Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого и населения;
- о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и об оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иным федеральными законами.
Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представить указанные выше сведения по требованию органов власти, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Однако Постановление, не обязывает предоставлять такие сведения по требованию любого лица. Кроме того, его действие не распространяется на сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.
Отличие государственной тайны от коммерческой довольно условно, поскольку и коммерческая организация может назвать свои сведения не коммерческой, а служебной тайной. На практике к служебной тайне относятся сведения, к которым имеют доступ служащие в связи со своей работой. К ним можно отнести, например, различные документы с пометкой «для служебного пользования».
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правого режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»[85], к данным сведениям относятся:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами (служебная тайна);
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписи, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.
Запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие документы:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населениям целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;
- сохранение государственной тайны.
За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность (ст. 13.12-13.14 КоАП РФ). На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами: «конфиденциальный», «секретный» и т.п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более сорока видов тайн, и их число продолжает расти.
В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете»[86], содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[87], сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.
Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах, между тем, содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей, место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ»[88], поступающие в органы государственной налоговой службы сведения о полученных государственными служащими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, составляют служебную тайну. Режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).
Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется, первую очередь, фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находящихся в режиме банковской тайны, не является ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.