Ты не имеешь ничего своего, ни денег, ни разума, ни самой души; ибо и она принадлежит Господу. Мое и твое — это только пустые слова

“Ты не имеешь ничего своего, ни денег, ни разума, ни самой души; ибо и она принадлежит Господу... Мое и твое — это только пустые слова... Ибо и воздух, и земля, и строительный материал принадлежат Творцу, да и ты сам, заготовивший его, и все прочее. Хотя бы и твое пользование, но оно однако сомнительно”.

Однако, деньги, по свидетельству Святителя, сами по себе не являются грехом:

“Грех не уделять их бедным и плохо пользоваться ими. Ибо Бог не создал ничего плохого, но все очень хорошо; так что и деньги хороши” 46.

Сей великий Учитель Церкви мечтал превратить столицу Византийской империи Константинополь в город, где была бы общность имущества. Однако и он признавал, что общность имущества, наподобие монастырской — это идеал жизни, который является уделом совершенных. Остальным же святитель советует не только сохранить свое имущество, но и заботиться о его увеличении. Нужно только не забывать творить милостыню, и тогда ты увеличишь свое имущество без вреда для души47.

Св. Иоанн Златоуст предостерегал также от формального понимания богатства и бедности и вытекающего отсюда примитивного способа решения имущественной проблемы, который предлагали и предлагают различные коммунистические доктрины. У него читаем:

“Богатство и бедность оцениваются не по количеству достатка, но по образу мыслей: и вернее тот самый бедный, кто всегда хочет большего”.

И далее:

“Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто вожделеет многого; не тот богат, кто много имеет, а кто ни в чем не нуждается... Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие или недостаток денег” 48.

 

в) организация хозяйства

 

В Святом Писании и в творениях Святых Отцов есть и прямые указания на то, как лучше организовать и вести хозяйство. В Новом Завете современный исследователь находит ряд принципов эффективного хозяйствования49.

Во-первых, наилучшим является прямое участие собственника в производстве, ибо наемник нерадив (Ин. 10, 13), раб не знает, что делает господин его (Ин. 15, 15), а управитель может расточать (Лк. 16, 1).

Во-вторых, необходим контроль над работниками. В-третьих, необходимо единство руководства хозяйством, ибо дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25).

Огромная роль в организации эффективного хозяйствования принадлежит разделению труда.

Св. Иоанн Златоуст призывал не забывать, что разделение труда есть Божественное Установление, своеобразный институт любви.

“Ты видел, — вопрошал он, — сколько уз любви создал Бог?... Он заставил нас нуждаться друг в друге, чтобы и таким образом соединить нас вместе... Поэтому же Он не позволил всему расти везде, чтобы и таким путем принудить нас к взаимному общению... Поэтому Он устроил города и собрал всех в одном месте. А для того, чтобы мы могли легко сноситься с живущими далеко, Он поместил по середине море и дал быстроту ветров, дабы облегчить путешествия” 50.

Цель разделения труда, как и всего хозяйствования, состоит в том, чтобы принудить человека трудиться на благо ближнего:

“Ибо раз люди не в состоянии работать на благо ближнего, иначе как по принуждению, то Бог потому так связал это и не допускает придти к собственной выгоде иначе, как пройдя по пути принесения пользы другим” 51.

Св. Василий Великий тоже подчеркивает преимущества общинного и артельного труда:

“Я вижу, что во многих отношениях полезнее совместные усилия нескольких человек для одной и той же цели. Во-первых потому, что даже для своих телесных нужд никто из нас не может обойтись сам собою, но при добывании необходимого мы нуждаемся друг в друге” 52.

Таким образом, православные принципы ведения хозяйства создают определенную модель экономики. Эту модель современный исследователь обозначил очень удачной формулой:

“Хозяйство, основанное на любви” 53.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: