Вернон Л. Паррингтон
Основные течения американской мысли Том II. Революция романтизма в Америке (1800-1860)
Книга вторая. СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА США:
Часть вторая. ПОДЪЕМ ЛИБЕРАЛИЗМА,
Часть третья. СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТОВ
Часть вторая. ПОДЪЕМ ЛИБЕРАЛИЗМА
Глава первая. Возрождение
Глава вторая. Либерализм и кальвинизм
I. Новые веяния
II. Уильям Эллери Чаннинг
Глава третья. Либерализм и общественная совесть
I. Общественное сознание
II. Перфекционизм
III. Брук Фарм
IV. Аболиционизм
Глава четвертая. Ратоборцы аболиционизма
I. Уильям Ллойд Гаррисон
II. Джон Г. Уиттьер. Пуританин-квакер
III. Гарриет Бичер-Стоу. Дочь пуританства
Часть третья. СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТОВ
Глава первая. Возникновение трансцендентализма
Глава вторая. Ральф Уолдо Эмерсон. Трансценденталист — критик
американской действительности
Глава третья. Генри Торо. Экономист трансцендентализма
Глава четвертая. Теодор Паркер. Проповедник-трансценденталист
Глава пятая. Маргарет Фуллер. Мятежная душа
Об авторе
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОДЪЕМ ЛИБЕРАЛИЗМА
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ
«Приходится признать, что мыслителю с широким кругозором не интересно было бы писать историю Массачусетса... С 1790 по 1820 год в этом штате не появилось ни одной заслуживающей внимания книги, ни одной речи, ни одной беседы, ни одной мысли. Около 1820 года началась эра Чаннинга, Уэбстера, Эверетта — с той поры у нас пробудилась любовь к книгам, к поэзии, к размышлениям»*.
* Ralph WaIdо Emerson, «Journals of Ralph Waldo Emerson with Annotations», vol. VIII, Boston, 1909-1914, p. 339.
В такой сжатой форме высказал Эмерсон в 1852 году свою оценку интеллектуальной жизни Массачусетса за минувшую половину столетия. То был отзыв сурового и нелицеприятного критика. Если в качестве характеристики бурного расцвета мысли, которым отмечены 30-е и 40-е годы, этот отзыв грешит неполнотой, то презрительное третирование века Фишера Эймса и Роберта Трита Пейна нельзя не признать справедливым. Ведь Эмерсон доподлинно знал, насколько бесплодной в духовном отношении была эта пора. Его юность протекала как раз в те годы — именно тогда и проникся он ненавистью к окружавшему его в молодости миру худосочного аскетизма. В давящей атмосфере тех лет заглох творческий дух, умы коснели, Новая Англия варилась в собственном соку. Но вот наконец старые затворы были сорваны, и в ограниченный реакционный мирок, давно уже не признававший никакой иной духовной пищи, кроме крох английского рационализма и религиозного догматизма Эдуардса, сухих, как черствый сухарь, который позабыли съесть в дороге, хлынул поток идей, годами накапливавшихся в Европе. В этом потоке слились все течения революционной мысли, бившие в Европе через край. Это наводнение идеи смыло былой провинциализм. В первый и последний раз в истории сознание Новой Англии пустилось в отважное плавание по волнам свободомыслия.
[369]
Само собой разумеется, что, возникнув в результате воздействия романтической революции на пуританское мировоззрение, возрождение вылилось в форму, определявшуюся опытом Новой Англии. Новоанглийское возрождение, подобно возрождению Виргинии и возрождению Запада, было отмечено общим для них всех духом утопизма. Однако, основанное на ином экономическом укладе и ставившее перед собой совершенно иные цели, возрождение Новой Англии лелеяло мечты, отличные от упований виргинского или западного возрождения. Массачусетс открыл свой собственный, особый путь к утопии, пролегавший через промышленный переворот. Текстильные фабрики на Мерримаке принялись ткать для Новой Англии новый уклад жизни. Старый, застойный аграрный уклад расползался по всем швам. Сдвиг в социальной области естественным образом повлек за собой сдвиги в духовной сфере. Мировоззрение старозаветной Новой Англии находилось под неусыпным надзором церкви, и поэтому движение за раскрепощение мысли с самого начала было направлено своим острием против богословского консерватизма и считало своей первоочередной задачей избавление сознания Новой Англии от наваждения кальвинистских догматов. Кальвинисты были людьми непреклонного характера, крепко державшимися своих убеждений, и чтобы выбить их с занимаемых ими позиций, не приходилось рассчитывать на легкую победу. Завязалась длительная борьба идей, ожесточенное сражение между старым детерминистским богословием и новой романтической философией, перевес в котором мало-помалу склонялся на сторону последней. Это основное столкновение придало возрождению Новой Англии ярко выраженный этический характер, так сильно отличавший его от более раннего возрождения Виргинии. Немаловажным результатом новоанглийского возрождения было освобождение совести Новой Англии из долгого плена догматизма, позволившее ей взяться за большие дела в этом мире. Чего достигла совесть Новой Англии за короткий срок своей свободы, за что она ратовала и какие реформы провела в жизнь, каким образом она стимулировала в Новой Англии служение делу гуманизма и сообщила воинствующий дух ее культуре — все эти вопросы должны получить соответствующее освещение при характеристике общей картины возрождения.
В идеологической области возрождение Новой Англии в значительной степени проходило под влиянием идей, занесенных из Старого света. Новоанглийские либералы многое почерпнули из богатой сокровищницы европейских революционных учений, причем у немецкого идеализма они позаимствовали, пожалуй, больше, чем у французского утопизма. Германия, стоявшая ближе в религиозном и философском отношении к Новой Англии, весьма много значила для пробуждавшегося сознания последней. Немецкую и новоанглийскую мысль роднило как то, что обе они
[370]
восходили к Платону, так и общая для них увлеченность трансценденталистским мистицизмом. Философский идеализм, учивший, что божество постоянно пребывает во всем и вся, и возвышавший тем самым человека до уровня носителя божественного начала, превращая механистический мир во вместилище божественной любви, представлял собой жизнеутверждающее вероучение, особо притягательное для людей, которые с молоком матери всосали религиозность. Наследникам пуританства это вероучение пришлось более по вкусу, чем любой политический или экономический романтизм. Еще бы, ведь после того, как старое было развенчано, это вероучение открыло для них новое царствие божие и вдохновило их на великие дерзания.
Однако новоанглийское возрождение было чем-то неизмеримо большим, чем простым заимствованием учений немецкого идеализма. На ход этого движения оказали немалое влияние французские, а также английские идеи. Жан-Жак Руссо стал властителем дум в Америке раньше, чем Гегель, а унитарианство появилось раньше, чем трансцендентализм. Возрождение проявлялось не только в области философии, но также и в общественной и литературной областях. В той мере, в какой можно говорить о расчленении неразрывного целого на части, выделим в этом движении три основные струи: социальный утопизм, занесенный из революционной Франции; идеалистическую философию, родившуюся в революционной Германии, и новую культуру, получившую распространение с развитием романтизма в литературе. Но одно дело — проводить различие между этими тремя составными частями, а другое дело — пытаться отделить их друг от друга. Они переплетаются между собой и сливаются в самых разнообразных сочетаниях. По сути дела, они представляют собой американскую разновидность всеобъемлющего европейского движения, истоки которого теряются где-то в глубине предшествовавшего века и которое, передав экономическое и политическое господство из рук аристократии в руки буржуазии, разрушив обветшалый феодальный строй и расчистив почву для нового капиталистического строя, проложило широкий путь в XIX столетие. Необычайная притягательность, которую имело это широкое движение для либерально мыслящей Америки, объясняется тем, что в стране совершалась аналогичная революция. В Новой Англии эта революция происходила, пожалуй, в наиболее острой форме: наступали дни господства буржуазии, аристократические идеалы терпели крушение, люди надеялись на светлое будущее. Привить этому новорожденному обществу идеалы гуманизма, поселить в нем веру в высокое назначение человека, продвинуть вперед дело социальной справедливости, создать демократию духа — такова была сокровенная романтическая цель (пускай недостаточно ясно осознанная), лежавшая в основе
[371]
новоанглийского возрождения и придававшая ему такой ярко выраженный нравственный отпечаток.
Надо ли удивляться, что столь сложное движение привлекало различных людей своими различными сторонами и что состав его сторонников отличался поэтому необычайной пестротой. Отпрысков респектабельного федерализма прельщала в нем новая романтическая культура, воинствующая совесть пуританина черпала вдохновение в социальном утопизме, а эмансипированных образованных людей привлекал философский идеализм. Самая разносторонность этого движения служила порою стимулом, а порою ставила в тупик. Чем еще, как не многосторонностью этого движения, можно объяснить принадлежность к нему таких непохожих друг на друга людей, как Эверетт, Чаннинг, Паркер, Гаррисон, Уиттьер, Эмерсон, Лонгфелло и Холмс, людей, зачастую не терпевших один другого, а порою резко критиковавших друг друга. Ни один ум в Новой Англии не мог объять этого движения целиком, отразив все его пробуждавшиеся чаяния — богословские, гуманистические, мистические, научные и культурные — как это сделал Гете в Германии. Пожалуй, свое наиболее полное воплощение это движение нашло в творчестве Эмерсона, Торо и Паркера — трансценденталистов и индивидуалистов, мыслителей-бунтарей, презиравших все низменные материальные критерии. Однако и слепому ясно, что Эверетту, например, было не по пути с ними, так же как и Холмсу, и Лонгфелло. Ведь они не мечтали ни о каких романтических утопиях и не желали никаких утопий. Их вполне устраивали Кембридж и Бостон. Они находили, что наш бренный мир не так уж плохо устроен, если вы умеете жить в соответствии с его требованиями. И тем не менее они тоже были детьми своего времени — эпохи пробуждения, и каждый из них, следуя своим собственным путем, на свой манер способствовал разрушению старого, деспотического строя, долго державшего в оковах сознание Новой Англии. Каждый из них был по-своему в какой-то степени бунтарем, и совокупность их бунтов составила общий вклад Новой Англии в дело либерализации Америки. Следует отметить, что этому восторженному и несколько расплывчатому либерализму, служение которому составляло самую сущность духа возрождения, было свойственно отрицательное отношение к помыслам и чаяниям буржуазии, красной нитью проходившее через те или иные его программы. То был моральный протест против жестокой и несправедливой действительности эпохи промышленного переворота, с такой беспощадностью ломавшей старый уклад жизни Новой Англии. Этот протест принял форму движения за возвращение к более простой жизни. Сбросить с себя цепи XVIII века только для того, чтобы позволить заковать себя в новые цепи, — такой позорный конец эмансипации совершенно не устраивал освободившихся людей.
[372]






