Православные основы. Хозяйственной жизни. Предисловие. Нам приходится жить в сложное время

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОСНОВЫ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Создание Общероссийского общественного движения “Россия Православная” потребовало в первую очередь сформулировать цели и задачи, основные положения Программы Движения, которые бы отвечали исконным интересам народов России, отвечали бы ее историческим и духовным традициям.

После наших выступлений люди задаются вопросами, а что такое собственно православная экономика или православная экология, что такое христианская традиция в хозяйственной жизни.

Уже на самой первоначальной стадии разработки основных положений нашей Программы мне довелось погрузиться в изучение проблем, прежде довольно далеких от моих основных интересов, которые поначалу ограничивались главным образом проблемами православного искусства, как прикладного так и сугубо духовного.

Но еще раньше — до первых шагов по формированию Движения — мой интерес к православному образу жизни, к древне-русской иконе, задачи создания цивилизационно адекватного российским традициям современного антикварного дела России повлекли за собой необходимость глубже изучить не только духовную, культурную, но и хозяйственную основу православного бытия.

Изучение святоотеческих толкований заповедей Священного Писания, которые непосредственно касались практической деятельности человека, позволило сравнить российскую хозяйственную традицию, ее нравственные, духовные основы с моральными, экономическими воззрениями, которые легли в основу западного образа жизни.

Выдержки из моих конспектов и собственные заметки по этой проблеме я и хочу предложить российскому читателю.

 

Сегодня только слепой не видит, что разрекламированные в начале девяностых годов радикальные экономические и структурные реформы не могут решить острейших проблем современной России. Именно поэтому со всей остротой стал вопрос формирования отвечающей требованием времени национальной идеи, основанной на верности самобытным державным традициям нашего Отечества. Ведь старый советский хозяйственный механизм разрушен, новый не создан.

Уже в конце 1995 г., подводя итог четырех лет реформы, специалисты приводили ужасающие данные: валовой национальный продукт сократился более чем в 2 раза; основное население России лишилось (ценовой политикой и приватизацией) не менее 500 млрд. долларов; ежегодно за рубеж вывозится из России 18-20 млрд. долларов; 500 крупнейших предприятий реальной стоимостью 200 млрд. долларов в ходе приватизации проданы иностранным компаниям за 7,2 млрд. долларов, т.е. за 3% реальной стоимости!1 За истекшие полтора года положение не только не улучшилось, но значительно ухудшилось.

Падение нравов, казнокрадство и взяточничество, обман и жульничество становятся нормой жизни. Нравственное растление подрастающего поколения принимает катастрофические размеры, что ставит под угрозу будущее всей нации. Страну тысячелетней православной культуры наводнили всевозможные “просветители-миссионеры”, в неимоверном количестве расплодились колдуны и экстрасенсы. Идет настоящая охота за душами наших соотечественников.

В чем же причины всех этих бед?

Для православного человека очевидно: главная причина лежит в области религиозной, духовной, а практически говоря — в особенностях мiровоззрения тех, кто первым взялся за реформирование России. Мiровоззрение радикал-реформаторов, будучи в основе своей, так же как и у коммунистов, атеистическим, оказалось чуждо двум важнейшим составляющим традиционной «русской идеи», которые коренятся в глубинах христианского вероучения.

Первая составляющая — основой общества (хозяйственной деятельности в том числе) является человеческая личность, а не бездушные “экономические модели” или “политические технологии”. Человек же прежде всего существо духовное, нравственное, а затем уже телесное. Потому и успех любых нововведений, достижение материального процветания и социальной стабильности зависят в России не от «профессионального менеджмента», а от того, насколько принципы организации общества (в идеологии, экономике, политике, праве и т.д.) соответствуют традиционным духовно-нравственным идеалам русского человека, основам его православного мiросозерцания.

Тем более эти основы были естественны и близки всем малым и большим народам России (вне зависимости от их вероисповедования), которые не просто существовали, но и процветали в прошлом — в условиях православной государственности Российской Империи. Это означает: что основополагающие принципы православного хозяйствования не могут ущемлять материальные и духовные интересы традиционных иноверных народов России, мешать развитию их самобытной экономики и своеобычных хозяйственных отношений.

Вторая составляющая “русской идеи” — человечество не есть простая арифметическая сумма индивидуумов, населяющих Землю, но совокупность различных самобытных цивилизаций. Православная русская цивилизация, как и всякая другая, уникальна. Поэтому слепое копирование идей и инструментов либерального Запада, ставшее концептуальной основой радикальной реформы, начиная с 1992 года, исторически безперспективно. Всякое созидание, хозяйственное в том числе, — самобытно и индивидуально, ибо зиждется на определенном религиозно-нравственном основании. “Общечеловечны” лишь пагубные разрушительные страсти, терзающие человеческие души с момента грехопадения Адама. Но в мiровоззрении либерал-реформаторов столь необходимая России модернизация оказалась синонимом “вестернизации”.

Страшный итог подобного «реформирования» экономики, безусловно, вина тех, кто ударными, поистине революционными темпами решили осуществить на Руси “переход от социализма к капитализму”. Впрочем, большинство из них — вполне благонамеренные люди, которыми движет не столько страсть к власти и безграничному обогащению, сколько искреннее стремление к благотворным переменам. Но, к сожалению, их мышление, сформированное советским атеистическим агитпропом (как, к сожалению, и мышление многих русских людей) оказалось чуждо православным принципам организации общества. Поэтому мы, участники Движения “Россия Православная” несем определенную ответственность перед Богом в том числе и за этих наших соотечественников, как за людей мiровоззренчески заблудших и по-христиански нуждающихся в деятельном участии, как бы они сами к необходимости такого участия не относились.

Не удивительно, что «новая Россия», на скорую руку слепленная по либерально-демократическим принципам, по западным меркам и под руководством западных учителей — оказалась домом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 27).

История России свидетельствует: прочный державный дом может быть построен только на фундаменте Православия. Все в этом доме (от идеологии и культуры до экономики и политики) должно быть основано на православном мiропонимании. Только тогда, когда хозяйственная жизнь, политическая практика, геополитические доктрины, семейно-бытовые отношения будут покоиться на незыблемом основании Закона Божия и Заповедей Христовых, они станут близки и понятны русскому человеку. Только тогда успешными будут всякие реформы, а общество обретет мир и покой осмысленного бытия. Ибо, как заметил как-то известный русский философ и богослов В.Н.Лосский:




double arrow
Сейчас читают про: