Тема. Мальчик
Задачи: учить рассматривать игрушку, выделять основные части, их форму и строение; лепить фигуру мальчика, передавать строение, используя пластический способ:туловище и ноги из одного куска; плотно примазывать части, дополнять изображение.
Оборудование: игрушка; глина, доски, стеки, влажные салфетки.
Ход занятия
Рассмотреть игрушку, выделить основные части (голову, туловище, руки, ноги). Уточнить, как можно слепить фигурку мальчика (по частям). Показать способ лепки по-новому: из большого куска слепить столбик. Стекой провести линию до середины столбика, наметить ноги. Скатать шар для головы и столбик для рук. Все части плотно соединить, примазать пальцем. Из маленьких шариков сделать ладони, ботинки. Разделить глину: маленький кусочек оставить для «секрета», большой – для туловища и ног, комок для рук (столбик), комок для головы (шар), маленький комок оставить для ладоней и ботинок, который потом разделить на две части.
Начинать лепить с самой крупной части (туловища и ног). Вылепив все части, соединить их, плотно примазывая. Из «секрета» можно вылепить шапку, глаза, рот (из тонкого жгутика), нос (прищипнуть глину), пуговицы и пр. Предложить передать движение рук.
В конце рассмотреть работы. Выбрать самые выразительные фигурки, интересные дополнения.
Примечание. Рассмотреть фигуры мальчиков в длинных брюках, выделить основные части.
Тема. Посуда для кукол (чашка, блюдце, сахарница, чайник)
Задачи: учить лепить посуду – чашку и блюдце, из шара – полую форму, плотнопримазывать части (ручку), блюдце (шар расплющивать и пришипывать края); украшать изделия узором стекой.
Оборудование: кукольная посуда; глина, доски, стеки, влажные салфетки.
Ход занятия
Устроить выставку кукольной посуды. Рассмотреть ее, уточнить названия (чашка, блюдце, сахарница, чайник). Уточнить, из какой формы можно вылепить чашку, блюдце.
Подвести к тому, что их можно слепить из шара. Попросить детей показать движения рук в воздухе. На заготовленной форме (шаре), показать способ лепки: взять шар в левую руку, большой палец правой руки вставить в шар и, медленно, его поворачивая, прищипывать края, создавать полую форму. Слепить по подсказке детей блюдце (шар расплющить и прищипнуть пальцами края диска) и ручку (раскатать тонкий жгутик и присоединить его к чашке).
Разделить. ком глины: маленький комок для «секрета», кусочек – для ручки, большой комок глины разделить на две части – для чашки (большой) и для блюдца (поменьше).
Слепить два шара, большой и маленький. Из большого шара сделать чашку. Затем слепить ручку и примазать к чашке. Из шара поменьше слепить диск – расплющить шар между ладонями и пальцами прищипнуть края. Готовые изделия украсить стекой (точками, черточками). Тем детям, которые справились с заданием, предложить из «секрета» вылепить угощение для кукол (кто что хочет).
В конце рассмотреть чашки вместе с куклой, выбрить самые красивые, украшенные, посмотреть, какие Дополнения слеплены.
Примечание. Накануне организовать игры с куклами и посудой. Рассмотреть посуду, выделить характерные признаки у каждой формы (ручки, носик, крышка и пр.).
По такому же типу провести лепку чайника, сахарницы, корзинки с грибами и др.
Список использованной литературы
1.Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с. (Детский сад с любовью).
2.Косминская В.Б., Хшеюва Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей М 1981.
3.Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М, 2005.
4.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхшш Г.В. Лепка в детском саду. М, 1986.
5.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.
6.Хашова-Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Альбом для детскогохудожественного творчества для детей 2-7 лет. В 3 ч. М., 2009.