные ораны вправе самостоятельно регулировать вопросы обеспечения бывших муниципальных служащих пенсиями.

Тем не менее на сегодня крайне тяжелая ситуация с финансированием социального обеспечения на местном уровне. Именно данное звено бюджетной системы России является самым слабым и малообеспеченным ресурсами.

Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников.

К локальным актам относятся коллективные договоры, принимаемые на уровне организации и содержащие регламентацию различных вопросов социальной защиты их работников.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В России действует более 200 тысяч коллективных договоров.

В качестве примера выступает Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ, утвержденный конференцией работников. По заявлению работников холдинга может оказываться дополнительная материальная помощь в размере на ниже двух минимальных тарифных ставок (в течение года) многодетным семьям; работающим ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим воинам-интернационалистам, бывшим войнам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайных ситуаций и при вооруженных конфликтах; лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лицам, имеющим удостоверение установленного образца. В случае смерти работника оказывается материальная помощь в размере десятикратной минимальной тарифной ставки одному из членов семьи, оплачиваются расходы на погребение и перевозку к месту захоронения. Выплачиваются дополнительные единовременные пособия при установлении инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Производится выплата компенсаций работающим инвалидам труда, получившим увечье во время работы в ОАО «Газпром» и его дочерних обществах не реже одного раза в три года (в случае невозможности предоставления им путевок на лечение по медицинским показаниям) в размере четырех минимальных тарифных ставок. Проводится комплекс медицинских мероприятий, направленных на охрану и восстановления здоровья работников. Предусмотрен ряд мер социального характера, предоставляемых пенсионерам ОАО «Газпром» и его дочерних обществ.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на:

- общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

- региональные (республиканские в составе РФ, областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

- отраслевые

-местные

-локальные.

Классификацию источников в зависимости от органов их принявших можно подразделить на два вида: на акты, принимаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления и на акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Субъектами таких соглашений выступают представители работников (профсоюзные организации) и работодателей (объединения работодателей), в отдельных случаях соответствующих компетентных органов государственного управления. Между субъектами социально-партнерских соглашений заключаются договорные акты на двухсторонней или трех сторонней основе (в зависимости от числа участников соглашений). Социально-партнерские соглашения заключаются на всех уровнях – федеральном, региональном и территориальном. На федеральном уровне заключено Генеральное соглашение между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти.

В таких соглашениях рассматриваются вопросы социальной защиты и социального обеспечения, как правило, застрахованных граждан и членов их семей.

Особый вид социально-партнерских соглашений - коллективный договор.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на:

- законы;

- подзаконные акты (указы и распоряжения Президента РФ, например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров", постановления и распоряжения Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

Источники права социального обеспечения можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 4 группы:

1. источники, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению граждан ( ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г., ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г., ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 17.12.200г.),

2. источники, регулирующие отношения по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами (ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г., ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ «О погребении похоронном деле» от 12.01. 1996 г.),

3. источники, регулирующие отношения по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения (ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 15.11. 1995 г.),

4. источники, регулирующие отношения по оказанию медицинской и лекарственной помощи (ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 02.04.1993г.).

В российском законодательстве встречаются различные термины: «общий стаж», страховой стаж», «непрерывный трудовой стаж», «специальный стаж», «стаж государственной службы». Все эти и другие понятия о стаже в общей форме дают представление о трудовом стаже.

В юридической науке принято считать трудовой стаж понятием конкретным, имеющим разное содержание и значение применительно не только к различным отраслям права, также к праву социального обеспечения.

Трудовой стаж считается отдельным институтом права социального обеспечения, имеющим практическое значение для других институтов права социального обеспечения – пенсионного обеспечения, обеспечения страховыми пособиями.

Законодательство рассматривает трудовой стаж в качестве юридического факт, с которым связывается наступление определенных правовых последствий. В одних случаях от него зависит само право на определенный вид социального обеспечения, в других – его размер (объем), в третьих- и то и другое.

Следовательно, трудовой стаж (вместе с другими юридическими фактами) порождает возникновение некоторых социально-обеспечительных правоотношений, а зачастую определяют и само право на те или иные виды социального обеспечения.

В рамках одного правового института могут «использоваться» различные виды стажа: страховой стаж, общий трудовой стаж, трудовой стаж, стаж государственной службы.

Содержание понятий трудового стажа и соответствующие нормы законодательства о социальном обеспечении позволяют выделить основные его особенности:

1) длительность трудового стажа (количественная характеристика) измеряема количественно – в годах, месяцах, днях (труд в качестве рабочего, служащего, члена колхоза и кооператива, частного индивидуального предпринимателя и так далее);

2) качественная характеристика, отражающая условия и характер, в которых протекала трудовая деятельность, - вредность, тяжесть опасность труда или отсутствие таковых; особые природно-климатические условия проживания и труда – на Крайнем Севере и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

3) в случаях, предусмотренных законодательством, в стаж работника включается время, когда он не работал, но за ним сохранялось его место работы (должность) (например, во время болезни);

4) в стаж включается оплачиваемая общественно полезная деятельность, например участие безработных в оплачиваемых общественных работах;

5) в трудовой стаж включаются периоды времени, когда гражданин не работал и не был занят общественно полезной деятельностью, но при соблюдении определенных условий (период выплаты пособия по безработице).

Таким образом, общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность работы, службы (трудовой деятельности), самостоятельной занятости (индивидуальным предпринимательством, некоторыми видами частной практики), а в случаях, установленных законодательством, другой оплачиваемой или неоплачиваемой общественно полезной деятельности гражданина, некоторых иных периодов времени, признаваемых государством социально значимыми, с которыми наряду с другими юридическими фактами связывается право на отдельные виды социального обеспечения.

Исходя из значимости трудового стажа, как юридического факт, для возникновения права на социальное обеспечение выделяют следующие его виды: страховой стаж, стаж государственной службы; общий стаж, специальный трудовой стаж, непрерывный стаж.

Первые четыре из названных видов стажа имеют значение при установлении пенсии.

Понятие страхового стажа дается в Федеральном законе«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г.

Согласно ст. 2 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С учетом страхового стажа определяется право на пенсию. В отношении всех трех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) существует одно общее условие их назначения – наличие определенной продолжительности страхового стажа. Однако если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа (если нет ни одного дня стажа, то будет назначаться не трудовая, а социальная пенсия - по Закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г).

Наряду со страховым стажем, определяющим право на пенсию, в новом пенсионном законе имеет место и понятие «общий трудовой стаж».

Согласно п.4 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., необходимая в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц (пенсионного капитала) для определения размера страховой части трудовой пенсии. То есть общий трудовой стаж необходим для определения размера пенсии.

Понятие специального стажа в Законе сформулировано не достаточно четко. Так в п.5 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. он определяется как «стаж на соответствующих видах работ». В этот стаж засчитывается суммарная продолжительность периодов работы, определенных в отдельных пунктах и подпунктах ст.27 и ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. Проанализировав содержание данных статей, можно сделать вывод, что специальный трудовой стаж – это продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.

Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность работы (трудовой деятельности) на производствах, на работах, в определенных профессиях, должностях с особыми условиями труда, связанных с тяжестью, вредностью, опасностью, интенсивностью, напряженностью, а также проживанием в регионах с особыми неблагоприятными природно-климатическими условиями, с которыми связывается право на досрочные трудовые пенсии.

Специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, а также стаж в связи с определенными природно-климатическими условиями является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по старости на льготных основаниях. Наличие данного специального стажа установленной продолжительности с учетом или без учета общего трудового стажа приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам).

Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации.

Стаж государственной службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: