Орёл-Хранитель. Э. Бабаев

Орёл-Хранитель

 

“Движение, достигшее покоя,

и есть полет...”

Собственно орел в большинстве мифологий народов мiра есть символ небесной силы, духовного могущества, огня, солнечного света, то есть солярный символ. Из всех птиц и животных лишь орел может прямо смотреть на солнце, не ослепляясь при этом, орел — олицетворение дальнозоркости. Орел — царь птиц и владыка небес. Орел управляет небесными стихиями, он борется с градовыми тучами и отводит беду от полей, спасая урожай земледельца. “У родопских болгар предводителем градовых туч считают двуглавого орла”8. И это понятно, в народном представлении мощная и обширная государственность, которая являлась в образах Византийской империи, а потом России и символизировалась двуглавым орлом, преодолевает любые напасти и даже погодные стихии: неурожай в одной части империи мог компенсироваться запасами и плодами другой провинции, чего не могло позволить себе маленькое государство, если его охватывала безкормица.

Орел в народных легендах часто выступает как хранитель, например, хранитель сокровищ. «Своим изображением орлы (сдвоенные фигурки) выполняли старую как мiр идею охраны левой и правой сторон.... Аналогичная идея охраны справа и слева, с той и другой стороны, бытовала и в Древней Руси, на что указывает и археологический материал, и «орлиный» орнамент народной вышивки... Особую роль охраны орлы выполняли посредством изображения на одежде. Именно поэтому мотив с двуглавым орлом намного древнее политической имперской идеи»9.

Вместе с тем орел — очиститель и хранитель источников. Одно из символических свойств орла — вечность и время, двенадцать орлов олицетворяют собой годичный круг, сам орел воспринимается как образ безсмертия или по крайней мере долголетия. “Мифологическое свойство орла... — его необыкновенное долголетие. Он живет дольше всех птиц и обладает способностью омоложения: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой (или, по другим верованиям, — в реке Иордан), снова обретает молодость. Сравните в Библии: Господь насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс. 102, 5)”10.

Характерно соотношение древнего Библейского Предания об обновлении орла и народной легенды о купании омолаживающегося орла в Иордане, что само собой знаменует таинство Крещения, то есть рождения для новой жизни и рождения для Жизни Вечной. В государственном аспекте орлиной символики это соответствует обновлению мощных государств после периодов упадка и смуты. Мотив крещения обнаруживает себя в русской народной загадке, также посвященной Крещению: “Два орла орловали, третьего купали”11.

Здесь орлы символизируют Пресвятую Троицу — Бога Отца, Святаго Духа и крещаемого Иисуса Христа. В связи с этими тринитарными мотивами вспоминается следующая подробность в истории русской геральдики, о которой пишет эмигрантский автор Владимiр Новиков в своем исследовании “Русский государственный орел. Мистерия 445-летней исторической эволюции”:

“В 1653 году происходит событие, которое заставляет его (Орла) вдруг, уже не провидчески, а повинуясь свершившемуся факту, кардинально изменить свою форму на странную, неожиданную, геральдически небывалую и явно надуманную фигуру...Украина под мудрым водительством своего гетмана Богдана Хмельницкого “бьет челом” Московскому Государю и отдается под его “высокую руку”. И на торжествах по этому поводу в Москве появляется вдруг новый, небывалый — трехглавый Орел... Корона объединяет эти три главы. На торжественном выходе в Архангельский Собор Тишайший Царь появляется со скипетром, увенчанным именно этим Орлом... Нигде нет следов, чтобы кто-нибудь и когда-нибудь обратил внимание на это редчайшее своеобразие русской государственной геральдики. Три главы нового Орла должны были знаменовать новый титул русского государя: ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ, и МАЛЫЯ, и БЕЛЫЯ РУСИ ЦАРЬ, ГОСУДАРЬ и САМОДЕРЖЕЦ”12.

Не вступая в полемику с В.Новиковым о геральдическом качестве трехглавого орла на скипетре Царя Алексея Михайловича, хочу уточнить описание этой символической фигуры: в навершии скипетра орел не только трехглавый, но в проекции сверху и трехкрылый, ибо это есть небольшое объемное трехгранное изваяние. Но в боковой проекции каждой из трех граней он выглядит двукрылым, а в сумме всех проекций он получается шестикрылым, подобно Серафиму — Силе Небесной, ограждающей Божий Престол. Любопытно, что спустя 250 лет такие же необычные орлы увенчали собой шатры над крыльцами храма Спаса-на-крови Царя Александра II в Санкт-Петербурге. Так народный мотив Пресвятой Троицы воплотился и в державной символике. Это еще раз свидетельствует в пользу того, что мы имеем дело с объединенным образом — в данном случае с соединением трех орлов, символизирующих и три Русских Царства, и Пресвятую Троицу, Неслиянную и Нераздельную... Это духовное свойство относится и к символике двух государственных орлов, образующих единое целое в орле двуглавом.

Согласно украинскому поверью, все орлы происходят от царей, то есть Царя Небесного и царей земных. Есть белорусский вариант народной загадки с двумя орлами: “Под дубом райским, под крестом царским два орла орлуют, одно яйцо балуют”13.И хотя исследователь А.В.Гура также относит эту загадку к Крещению, символика этого присловья шире: тут и Пасхальный мотив — яйцо, и священный мотив райского Древа Жизни, и “Крест — царей держава” присутствуют. Яйцо орлиное — тоже орел, следовательно и здесь обозначена тринитарность. Тут явно выражено образное народное понимание симфонии духовных и светских властей в едином мистическом действии державного строительства и бытования.

Как видим, в славянских верованиях орел — особо почитаемая, Божья птица. “Болгарское поверье приписывает орлу способность посещать горний мiр, а также спускаться в подземный мiр”14. Корни особого христианского почитания в народе безусловно идут из Священного Писания и Предания. Понимание орла как могучей Божьей птицы перекликается с подобным отношением к кроткому голубю, который символизирует Святой Дух. Именно поэтому убивать орла, как и голубя, у славян было строжайше запрещено, и нарушившему запрет грозили страшные мистические кары15.

Согласно “Симфонии на Ветхий и Новый Завет” (СПб, 1900), в Священном Писании орел и его признаки употребляются более тридцати раз, при этом едва ли только два раза орел упоминается в прямом “повествовательном” описании как просто птица (Лев. 10, 13-19 и Втор. 14, 11-13), в остальных же местах Библии орел употребляется исключительно в различных символических значениях.

Орел символизирует Самого Бога. Например, во Второзаконии мы находим образ Божьего попечения о Своем избранном народе:

...Часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распространяя крылья свои, берет их и носит на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с ним чужого бога. Он вознес его на высоту земли... (32, 9-13).

Или находим в Исходе: Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и перенес вас к Себе (19, 4).

Стремительный орел символизирует быстротечность жизни: дни мои... несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу (Иов. 9, 25-26).

Символизирует орел и суетность стремления к богатству: Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу (Притч. 23, 4-5).

Или тщетность человеческой воли и ума: По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет в скале, и ночует на зубце утесов и на местах неприступных. Оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко. Птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он (Иов. 39, 27-30). Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змеи на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице (Притч. 30, 18).

Или силу проклятия: Глаз насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери... сожрут птенцы орлиные (Притч. 30, 17).

Орел — символ скорби: Сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих; расширь из-за них лысину, как у линяющего орла (Мих. 1, 16).

Он же — символ духовной силы веры и физического обновления: Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся (Ис. 40, 30-31).

Зачастую орел служит выражению особых качеств человеческого характера: Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были (2 Цар. 1, 23).

Символизируются орлом быстрые, смелые, могущественные, воинственные и яростные народы, служащие орудием наказания Божия для прегрешившего Израиля: пошлет тебе Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши... (Второзак. 28, 49-50).

Или: В то время сказано будет народу сему и Иерусалиму:... и Я произнесу суд над ними. Вот поднимается он подобно облакам, и колесницы его — как вихрь, кони его быстрее орлов; горе нам! Ибо мы будем разорены (Иер. 4, 11-13).

Или: Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных (Плач. 4, 19).

Или: Как орел налетит на дом Господень за то, что нарушили завет Мой и преступили закон Мой! (Ос. 8, 1).

Или: Я воззвал орла с востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего (Ис. 49, 10).

Или для прегрешивших моавитян: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом (Иер. 48, 40).

С орлами сравниваются и конкретные народы. Например, халдеи: издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу (Аввак. 1, 8).

С орлом сравнивается гордый Едом: Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстила тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь (Иер. 49, 16).

С орлом сравнивается и сам Израиль: Вот, как орел, поднимется он и полетит, и распустит крылья свои над Восором; и сердце храбрых Идумеян будет в тот день, как сердце женщины в родах (Иер. 49, 22).

Орлу в загадке пророка Иезекиили уподобляется Вавилонский царь: большой орел с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пестрый, прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку, сорвал верхний из молодых побегов его и принес в землю Ханаанскую... (Иез. 17, 2-3).

Христос уподобляет орлам войска Рима при разрушении Иерусалима: где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24, 28).

Именно эти библейские сравнения тех или иных народов с орлом объясняют то, что эта могучая хищная птица издревле становится национальным символом различных государств. “Библейская энциклопедия” справедливо отмечает: “Орел является символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев (Саул, Вавилонский царь, Ионафан), так и целых царств и народов, как например Вавилонского, Египетского16. В свете этого совершенно понятно, почему орел становился государственным символом этих народов.

В Древнем Риме употреблялись одноглавые государственные орлы, но когда Император Константин Великий в четвертом веке образовал двуединую Западную и Восточную Римскую империю со второй столицей в Цареграде-Константинополе, вновь был использован древний объединительный символ — Двуглавый Орел.

Особняком в Библии стоят описания загадочных животных, представляющих полноту Божественной силы, действующей во вселенной, в книге пророка Иезекиили 1, 5 стих и далее и в Апокалипсисе 4, 7. Именно по этим животным четырех Евангелистов уподобляют этим загадочным существам, из которых многоочитый орел соответствует любимому ученику и брату Иисуса Христа Апостолу Иоанну Богослову.

Именно поэтому в Церковном Предании орел символизирует Епископа Церкви. Сейчас во время службы архиерею под ноги в особые моменты кладут коврик с изображением орла. Это — “орлец”. “Орлецом называется принадлежность архиерейского служения — круглый коврик с изображением орла с сиянием вокруг головы на фоне града-кремля с башнями и стенами”17.

“Иеродиаконы являются в храм до благовеста, приготовляют архиререйское облачение и прочие предметы, необходимые для служения, разстилают орлецы перед престолом, на амвоне, у Царских врат, на облачальном месте...”18

Современный исследователь древней символики Г.Романов пишет: “В соборе Святой Софии Константинопольской, а затем и в других византийских храмах стали устраивать из мрамора на полу образ пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. Позднее “камень” (амвон — А.Б.), с которого Ангел возвестил о Воскресении Спасителя, в Греции стали украшать изображением орла. Из императорских придворных церемоний был заимствован для обряда посвящения в сан Архиерея коврик с изображением первоначально двуглавого орла. Рисунок на церемонии посвящения должен был обозначать ангельскую благодать, дарованную Святителю, и показывать вверенный ему же град”19.

Патриарх Никон в 1657 году служил праздник Троицы вместе с Антиохийским Патриархом Макарием. “И облачась, стоят до входу на одном месте том, а под государем Патриархом орлец болшой, золотой двоеглавый”20.

Симеон Солунский, описывая хиротонию, так толкует эту служебную принадлежность: “[Епископ] стоит на написанном граде, который являет его епископство; на верху сего града изображено подобие орла, в знамение чистаго, праваго и высокаго богословия, что самое изображают на иконах сына громова, богослова, ученика, девственника и наперсника Христова (Святого Иоанна Евангелиста). Для выражения этой же мысли орел имеет сияние, как бы являя свет богословских знаний и благодатное дарование”21.

Солярный характер этого духовного символа — изображения орла на орлеце, отмечается не только светоносным нимбом вокруг головы, но и схематической конструкцией фигуры орла, который единовекторным поворотом головы, левого и правого крыла и изогнутого хвоста изображает собой солярную свастику, гаммированный крест.

Документально известно, что двуглавый орел был помещен на Патриаршем знамени и хоругви Патмосского Иоанно-Богословского монастыря. Апостол Иоанн Богослов окончил свои дни на острове Патмос, где ему и было знаменитое Откровение, именуемое Апокалипсисом. На основании этой новозаветной книги орел является иконографическим символом Евангелиста Иоанна, как человек (ангел), телец и лев символизируют остальных Евангелистов. Возможно, двуглавость символического изображения подчеркивала “многоочитость” этого таинственного существа. До сих пор в современной церковной символике Иерусалимского Православного Патриархата, в Греции, на Кипре при украшении церковной утвари часто используется двуглавый орел.

При Константине Великом двуглавый орел первоначально изображал единство Западного и Восточного Рима22, но постепенно стал символизировать симфонию государственных и духовных властей — Императора и Патриарха. По учению же Церкви — православный император или царь, то есть помазанник Божий, является “внешним епископом”, следовательно, и символом царя оказывается орел. Таким образом, соединение этих символов в одного орла дает символического двуглавого орла. В дальнейшем свойства государя переходят и на государство, а свойство архипастыря на Церковь, то есть симфония государства и Церкви также символизируется двуглавым орлом.

И вот эту глубочайшую символику пытаются грубо отвергать думские политики, говоря о “чернобыльском мутанте”. В иконографическом каноне есть, увы сейчас мало известная, икона Азовской Божией Матери. На ней Богородица Оранта — то есть молящаяся с воздетыми руками и Христом-Младенцем парящим на уровне Ее груди — тип иконы Знамения, так вот Богородица изображена на фоне двуглавого орла. Образ этот связывается со словами Апокалипсиса: Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужескаго пола. И даны были жене два крыла большаго орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змея и там питалась в продолжении времени, времен и полвремени. И пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей (Откр. 12, 13-16).

По толкованию Святителя Филарета Московского жена здесь символизирует саму Церковь, а пустыня и орел — Россию, с ее монастырями-п у стынями и государственными властями — защитниками Православия. Вот еще какое мистическое значение, по предположению Московского Святителя, содержится в этом великом символе.

В России двуглавый орел исторически свидетельствуется появлением в июле 1497 года на государственной печати Иоанна Васильевича III. На ней одна сторона изображала герб Москвы — конного Георгия Победоносца, поражающего дракона, а на другой стороне был двуглавый орел с царскими коронами на головах. Именно с этого момента двуглавый орел становится главным государственным символом России. В июле прошлого года официальные власти России отметили 500-летие этого Государственного герба. В Георгиевском зале Зимнего дворца была проведена выставка, посвященная истории древнейшего символа России. На выставке была представлена знаменитая печать Ивана III. Однако Карамзин датирует первое употребление двуглавого орла в качестве государственного герба Московского царства 1494 годом, то есть по Карамзину этот юбилей надо было отмечать тремя годами раньше.

Двуглавый орел стал печататься на монетах конца XV века. Там он изображен фронтально к зрителю с распростертыми крыльями и коронами на головах23.

Канон изображения двуглавого орла складывался постепенно, поэтапно. При Иване Грозном на разных изображениях Государственного герба орел иногда был только с одной (общей для обеих голов) короной с возвышающимся над ней православным крестом. Именно тогда происходит синергическое совмещение двух гербов — на груди орла появляется изображение древнего герба Москвы – поражающего змия Георгия Победоносца на коне, повернутом вправо от зрителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: