Тема. Кружка
Задачи: учить рассматривать кружки, выделять особенности формы, детали (ручка, украшения: углубленный рельеф); создавать сосуд путем соединения лентообразной формы и диска: сопоставлять формы по величине, прочно соединять их между собой с внешней и внутренней стороны; прочно прикреплять ручку к основной форме; заглаживать поверхность, пользуясь влажной салфеткой, украшать стенкикружки рельефным узором (стекой).
Оборудование: кружки с разным узором; глина, доски, стеки, влажные салфетки.
Ход занятия
Перед лепкой вместе с детьми рассмотреть несколько кружек. Рассказать об особенностях формы, о том, как можно вылепить кружку. Напомнить о плотном соединении частей и предложить самостоятельно придумать узор.
При анализе работ обратить внимание на соответствие высоты и ширины пластины, прочность соединения частей, красоту узора.
Примечание. Предварительно организовать выставку кружек.
Проанализировать различия по форме, величине, украшению углубленным узором.
|
|
Если есть кружки с высоким рельефом, предложить детям украсить их нелепом. Если в детском саду имеется муфельная печь, работы можно расписать ангобом, просушить и обжечь.
Тема. Декоративная пластина. Первое занятие
Задача: научить создавать пластину, выравнивать ее стекой, приближая по размеру иформе к эскизу.
Оборудование: декоративные пластины и их изображения на иллюстрациях; глина, доска, стеки, эскизы у каждого ребенка, влажные салфетки.
Ход занятия
Предложить детям вспомнить о том, что говорили им о декоративных пластинах, еще раз посмотреть на свои эскизы и послушать, как нужно делать пластину. Предупредить, что на этом занятии они выполняют лишь часть работы – делают пластину, а рисунок и рельеф будут делать позже. Объяснить, что при изготовлении пластины на доску нужно положить лист бумаги (или ткань), чтобы глина не прилипала.
По форме и размеру пластина должна соответствовать эскизу. Показать готовый эскиз. Затем взять ком глины, положить на доску и ладонью или кулаком ударить по глине так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см (отбивать глину рекомендуется для придания формы и для того, чтобы из глины вышел воздух, так как в противном случае во время обжига пластана разорвется). Показать, как пластина выравнивается стекой (или линейкой) и становится по форме похожей на эскиз: стекой по линейке отрезаются лишние края планы. После объяснения предложить детям посмотреть на свои рисунки и начать работу. Лучше дать детям два одинаковых по форме листочка: один для лепки определенной формы пластины, второй с готовым эскизом, который они позднее обведут карандашом, чтобы рисунок остался на пластине.
Дети лепят пластину (глина выйдет за края формы листочка), потом стекой по линейке придают необходимую форму.
В конце дети рассматривают изделия, определяют соответствие формы пластины эскизу.
Заготовленные пластины пометают в полиэтиленовый мешочек, чтобы они не высохли до следующего занятия.