Властные отношения

Что собой представляют властные отношения в современной России (и не только в России) мы можем со скорбью наблюдать. Отношения между власть имущими и подчиненными, внутри властвующей политической элиты далеки не только от идеала, но даже от сколь-либо приемлемой нормы. Продажность чиновников, войны компроматов, циничная ложь и многие другие безобразия уже не только не возмущают общество, но даже не удивляют. Постепенное отмирание нравственного чувства – вот что является самым страшным!

Отчего это происходит? Откуда эта безнравственность у приходящих во власть? Очевидно, что сие не есть простой результат прежних недостатков в воспитании. Сама политическая система, характер политических отношений востребуют и воспроизводят подобные качества в людях. До тех пор пока политика не будет подчинена нравственности, пока власть не превратится в дело служения Богу, все эти безобразия будут терзать общество.

Все неурядицы и нестроения в политической сфере в нашем многострадальном Отечестве происходят из-за того, что мы перевернули вниз головой систему ценностей. Что объединяет людей в обществе: страх и корысть или нравственное тяготение? Этот вопрос – отнюдь не риторический, ибо от ответа на него станет ясно, какую политическую систему вознамерился создать народ.

В первом случае политика доминирует над нравственностью. Этот путь ведет в тупик тоталитаризма, когда бездушная машина-государство, сотворенный людьми идол, превращается в кровожадного, жестокого властителя над народами. И тут не важно каков облик этого идола: хитроумный мешок с деньгами или тупая сила.

В другом случае нравственность задает ориентиры политике. Это и есть путь, который предлагает христианство. В свое время известный русский государственный деятель К.П.Победоносцев блестяще показал логику нравственного измерения политики. В одной из своих работ он писал: «Есть в душах человеческих сила нравственного тяготения, привлекающая одну душу к другой; есть глубокая потребность воздействия одной души на другую. Без этой силы люди представлялись бы кучей песчинок, ничем не связанных и носимых ветром во все стороны. Сила эта, естественно, без предварительного соглашения, соединяет людей в общество. Она заставляет в среде людской искать другого человека, к кому приразиться, кого слушать, кем руководствоваться»20.

В последние годы мы наблюдаем в нашем обществе неуклонное падение всех и всяческих авторитетов. По инерции политические деятели, представители творческой интеллигенции, надеющиеся на свою известность и авторитет, обращаются к народу с различными «открытыми письмами», призывами. Но им мало кто верит! Более того – их мало кто слушает! Фактически, они взывают в пустоту!

Да что там падение влиятельности наших «властителей дум»! Социологические опросы показывают, что все большее число людей не доверяют ни одной из ветвей государственной власти. Разрушается авторитет учителя в школе и даже родителей в семье. Откуда эта повальная девальвация всяческой власти в обществе? В чем причины этого низвержения авторитетов?

Некоторые деятели из числа пещерных радикальных демократов не видят в этом опасности и даже приветствуют падение авторитетов в обществе, как «процесс прогрессивный». Правильнее было бы назвать его «процессом прогрессирующей деградации общества». И приведет этот процесс человечество в итоге в полном смысле слова к пещерному образу жизни, к животному состоянию.

Наличие в обществе (и даже культивирование обществом) авторитетных людей – один из признаков его духовного здоровья. Общество, имеющее людей, к которым можно, по слову Победоносцева, «приразиться», сохраняет дух преемственности. Духовно авторитетные люди своим влиянием сдерживают разрушительные порывы в человеке. Оставшись один, духовно слабый и неопытный человек (а таких большинство) способен на самые деструктивные действия.

Откуда же возьмутся такие духовные авторитеты? Ведь, нужны не суррогаты духовности. Народ не верит далеким от реальностей жизни, представителям интеллигенции, поучающим его с телеэкранов как нужно правильно жить. Авторитетные люди, к чьим мнениям прислушиваются и чьми рекомендациями руководствуются, могут быть только в обществе, в котором политика имеет четкое нравственное измерение. А это может быть только там, где государственные органы и другие политические институты руководствуются в своей деятельности вероучительными истинами.

Идеальным состоянием политической системы является такое, когда власть и народ как бы сливаются в единый могучий духовно-нравственный союз. Чем более общество разделено и расколото, чем меньше в нем согласия, тем ближе оно к гибели. Ибо мы знаем, что всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25).

Каким же должно быть идеальное состояние политической системы? Протоиерей-новомученик Иоанн Восторгов уподоблял такое состояние идеальной христианской семье, «не мыслящей разделения, не допускающей недоверия, не допускающей иных отношений, кроме взаимной любви, преданности, самоотвержения и заботливости. И как семейный союз нельзя свести до холодных отношений договора и усчитывания прав каждого из членов семьи, а все здесь зиждется на взаимной любви и доверии родителей между собою, родителей и детей, братьев и сестер, – так точно и в идеальном христианском государстве. Отсюда – истинный христиански-отеческий характер власти и властвования, отсюда же и истинно-христианский, не рабский и принудительный. А сыновний и свободный характер повиновения»21.

Но такой характер отношений власти и подчинения возможен только в таком обществе, которое сознательно строит свою жизнь на началах христианства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: