“Но разве нет многих справедливых способов приобретения? — увещевал он. — Земледелие, пастушество, скотоводство, ручной труд, управление имуществом?” 37
Напротив, праведное богатство — это богатство, накопленное честным и кропотливым трудом. Но этого еще недостаточно. Самое важное — как используется богатство.
Главным условием праведности богатства является, согласно Писанию и Отцам, милостыня.
Если раздача имущества нищим — удел праведников, то милостыня — обязанность каждого христианина. Еще Святой Иоанн Предтеча Господен вразумлял приходивших к нему для крещения: У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3, 11).
В Нагорной проповеди Господь учил народ: Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся (Мф. 5, 42).
А одна из заповедей блаженства, как мы помним, гласит:
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
О необходимости милостыни и благотворительности говорят и Святые Отцы.
“Если ты одеваешь нагого, — читаем у Святителя Амвросия, — ты облачаешь самого себя справедливостью. Если ты вводишь странника под кров свой, если ты принимаешь нуждающегося: он приобретет тебе дружбу святых и вечные селения” 38.
Святитель Иоанн Златоуст напоминает:
“Ибо для того ты имеешь деньги, чтобы прекращать бедность, а не для того, чтобы торговать бедностью” 39.
А древний учитель Церкви Лактанций придает проблеме метафизическое звучание, утверждая:
“Бог Сам предписывает оказывать помощь угнетенным и страждущим, давать пропитание не имеющим его. Ибо Бог в милосердии Своем хотел, чтобы мы были животными общественными” 40.