Решение задачи 2. Информация, составляющая государственную тайну (далее употребляется термин, принятый в законодательстве о государственной тайне — «сведения

Информация, составляющая государственную тайну (далее употребляется термин, принятый в законодательстве о государственной тайне — «сведения, составляющие государственную тайну»), на предприятии может быть условно разделена на д группы:

первая группа — сведения, составляющие государственную тайну, полученные от других предприятий (органов государственно: власти);

вторая группа — сведения, составляющие государственную тай ну, полученные в результате управленческой, производственной научной и иных видов деятельности предприятия.

Определение сведений, относящихся к первой группе, затруднений не вызывает, так как носители таких сведений соответствующим образом обозначены в тех организациях, от которых они получены. Исключение составляют случаи, когда степень секретности полученных носителей сведений определена неверно. Порядок действий в таких случаях определен правовыми актами Pocсийской Федерации, которые в нашем учебнике рассматриваться не будут.

Что касается второй группы, то их определение осуществляется на предприятии на основе развернутых перечней сведений подлежащих засекречиванию, предусмотренных ст. 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Участие предприятия в формировании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, ограничено подготовкой предложений по их содержанию. Рассмотрим систему законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих этуработу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (части четвертая ст. 29) перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее — Перечень), определяется Федеральным за! коном от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне (ст. 5). Согласно Перечню, государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск! воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании Мобилизационных ресурсов;

О планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях раз­ни шя вооружения и военной техники, о содержании и результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских и нимшо-конструкторских работ по созданию и модернизации об­разцов вооружения и военной техники;

О разработке, технологии, производстве, об объемах производ-U на, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их состав­ных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядер­ных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, и также о ядерных энергетических и специальных физических уста-иннках оборонного значения;

О тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свой-iщах, рецептурах или технологиях производства новых видов ра­ке того топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенно in режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и пкнаторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организа­ционной структуре, о вооружении, численности войск и состоя­нии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ре­монту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государ­ства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, пред­назначении и степени защищенности объектов административ­ного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федера­ции в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного указа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном вы­ражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изго­товителях указанных вооружений, военной техники и другой обо­ронной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влия­ющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драго­ценных камней Российской Федерации, Центральном банке Рос­сийской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добы­чи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение ко­торых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолжен­ности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятель­ности, преждевременное распространение которых может нанес­ти ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведыватель­ной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и резуль­татах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиден­циальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятель­ность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрыва­ют перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, их разработке, изготовлении и обеспечении ими, о методах и сред­ствах анализа шифровальных средств и средств специальной за­щиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, Исключительной экономической зоны и континентального шель-фа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной дея-и'льности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводи­мые в целях обеспечения безопасности государства.

Анализируя Перечень, можно легко увидеть, что он определя­ет только области деятельности и наиболее общие категории све­дений в этих областях, которые могут составлять государствен­ную тайну. На практике Перечень в основном используется феде­ральными органами исполнительной власти, руководители кото­рых наделены полномочиями по отнесению сведений к государ­ственной тайне, при подготовке предложений в Перечень, пред­усмотренный абзацем четвертым ст. 9 Закона «О государственной шине».

Документ, называемый «Правила разработки перечня сведе­ний, отнесенных к государственной тайне» (далее — Правила), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 г. № 443.

В соответствии с Правилами:

2. Органы государственной власти, руководители которых на­делены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, представляют в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны предложения о включении сведений в проект перечня в соответствии со своей компетенцией, перечнем сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен­ным ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тай­не», и методическими рекомендациями Межведомственной ко­миссии по защите государственной тайны.

Разработка указанных предложений осуществляется с учетом экспертной оценки экономических и иных последствий отнесе­ния сведений к государственной тайне.

3. Проект перечня формируется Межведомственной комисси­ей по защите государственной тайны и вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. В проекте пе­речня указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в проекте перечня.

4. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны осуществляет координацию деятельности органов государ­ственной власти по подготовке предложений о включении сведе­ний в проект перечня».

Форма «Перечня сведений, отнесенных к государственной тай­не», приведена ниже.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне

(утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203) (в редакции Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90)

Сведения, отнесенные к государственной тайне Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государствен­ной тайне
I. Сведения в военной области
1. Сведения, раскрывающие план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, оператив­ные планы применения(планы боевого применения) войск, со­держание мероприятий, касающих­ся военных действий и их обеспе­чения, боевого управления или пе­ревода с мирного на военное время, а также боевые задачи носителям ядерного оружия МВД России МЧС России Минобороны России ФСБ России ФСО России
     

На основе Перечня органы государственной власти, руководи-, тели которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают развернутые перечни све­дений, подлежащих засекречиванию. В них включаются сведе­ния, полномочиями по распоряжению которыми наделены ука­занные органы, и устанавливается степень их секретности. В рам­ках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и науч­но-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни све­дений, подлежащих засекречиванию. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются соответствующими руко­водителями органов государственной власти.Немаловажным вопросом формирования перечней сведений, подлежащих засекречиванию, является установление степени сек­ретности конкретных сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от, 4 сентября 1995 г. № 870 утверждены «Правила отнесения сведе­ний, составляющих государственную тайну, к различным степе­ням секретности». Правила разработаны в соответствии с Зако­ном Российской Федерации «О государственной тайне» и являетяя обязательными для исполнения органами государственной излети, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими Органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собствен­никами которых они являются. В соответствии с Правилами:

• перечни сведений, подлежащих засекречиванию, должны опре­делять степень секретности конкретных сведений (группы сведе­ний), а его структура — учитывать ведомственную или отрасле-iivk) специфику;

• степень секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений;

• количественные и качественные показатели ущерба безопас­ности Российской Федерации определяются в соответствии с нор­мативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены пол­номочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите госу­дарственной тайны (на момент написания учебника такие показателей не были разработаны ни в одном из органов государствен­ном власти);

• разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати;

• сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, со­вершенно секретные и секретные;

• к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

• к совершенно секретным сведениям следует относить сведе­ния в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или несколь­ких из перечисленных областей

• к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущер­бом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или орга­низации в военной, внешнеполитической, экономической, науч­но-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Разработку перечня сведений, подлежащих засекречиванию, организуют руководители органов государственной власти, наде­ленные полномочиями по отнесению сведений к государствен­ной тайне. Они несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведе­ний к государственной тайне.

Для разработки проекта Перечня создается экспертная комис­сия, в состав которой включаются компетентные специалисты, ра­ботающие со сведениями, составляющими государственную тайну.

В ходе подготовки проекта Перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне», проводят анализ всех видов деятельности соответствую­щих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечислим принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям ст. 5 и ст. 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем эксперт­ной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведе­ний, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, об­щества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничении на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня. Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавлива­йся по взаимному согласованию между ними.

В перечень сведений, подлежащих засекречиванию, могут быть иключены материалы, которые получены (разработаны) другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или граж­данами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему Перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласо­ванию между органом государственной власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.

Проект Перечня, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной Власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к юсударственной тайне, который также решает вопрос о целесо­образности засекречивания самого Перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.

После утверждения перечни доводятся:

• до заинтересованных органов государственной власти в пол­ном объеме либо в части, их касающейся;

• предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, в части, их каса­ющейся, по решению должностного лица, утвердившего пере­чень;

• предприятий, учреждений и организаций, участвующих в про-нелении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком них работ.

Перечни пересматриваются в случае необходимости (при из­менении международной обстановки, заключении международ­ных договоров Российской Федерации, передаче сведений, соявляющих государственную тайну, другим государствам, появ-к-пии новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет. Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

Предложения по внесению в перечни дополнений и измене­нии направляются руководителям органов государственной власти. утвердившим эти перечни, которые обязаны в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших пред­ложений и принять соответствующее решение.

Если принятие указанных предложений влечет за собой изме­нение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители органов государственной власти направляют про­си соответствующего решения с обоснованием в Межведомствен­ную комиссию по защите государственной тайны для проведения экспертной оценки и принятия решения.

Таким образом, предприятие при определении состава и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, руководствуются развернутыми перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Такие перечни или выписки из них направляются на предприятие органами государственной власти, в интересах которых предприятие выполняет работы.

Особенности засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, определяются Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, содержание которой в книге рассматриваться не будет.

Определение состава информации, составляющей коммерщ нескую тайну контрагентов, является тривиальной задачей, так как в соответствии с п. 5 части первой ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [46] материальные носители (документы), содержащие такую информацию должны обозначаться грифом «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных пред­принимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющее гося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Аналогично, носители служебной информации ограниченного распространения (СИОР), полученные от органов государствен­ной власти или других организаций, имеют пометку «Для служеб­ного пользования».

Различные виды профессиональной тайны, доступ к которын ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции, относятся к наиболее неопределенной части информации которая может быть отнесена к составу защищаемой. Необходи­мые нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок об­ращения с такой информацией, в настоящее время только разра­батываются. По всей видимости, по аналогии с другими видам иинформации ограниченного доступа меры по ее защите должны определяться собственником (владельцем) таких информацион­ных ресурсов, который, передавая информацию контрагентам должен соответствующим образом ее обозначать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: