Сущность власти

В чем же состоит существо власти? Как понимать те отношения господства и подчинения, которые возникают между людьми? Подобно всем прочим вопросам, сущность власти прямо противоположным образом понимается христианским и языческим сознанием.

Для языческого сознания власть есть господство над подданными. Смысл обладания властью видится здесь в удовлетворении «суетных и лукавых похотей». За рассуждениями о народовластии, о защите политических прав народа, как учит история, стоят, увы, либо материальные интересы определенных социальных групп, либо властные амбиции различных лиц и кланов.

В христианском понимании власть есть, напротив, религиозное служение. Служить Богу и ближнему – таков императив властвования для христианского сознания. Не случайно, в русском языке причастность власти обозначалась термином «служба». Все государственные чиновники служили.

Один из мудрейших людей своего времени, обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев как нельзя более точно определил смысл христианского понимания власти. Он писал: «Великое и страшное дело власть, потому что это дело священное. Слово священный в первоначальном своем смысле значит отделенный, на службу Богу обреченный. Итак, власть не для себя существует, но ради Бога, и есть служение, на которое обречен человек. Отсюда и безграничная страшная сила власти и безграничная, страшная тягота ее. Сила ее безгранична, и не в материальном смысле, а в смысле духовном, ибо это сила рассуждения и творчества. Первый момент мироздания есть появление света и отделение его от тьмы. Подобно тому и первое отправление власти есть обличение правды и различение неправды: на этом основана вера во власть и неудержимое тяготение к ней всего человечества»18.

Господство и служение есть не только разный тип отношений между людьми, но и разное разное психологическое состояние обладающих властью. Для языческого сознания власть – приятное состояние. Обладание властью приносит удовольствие, тешит самолюбие. Победоносцев же, как видим, говорит о «страшной тяготе власти».

Важнейшим политическим институтом является государство. Суть христианской государственности известный русский философ В.С.Соловьев очень емко и точно определил как «самодержавие совести». В христианском государстве носитель верховной власти, Государь является прежде всего не властителем над подданными, а первым слугою Божиим, хранителем власти, порученной ему от Бога правды и милости. Он не подлежит никаким ограничениям, кроме нравственных. Он может делать все, что согласно с совестью, и не должен делать ничего, что ей противно.

В.С.Соловьев справедливо отмечал, что монарх «не должен зависеть от общественного мнения, потому что общественное мнение может быть ложным; он не есть слуга народной воли, потому что воля народа может быть безнравственной; он не представитель страны, потому что страна может быть поглощена мертвым морем. Он поставлен выше всего этого, – он есть подчиненный, служитель и представитель только того, что по существу не может быть дурным, – воли Божией, и величие такого положения равно только величию его ответственности»19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: