детальнее вы их изложите, тем эффективнее работает прием. Выслушивая «выходную арию», собеседник должен понять, что, во-первых, вы человек уважительный и, во-вторых, не сильно отличающийся от него, тоже обремененный бытовыми проблемами. Такое его убеждение располагает его в вашу пользу и обеспечивает хороший фон для дальнейшего взаимодействия. В качестве «выходной арии» я часто использовала рассказ о том, как трудно мне добираться до работы. При этом подробно объясняла, как сначала надо дойти до автобуса и как он переполнен в «час пик». Затем излагала неудобства поездки на метро. После этого наступала очередь описания трудностей поездки в пригородной электричке, и отмечались срывы расписания. В заключение — красоты пешего пути до университета при дурной погоде. Все это живописание обрамлялось комментариями о непредсказуемости ленинградской погоды и больших временных затратах на весь путь. Тем самым удавалось проявлять уважение к собеседнику так, чтобы и себе не навредить. На самом деле меня этот путь совсем не утомлял, поскольку каждый его участок был отписан: либо обдумыванию определенной проблемы, либо встрече с сотрудниками или студентами.
ПРОФЕССИЯ Шерлок Холмс на возлушном шаре Стаж работы по специальности повышает уровень профессионализма, но вместе с тем провоцирует некоторую деформацию личности. Каждая профессия привносит свои искажения в мышление, поведение и общение. В качестве примера остановимся на некоторых особенностях общения, появляющихся у математиков. В любых обстоятельствах у математиков обнаруживается стремление к повышенной точности мысли, приводящей к излишней формальности 242 |
речи, способной раздражать любого партнера. Эту грань их деформации иллюстрируем шуточным примером. Шерлок Холмс с коллегой Ватсоном путешествует на воздушном шаре. Их унесло далеко от родных мест. Так далеко. что они сами не знают куда. Наконец приземлились, огляделись. На их счастье показался человек. — Где мы находимся? — спрашивают путешественники. — Вы находитесь на воздушном шаре, который только что коснулся земли, — ответил незнакомец. В этот момент порыв ветра снова оторвал шар от земли, и он понесся дальше. — Черт побери этих математиков! — воскликнул Холмс. — Откуда вам известно, что это был математик? — спросил Ватсон. — Только математики могут произносить верные, но совершенно бесполезные истины. НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ НАЧАЛЬНИК Не тяни — хорошую новость надо сообщить сразу! Хочу привести один эпизод из своей практики, показывающий важность корректного, своевременного и однозначного сообщения подчиненному причины вызова к начальству. Однажды я была на конференции в Уфе. Торжественно прошло закрытие. На следующее утро надо было возвращаться в Ленинград. В фойе ко мне подошел человек и сказал, что просит о срочной помощи. Я объяснила ему ситуацию со временем, но он настаивал и сообщил, что дело не терпит отлагательств. Ситуация, которую изложил главный инженер одного из крупных научных центров Уфы, выглядела следующим образом. Возникла необходимость назначить нового руководителя высокого ранга. На это место прочили главного инженера одной из буровых.
|
Однако не все одобряли это назначение, и согласование продолжалось. Тем не менее претендента срочно вызвали в Уфу, предполагая, что к его появлению все бумаги будут подписаны. За час до получения вызова у него на буровой произошло ЧП — один из рабочих упал с большой высоты, и возможность благополучного исхода начальнику казалась проблематичной. Очень взволнованный, он выехал в Уфу, полагая, что причина срочного вызова в том, что о случившемся на буровой кто-то уже успел сообщить в центр. Когда он прибыл в приемную к руководству, то вместо обычного внимательного отношения и быстрого решения всех проблем на него никто не обращал внимания, его не принимали более пятидесяти минут. (Согласование продолжалось.) Обдумав ситуацию, он пришел к заключению, что ЧП на буровой закончилось смертельным исходом, и представил себе все его негативные последствия. Поделившись такими предположениями с секретаршей, он вышел в коридор, где и скончался от инфаркта в 39 лет. Совершенно понятно, что если бы ему сообщили причину вызова и дали возможность своевременно узнать, что рабочий получил только перелом ноги и ушибы, то этого трагического события можно было избежать. Действительно, все мы знаем, как часто начальственное лицо не дает себе труда сообщить, зачем вызывает подчиненного и как стремительно в такой ситуации, большинство людей придумывают себе самые неблагоприятные причины вызова. СЛОМ МОДЕЛИ МИРА Кто ты теперь? Я тебя не узнаю! Экстремальная ситуация, приводящая не к постепенному изменению, а к единовременному слому Модели Мира личности, может кардинально изменить и круг общения, и стиль взаимодействия. В качестве примера хочу привести один случай из своей практики. |
Однажды ко мне обратился молодой человек, только что вернувшийся с афганской войны. Главная причина его обращения за помощью состояла в том, что у него разрушился сон. Попутно в беседе с ним обнаружились и другие изменения психики, появившиеся после возвращения. Уходя в армию, он оставил дома любимую 18 лет, которая оканчивала библиотечный техникум. Она его ждала, писала нежные письма, и его родителям она тоже очень нравилась. Однако он перестал с ней встречаться, так как после возвращения к мирной жизни обнаружил, что все, ранее имевшее для него смысл и значение, теперь их потеряло и представляется детскими игрушками. Невеста не понимала, в чем она провинилась и почему он перестал с ней общаться. Родители говорили: «Мы тебя не понимаем!» и осуждали его поведение. На мой вопрос: «Не появился ли кто-то другой в его жизни?» он ответил, что никого нет, но теперь он просто не представляет себе, о чем можно говорить с этой куколкой ясельного возраста. Он был убежден, что в настоящее время стал совсем иными глазами смотреть на жизнь, поскольку такого повидал и натерпелся, что всякое общение даже с жизненно опытными родителями и то весьма затруднительно, не говоря уж об «этом котенке»! Он был убежден, что родителям предстоит примириться не только с этим. В данном случае у молодого человека произошло существенное изменение Модели Мира, и при общении с людьми он стал опираться на иные ценности.
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА Советы Жеглова Для примера напомним эпизод из фильма «Время встречи изменить нельзя», а именно сцену, где Жеглов излагает свои заповеди Шарапову, демонстрируя сущность правил общения. Проявляй к собеседнику ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС И СОЧУВСТВИЕ. Подвигай разговор с человеком к беседе 245 |
о НЕМ САМОМ, поскольку это демонстрация внимания, то эта тема ему всегда интересна и послужит хорошей платформой для налаживания дальнейших контактов. Недаром считается, что тот, кто говорит с вами о других, — сплетник, тот, кто говорит с вами о себе, — зануда, а тот, кто говорит с вами о вас, — блестящий собеседник! ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ «Враг мой» Когда опасность угрожает самому существу человеческого существования — НЕОБХОДИМОСТИ ОБЩАТЬСЯ — активизируется наиболее глубокий уровень психики. Тогда для налаживания контакта человек находит в себе силы и способен смирить свои амбиции, пусть на время. А затем время сделает свое дело, и смирять себя далее уже не потребуется, поскольку вместо агрессии и нетерпимости придут интерес, внимание, уважение и, может быть, даже любовь. Покажем это на примере, доведенном до абсурда. Для иллюстрации используем фрагменты из фильма «Враг мой». В этом фильме земляне ведут в космосе войны с представителями иной цивилизации, с иной, отличной от земной, формой жизни — обитателями планеты Драконов. Эти существа — драки — высокоорганизованны, но и внешне, и внутренне очень отличаются от человека (больше похожи на тритонов) и на взгляд человека — уродливы. Одна из отличительных особенностей драков — отсутствие разделения на мужской и женский пол. Каждая особь в определенные сроки рожает детеныша. Условием принятия этого существа — драка — в полноправные члены общества выступает перечисление его предков перед старейшинами планеты.
Ситуация, описанная в фильме, связана с крушением на незаселенной планете двух кораблей — с Земли и с планеты Драконов. При этом из команды каждого корабля 246 |
выживает по одному представителю — человек и драк. Сначала им противно смотреть друг на друга, и все отличия вызывают глубинное отторжение и протест. Однако жизнь на опасной планете быстро заставляет каждого понять, что выжить можно только при взаимопомощи. Постепенно они подружились, и человек выучил язык драков и запомнил всех его предков. Далее выясняется, что драк ждет ребенка. Понимая, что не переживет родов, он берет с человека обещание, что тот вырастит его ребенка, вернет на планету Драконов и представит его родословную перед старейшинами, чтобы тот стал полноправным, и их род не прервался. Человек принимает роды драка, выхаживает это совершенно ни на что не похожее существо и ПРИВЯЗЫВАЕТСЯ К НЕМУ всем сердцем. Сюжет развивается таким образом, что они вынуждены расстаться. Но космонавт, любя своего воспитанника и помня обещание, данное его родителю, возвращается на эту планету, спасает драка, везет на планету Драконов и представляет старейшинам. Что для нас важно в этом фильме? Он позволяет за очень короткое время НА СОБСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЯХ проследить динамику изменения отношений. За полтора часа фильма зритель проходит большой путь. Он последовательно переживает: полное отторжение, непринятие, брезгливость, гадливость и т. п. Затем проходит через равнодушие, интерес, уважение — до любви и понимания. Теперь давайте подумаем о том, что если это возможно так быстро и при таких отягчающих обстоятельствах, как максимальное отличие и в физиологии и культуре и внешнем виде, наверное, с человеком другой расы или религии пройти этот путь намного проще? Что же способствовало сближению? Вначале ПОНИМАНИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ для получения желаемых результатов, потом СОВМЕСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. |
НАЛАЖИВАНИЕ ОБЩЕНИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ |
КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДА ВЗАИМОПОМОЩИ |
Условие возникновения коллектива — обшая цель. Цени группу как взаиллополлошь в стае Коллектив возникает при появлении общей ЦЕЛИ и имеет тенденцию помогать тому из своих членов, кто эту цель поддерживает. Например, случайные пассажиры междугороднего автобуса не образуют общности до тех пор, пока поездка протекает без помех. Но вот автобус забуксовал. Его надо подтолкнуть — и сорок человек, едущих каждый по своим делам, превращаются в сплоченный коллектив. Возникает единство, обладающее свойствами коллектива, пусть на короткое время, необходимое для того, чтобы вытащить автобус. Поскольку каждая птица машет крыльями, это помогает подняться той, что летит сзади. Благодаря полету клином, дальность полета увеличивается более чем на 70% по сравнению с путем, преодолеваемым одиноко летящей птицей. Всякий раз, когда гусь выпадает из стаи, он сильнее ощущает притяжение земли и сопротивляется попытке лететь одному. Поэтому он быстро возвращается в стаю, чтобы воспользоваться возможностью подъема, которую предоставляет птица, летящая впереди. Понятно, насколько разумно и целесообразно оставаться «в стае» с теми, кто знает куда лететь, принимать их помощь, а также понимать, когда самому надо помочь другим членам команды. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Не полхоли — укушу! Несколько лет назад в Санкт-Петербург из США для обмена опытом прибыла делегация учителей начальных классов. Для работы с ними выделили несколько самых лучших наших учителей младших классов — молодых и талантливых. Те неделю плотно общались с гостями, и американцы были в восторге от наших учителей. Они наговорили 249 |
им множество комплиментов по поводу того, насколько разносторонне учителя образованны, как они много знают и какими они замечательными методистами являются. В общем, наши учителя в их улыбках и признательности так согрелись, что совсем утратили бдительность и задали сакраментальный вопрос: «А мог ли каждый из нас работать школьным учителем в США?» Тут наступило всеобщее молчание, а некоторые из гостей потупились. Наконец один из них сказал: «К сожалению, скорее всего, нет!» «Но почему же? — недоуменно спросили наши учителя. — Вы ведь сами расточали нам множество комплиментов о наших знаниях и умениях!» — «Да, мы так и думаем и готовы сейчас их все повторить, но, к сожалению, это ваши достоинства не только не исчерпывают требования к учителю в США, но и не являются главными из них! Главным требованием к учителю младших классов в США выступает умение РАСПОЛОЖИТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ. Все вложить в него все равно невозможно, но если он полюбит процесс постижения нового, то главная задача будет достигнута. Для этого все поведение учителя, все его манеры и внешний вид должны быть максимально располагающими. Например, если в центре Нью-Йорка заблудился и растерялся провинциал, который оглядывается и не знает куда двигаться, то из всех лиц в толпе он должен выделить наиболее приветливое, лучезарно доброжелательное лицо — лицо учителя, на котором крупными буквами написано: „Иди сюда, дорогой! Помочь тебе для меня истинное удовольствие!” А на лицах ваших учителей нередко можно увидеть выражение, которое читается как „Не подходи, укушу!”». НА ОБЩЕНИЕ С КОЛЛЕКТИВОМ Туреикий костюм В общении часто доминирует эффект ореола. Это специфическое распространение влияния ПРЕДЫДУЩЕГО 250 |
впечатления от человека на АКТУАЛЬНОЕ восприятие и оценку его частных свойств. В «Маленьком Принце» Антуана де Сент-Экзюпери рассказывается, как турецкому астроному, открывшему астероид В-612 и доложившему об этом на международном конгрессе, поначалу никто не поверил, потому что ученый... был одет по-турецки. Когда же через несколько лет он слово в слово повторил свое сообщение в европейском костюме — с ним все согласились. По существу, это эффект ложного обобщения. Он проявляется, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей класса делается вывод о наличии этих качеств у всех объектов данного класса. Это известная ситуация с гоголевским героем, считавшим, что если есть православные, которые по вечерам едят галушки, то, следовательно, все православные вообще их едят, а кто не ест — тот не православный. Как репутация помогала мне в старших классах Однажды я практически использовала феномен «ореола» — эффект созданной репутации. В школе я проявляла себя как большая выдумщица и лентяйка. Для облегчения себе жизни я постаралась, чтобы все учителя узнали, что после школы я пойду в училище, готовящее кордебалет для оперетты. Такие мои усилия привели к тому, что учителя не очень-то требовали от меня знаний по физике, математике и химии. К «СВОЕМУ»В КОЛЛЕКТИВЕ Почему не оплакали умершего при съемке фильма «Тени» СБЛИЖАЙСЯ с коллективом и делайся «СВОИМ», поскольку общение со «своим» более ГЛУБИННОЕ. Покажем это на следующем примере. Сергей Параджанов 251 |
снимал фильм «Тени». Работали над эпизодом «Плач над гробом Миколы». Поставили на стол гроб, посадили местных бабушек — плакальщиц. Начали! Бабушки не плачут. В чем дело? «Гроб пустой!» Сергей Параджанов говорит ассистенту: «Ложись в гроб». Ассистент ложится. Мотор! Начали! Бабушки молчат. В чем дело? «Он — молодой». Нашли деда, положили в гроб, бабушки не плачут: «Он — чужой». Привезли деда из их деревни, СВОЕГО, любимого. Положили в гроб. Тут такой плач поднялся — после съемки остановить не могли. ОБЩАЯСЬ В КОЛЛЕКТИВЕ, Обрати врагов в друзей! Вместо того чтобы опираться только на старых друзей, можно превратить врагов в новых друзей или надежных союзников. Так, например, выступая с речью перед парламентом в разгар Гражданской войны, Авраам Линкольн говорил о врагах-южанах как о ближних, как о человеческих существах, которые ПРОСТО ЗАБЛУЖДАЮТСЯ. Пожилая дама осудила его за то, что он не назвал их непримиримыми врагами, которых нужно уничтожить. «Подумайте, мадам, — ответил Линкольн, — разве я не уничтожаю своих врагов, когда делаю их своими друзьями?» Лучше разбить горшки, чем разрушить отношения! Проблемы, связанные с невозможностью произвольно регулировать свое взаимодействие в коллективе, свободно меняя партнеров по общению, помогают понять так называемое «экспедиционное бешенство» или «полярную болезнь». Она поражает небольшие коллективы людей, когда, в силу обстоятельств, люди обречены общаться только в узком, замкнутом кругу. В этом случае, взаимодействуя 252 |
исключительно внутри группы, они тем самым лишены возможности ссориться с кем-то посторонним, не входящим в их сплоченную группу. В таких условиях происходит опасное накопление агрессии, которое идет все быстрее и все глубже запрятывается. После достижения АГРЕССИЕЙ порогового уровня все стимулы, ее вызывающие, начинают проявляться при сниженных пороговых значениях. Субъективно это ощущается в том, что человек на мельчайшие жесты своего лучшего друга — стоит тому кашлянуть или высморкаться — не способен сдержать бурной реакции, которая была бы понятной и адекватной, если бы ему дал пощечину пьяный хулиган. Выход, который, в конце концов, находит измученный конфликтами и взрывами недовольства, но понимающий их истинную причину пострадавший, состоит в том, чтобы спокойно выйти из палатки или хижины и разбить что-нибудь не слишком дорогое, но чтобы разлетелось на куски — с максимально возможным шумом. Это немного помогает. УЧЕТ ПРИНЯТЫХ НОРМ Правильное взаимодействие с издательством Автор написал книгу «Психология менеджмента», и издательство ее приняло. Редактор произвел правку, но со многими предложенными изменениями автор не был согласен. Он написал обстоятельные, аргументированные возражения по каждому спорному пункту, доказав, что редактор не разбирается в психологии. В издательстве согласились с этим, редактора заменили. Все это, включая повторное редактирование, отняло много времени, выход книги задержался. Отношения испортились. Когда нечто подобное произошло с одной из следующих книг автора, он поинтересовался у издателя: в случае спора чье слово 253 |
окончательное — автора или редактора. Узнав, что автора, спорить не стал, а просто зачеркнул все те правки, с которыми был не согласен. Книга вышла без задержек, редактор получил причитающуюся ему плату. Все остались довольны. НАЙДИ СПОСОБ ПРОЯВИТЬ Как купить себе шляпку? Однажды ко мне обратилась за помощью женщина, которая приехала в Ленинград из маленького сибирского городка на курсы повышения квалификации. Она жаловалась на расстройство сна и повышенную нервную возбудимость, которая приводит к частым конфликтам на работе. Это была крупная и пышная блондинка, увешанная побрякушками, как рождественская елка, и смотревшая на меня «сверху вниз» в прямом и переносном смысле. Ее высокомерие отталкивало, но было видно, что она измучена, и я согласилась помочь ей, но при условии — она будет не обсуждая и точно выполнять мои рекомендации, какими бы глупыми они ей ни показались. Она твердо обещала это, и мы начали беседовать. Из разговора выяснилась такая предыстория. Она единственная и избалованная дочь весьма состоятельных торговых работников из Москвы. Окончив институт инженером, она вышла замуж за выпускника военной академии, которого направили служить в провинциальный городок. Там она с большим трудом нашла себе работу конструктора, но не могла примириться с психологическим климатом в женском коллективе конструкторского бюро. Она с глубочайшим презрением говорила мне, что в бюро ведутся бесконечные разговоры о том, «кто, где, с кем, и каким образом». Она так рьяно обсуждала эти сплетни, что у меня возникло подозрение, что ее горячность — 254 |
проявление подсознательной психологической ЗАЩИТЫ. Дополнительный зондаж показал, что, действительно, еще в Москве у нее произошел весьма болезненный эпизод. Она поделилась с подругой интимными подробностями своих отношений с молодым человеком, а та эти сведения использовала для ее дискредитации. С тех пор она не способна принимать участия в подобных откровениях. Кроме того, она ярко и образно говорила о том, что когда появляется начальство, все ее коллеги «работают животами», задвигая ящики рабочих столов, где у кого-то вязание, а у кого-то книжка. Презрительное отношение к группе конструкторов она не скрывала, что, естественно, вызвало дружное отторжение коллектива. Поскольку бюро было единственным местом, где она могла работать по специальности, то мне достаточно легко удалось показать ей, что у этих людей нет никаких отвратительных особенностей и надо найти в себе силы помириться с ними. Она сказала, что попробует. Но как это сделать? Мои рекомендации были таковы: выделить самую уважаемую и пожилую женщину в коллективе и начать «арт-подготовку». В течение недели ныть на тему, что у той всегда такие удачные шляпки, а вот у нее никогда не получается: что она ни купит — все плохо. И ей не идет, и мужу не нравится, и вообще ни к чему не подходит. После этого слезно попросить ту даму пойти вместе и купить шляпку под ее руководством. Добившись соглашения, с восторгом купить первую же шляпку, на которую та укажет. На следующий день подробно и вдохновенно рассказывать в бюро, как изумился муж, как понравилось всем соседям и как у нее самой поднялось настроение от этой покупки. Затем я просила прислать мне открытку с известием о результатах. Через месяц я получила открытку, в которой было написано буквально следующее: «Спасибо! Если бы я знала, что все мои беды стоят 10 р. 45 к.» Что же произошло? Она своими поступками проявила уважение к коллективу, и отношения стали налаживаться. |
НЕГЛАСНЫЕ ОЖИДАНИЯ |
Все главные достоинства у мужчин В процессе делового ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ при смешанном половом составе участников существуют НЕГЛАСНЫЕ ОЖИДАНИЯ того, что женщины будут уступать мужчинам. Женщина, которая выступает с собственной точкой зрения, нарушает эти негласные ожидания, и сам факт нарушения этих ожиданий вызывает негативные аффективные реакции. Любая форма доминирования женщины представляет собой «несовместимость с базовыми схемами» для участников общения. Оно нарушает их схемы, касающиеся как лидерских, так и гендерных ролей, требующие, чтобы в качестве лидера выступали мужчины, а женщины занимали подчиненные по статусу позиции и уступали. Если женщина не подстраивается под мужские нормы, то ее перспективы — и личные и общественные — снижаются. Ведь все важное — у мужчин! Вот характерная иллюстрация. Когда ученые полагали, что лобная доля мозга ответственна за умственные способности, то у мужчин лобные доли считались больше, чем у женщин. Когда стало принятым считать вместилищем интеллекта теменную долю, то лобные доли женщин стали признавать по размеру такими же, как у мужчин, однако теперь считают, что у женщин теменные доли меньше, чем у мужчин. РАСПОЛОЖИТЬ КОЛЛЕКТИВ МОГУТ Эксперимент с облившимся кофе Как вам кажется, если челегек облился кофе, как воспримут это другие люди? Кто из двух спорщиков будет им более симпатичен — тот, кто пролил на себя напиток, или тот, кто был аккуратен? С позиции здравого смысла 256 |
кажется, что победителем должен был бы стать участник с высоким статусом, который «не облился». Однако на самом деле наибольшую симпатию к себе вызвал тот, кто, имея высокий статус, пролил на себя кофе. Совершив такую маленькую оплошность, этот участник как бы проявил «человеческую слабость», СТАЛ в чем-то БЛИЖЕ зрителям. чем и повысил свою привлекательность в их глазах. Что касается «облившегося» участника с исходно низким уровнем зрительских симпатий, то этот проступок, в дополнение к другим его недостаткам, еще больше понизил его статус, и он занял последнее место. Мораль: если вы пользуетесь высокой популярностью у окружающих, то небольшие промахи могут только добавить вам очарования и уменьшить возможную зависть. Если же симпатии не на вашей стороне, ошибки и оплошности должны быть сведены к минимуму. Так что каждый из нас имеет РАЗНОЕ «ПРАВО НА ОШИБКУ». ЕСЛИ В КОЛЛЕКТИВЕ КОНФЛИКТ — Преодоление агрессивного неподчинения Лялиной Покажем это на примере из работы Ф. Н. Бородкина и Н. М. Коряк. На кафедру вуза была принята молодой специалист Лялина, окончившая тот же институт. Быстро освоившись в должности ассистента, она почувствовала себя весьма уверенно, тем более, что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не со всеми сотрудниками института. Только с заведующим кафедрой Уманцевым Лялина не смогла установить хорошие отношения, так как он явно не одобрял ее постоянные отлучки и бесконечные разговоры с сотрудниками на посторонние темы. Поняв, что хороших отношений с заведующим кафедрой ей не наладить, Лялина изменила поведение. Если раньше она хоть как-то выполняла его распоряжения, то теперь ограничила объем своей работы минимумом, который был необходим, 257 |
чтобы продержаться на кафедре. Проявляя изобретательность и некоторые знания трудового законодательства, она не соглашалась руководить практикой студентов и читать лекции, даже эпизодически. Она вела только лабораторные и практические занятия. Одним словом, всем своим поведением она открыто провоцировала Уманцева на конфликты, и он шел на них, считая ниже своего достоинства не принять вызов, тем более что другого выхода из создавшегося положения он не видел. Решительность и смелость Лялиной снискали ей популярность и среди сотрудников и аспирантов этой кафедры и за ее пределами. Расстановка сил складывалась не в пользу заведующего кафедрой. После длительного периода ошибок Уманцев наконец пришел в себя и резко изменил стратегию поведения. На очередном заседании кафедры вслед за требованием Лялиной снять с нее часть учебной нагрузки, он, к удивлению всех сотрудников, не только не выразил возмущение, но охотно пошел ей навстречу. Он сказал, что был глубоко неправ, требуя от такой очаровательной женщины чего-то, кроме украшения их кафедры своим присутствием. Поэтому он распределит эту нагрузку между остальными членами коллектива. Через некоторое время одной из ассистенток пришлось вместо Лялиной ехать в командировку, и удивление сотрудников сменилось возмущением. Профессора Уманцева обвиняли в слабохарактерности, терпимости к Лялиной сверх всякой меры, поскольку все ее капризы и претензии тотчас же удовлетворялись. Все, кто за нее работал, сменили симпатию к ней на явную недоброжелательность. О ней стали говорить, что она пользуется мягкостью и терпимостью Уманцева, чтобы добиться особого положения на кафедре. Лялина стремительно теряла популярность. Перестав быть «борцом за права сотрудников» и предметом восхищенного внимания, она стала вести себя заносчиво и грубо, еще больше усугубив свое положение. Через некоторое время она вынуждена была подать заявление об уходе, но Уманцев не соглашался ее отпустить и уговаривал остаться. Тогда Лялина обратилась к декану и добилась разрешения 258 |
на увольнение. После ее ухода кафедра вздохнула с облегчением, и между сотрудниками и заведующим установились прежние деловые и дружественные отношения. В описанном инциденте профессор Уманцев не сразу нашел верный стиль поведения. Вначале он растерялся, не сумел правильно сориентироваться, упустил инициативу, вступил с Лялиной в конфликт. Но когда другие сотрудники стали ей открыто симпатизировать и конфликт грозил перерасти в кафедральный, он понял, что пора от эмоций переходить к рациональной стратегии поведения для сохранения сплоченного коллектива кафедры. С этой целью он сделал явным то, что было скрыто, — показал, что Лялина хотела легко жить за счет других. Тогда коллектив выступил против нее, и работать в нем она не смогла. РЕФРЕЙМИНГ — СПОСОБ НАЙТИ ПУТЬ Как молодой руководитель искал понимания в коллективе Приведем пример методики рефрейминга, описанный Робертом Дилтсом. Молодой человек оказался в трудной ситуации в связи с повышением по службе. До этого он прекрасно ЛАДИЛ С КОЛЛЕКТИВОМ: многим помогал, выполняя за них сложные задачи, которые им было не под силу решить самостоятельно, выручал в трудных положениях. К великой радости сотрудников правление компании решило сделать его управляющим: «Отлично, теперь мы со всем справимся. Он же — ОДИН ИЗ НАС!» Тут-то и возникли проблемы. Молодой человек возражал: «Постойте! Отныне у нас другие отношения. Теперь я отвечаю за большую систему. Ценности, которыми мне надо руководствоваться в новой роли, совсем иные. В новой позиции я не могу делать для вас то, что выполнял раньше». Тогда все, что прежде обеспечивало его продвижение, стало работать против него. Нового управляющего сотрудники обвинили в ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ. Его начальник |