double arrow

Б) отношение к собственности

 

Зачастую христианское отношение к собственности отождествляют с коммунистическим. Как известно, первая апостольская община была построена на принципах христианской коммуны. Частная собственность в ней отсутствовала: и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32). Соблюдался принцип “каждому по потребностям”: и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 35).

Однако с увеличением числа учеников община подверглась двум серьезным испытаниям, показавшим сколь трудно для падшей человеческой натуры следовать высоким нравственным принципам: обман Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-10) и конфликт еллинистов с евреями по поводу раздаяния потребностей (Деян. 6, 1). Апостолы, как известно, сказали ученикам: Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах (Деян. 6, 2) и предложили выбрать для управления общиной семь человек из среды учеников, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6, 4).

Общинная теократия, однако, оказалась недолговечной. Тому были две причины41.

Во-первых, нравственная: как показали обман Анании и Сапфиры и конфликт еллинистов с евреями, социальный идеал оказался труднодостижимым для падшей природы человека.

Во-вторых, социальная: община была потребительской, т.е. жила за счет продаж имущества. Этот источник жизнеобезпечения, естественно, не был неиссякаемым. Следовательно, существовало два выхода: либо стать производственной общиной, что в условиях постоянных гонений было невозможно, либо жить за счет сбора милостыни, а значит -община должна быть небольшой. В мiру эти требования оказались труднореализуемыми, и идеалы апостольской коммуны нашли свое воплощение в возникших вскоре общежительных монастырях.

Отцы Церкви уделяли значительное внимание вопросу отношения к собственности ввиду распространения различных нехристианских коммунистических утопий и попыток произвольного толкования Священного Писания. Весьма влиятельной, например, была общинная, коммунистическая утопия язычника Платона. Великий философ античности предлагал построить идеальное общество, которое имело бы трехуровневую структуру, соответствующую трехчастной структуре души.

Подобно тому, как душа состоит из трех частей — разума, воли и вожделений, идеальное общество должно состоять из трех социальных групп, каждая из которых олицетворяет эти качества: мудрецов, воинов и работников-простолюдинов. Подобно тому, как душа должна руководствоваться разумом, идеальным обществом должны управлять мудрецы-философы. Устойчивость идеального общества, учил Платон, во многом зависит от волевого начала — воинов. Для них он считал целесообразным введение общности имущества и жен, ибо именно женщины и богатство являются обычно причиной всех конфликтов.

Большое внимание критике идей Платона уделил учитель Церкви Лактанций. Он считал, что, если с общностью имущества еще может примириться совесть христианина, то общность жен является полнейшей несуразицей. Однако и обобществление имущества представляется весьма проблематичным. Во-первых, оно не осуществимо, ибо все люди никогда не дойдут до такого совершенства, чтобы искренне презирать деньги. Во-вторых, оно не справедливо, ибо пострадают те, кто своим трудом достиг благосостояния, а выгоду получат ленивые.

“Итак, — делает вывод Лактанций, — кто хочет сделать людей равными, должен упразднить не браки и имущества, а дерзость, гордость и надменность, так чтобы власть имеющие и вельможи признавали себя равными даже самым нищим... Этого ничто другое не в состоянии достигнуть, кроме религии Божией” 42.

Святитель Климент Александрийский в свою очередь учил, что собственность есть дар Божий человеку. Право собственности проистекает из дружбы человека с Богом. Подобно тому как друзья делятся своим добром, и человек имеет право на то, что принадлежит Богу43. Однако не следует забывать, напоминал он, что сребролюбие есть “твердыня зла”, а “лучшее богатство — бедность вожделений” 44.

Св. Климент разъяснял, что Господь “не велит, как легкомысленно понимают некоторые, выбрасывать имущество и отказываться от денег; но вырвать из души своей взгляды на деньги, страх за них и тоску по ним, безпокойство, которое заглушает семя жизни”.

“Итак, — заключал он, — не следует выбрасывать имущества, приносящего пользу ближним. Ибо имущество есть то, что приобрел, а состояние то, что полезно и уготовлено Богом на пользование людей... Поэтому удаляйте от себя лучше не имущество ваше, а страсти души, не допускающие лучшего пользования своим имением” 45.

Св. Иоанн Златоуст тоже советует не забывать о подлинном источнике и собственности, и денег:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: