Тема. Пограничник с собакой. Тема. Барышня (по мотивам дымковской игрушки)

Тема. Пограничник с собакой

Задачи: учить создавать в лепке композицию из двух предметов, объединенных однимсодержанием, изображать эти предметы в определенном состоянии; передавать характерные особенности формы; устанавливать фигурки на подставке.

Оборудование: скульптура малой формы; глина, поворотный круг, стеки, влажные салфетки.

Ход занятия

Рассмотреть скульптуру малой формы. Выделить средства выразительности (соотношение предметов по величине, особенности одежды пограничника, движения собаки и пограничника, расположение фигурок на подставке и пр.). Предложить детям самостоятельно решить композицию, расположить фигурку на подставке. В ходе лепки следить, как работают дети, и помогать им наводящими вопросами, передавать особенности строения фигуры человека и животного, выбрать способ лепки.

В конце рассмотреть все фигурки, выбрать самые выразительные, передающие разное движение, особенности одежды пограничника, шерсть у собаки, характерные признаки породы, правильно расположенные на пластине.

Примечание. Прочитать детям рассказ о пограничниках, рассмотреть иллюстрации, скульптуру малой формы, уточнить, какие выразительные средства использовал скульптор.

Накануне занятия предупредить детей о том, что они будут лепить пограничника с собакой и предложить им подумать, в каком положении может быть пограничник и его собака, когда они находятся на посту.

 

Тема. Барышня (по мотивам дымковской игрушки)

Задачи: продолжать знакомить с дымковской игрушкой, видеть средствавыразительности (форму частей, пропорции, детали украшения);лепить дымковскую барышню с натуры из целого куска, передавать исходнуюформу (конус), полую форму (юбка), плотно примазывать руки, использовать дополнения(волосы – жгутики, шляпа или кокошник и пр.); учить сглаживать поверхность для последующей росписи.

Оборудование: дымковские барышни; глина, доски (или станки), стеки, влажные салфетки.

Ход занятия

Покачать способ лепки фигурки: сначала раскатать ком глины и получить конус. Затем отжать пальцами маленькую головку на тонком конце конуса, затем пояс. Юбку лепят полой: большой палец вставляется в основание конуса, и при медленном его вращении пальцами выравнивается юбка. Руки – столбики разделить пополам и плотно примазать к туловищу. Затем немного их согнуть. Показать, как из жгутиков сплести волосы.

Предложить детям рассмотреть дымковскую барышню, медленно поворачивая ее на станке для лепки.

Разделить ком глины: небольшой комочек оставить для «секрета», затем разделить на три части – большой комок глины и два небольших (для рук и кокошника, волос).

Дети начинают лепить. Уточнить последовательность лепки, помочь некоторым детям при необходимости.

В конце рассмотреть фигурки. Выделить четкую форму, пропорции, сглаженность поверхности, сходство с натурой. Вспомнить стихотворение о дымковской барышне.

Примечание. Предварительно провести выставку дымковских игрушек. Рассмотреть варианты изображения дымковских барышень, их форму, особенности строения, различия, дополнения к фигуркам (зонтик, собачка, муфта, шляпа и пр.).

Вариант 1. Для детей 6-7 лет дать более сложный способ лепки: юбку-колокол лепить отдельно, у овоида отжать небольшую часть для головы (получится кофточка и голова из одного куска), из столбиков – руки. Вес части плотно примазываются. Затем лепят дополнения (волосы, шляпа и пр.). Если есть оборки (фартук, украшение платья), раскатывается жгут, вкладывается во влажную салфетку и разглаживается, получается тонкая пластина. Затем она вынимается из салфетки, собирается с одной стороны, как оборка, прикладывается к юбке и плотно примазывается салфеткой. Так же делаются воланы на кофте, кокошник и пр.

Вариант 2. Для юбки скатывается шар, затем из него делают тонкий диск, который разрезают до середины и свертывают его, как кулек, соединяя концы, плотно примазывая и сглаживая поверхность. Затем выполняется последовательность, как в варианте 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: