Очерк 7. ЭМПЕДОКЛ
Эмпедокл (ок. 484 — 424 до н. э.), уроженец сицилийского города Акраганта (Агригента), был врачом и политиком, писал поэмы, трагедии, политические сочинения; был отменным оратором (Аристотель считал его основателем риторики). Поначалу он входил в сообщество пифагорейцев, но был изгнан из него за разглашение пифагорейских таинств.
По словам Аристотеля, Эмпедокл был свободолюбив и чуждался всякой власти. В политической деятельности был приверженцем демократии и противником тирании. Когда в Акраганте стали замечаться зародыши тирании, Эмпедокл убедил сограждан покончить с распрями и блюсти между собою равенство. Жителей своего города он резко критиковал за тягу к роскоши: «они едят так, словно завтра умрут, а дома строят так, словно будут жить вечно!»
Но если в политической деятельности Эмпедокл был скромным и умеренным, то в проявлении других своих талантов он был, как считают, хвастливым и тщеславным. По некоторым сведениям, он стремился внушить окружающим представление о себе как о божестве. Известно такое его обращение к согражданам: «Привет вам, я уже для вас более не человек, а бессмертный бог».
|
|
Эмпедокл старался и внешне выделиться: облачался в пурпурный плащ, «подпоясывался золотым поясом, носил медные сандалии и дельфийский венок; длинноволосый, всюду сопутствуемый служителями, с виду он был всегда сумрачен и всегда одинаков. Таким являлся он к гражданам, и, кто встречал его, тот усматривал в этом знак царственного величия» [1].
Но о том, что Эмпедокл действительно необыкновенный человек и не случайно заслужил почет и вызывал восхищение, говорили некоторые его дела.
Известен такой эпизод: один юноша бросился на гостя Эмпедокла с обнаженным мечом, чтобы убить его, тогда Эмпедокл заиграл особенно нежно в это время на лире и «таким образом спас своего гостя Анхита от смерти, а юношу от убийства» (Ямвлих).
Но есть истории более исключительные.
Так, пишет Диоген Лаэртский, когда сильные ветры срывали плоды с деревьев, «он приказал содрать кожу с ослов и сделать меха, которые он расставил вокруг холмов и горных вершин, чтобы уловить ветер; и ветер унялся, а Эмпедокл получил прозвание «ветролова».
Благодаря своим медицинским познаниям, Эмпедокл сумел остановить эпидемию малярии в одном из городов, приказав пробить скалу, что позволило северным ветрам проникнуть в город, и это привело к оздоровлению атмосферы.
Когда от вредных испарений реки (в реку сбрасывались нечистоты) начали умирать люди, Эмпедокл придумал подвести туда две соседние речки, и вода, смешавшись, стала здоровой.
Современный русский философ В. Подорога высказывается в том плане, что у каждой философии есть свой архитектонический идеал и свои философские реквизиты: Диоген и бочка, Эмпедокл и вулкан, Кант и шпиль, венчающий собор, Киркегор и гора Мориа, Хайдеггер и «хижина», Ницше и ледниковые пропасти Верхнего Энгадина [2].
|
|
«Эмпедокл и вулкан» ‑ это вошедшая в историю культуры «ландшафтная» формула смерти и бессмертия философа.
Диоген Лаэртский собрал разные версии смерти Эмпедокла. Одна версия такова. Однажды Эмпедокл спас бездыханную в течение тридцати дней женщину и по поводу этого спасения устроил жертвоприношение, созвав своих друзей. После пира гости ушли спать под деревья на краю поля. Утром Эмпедокла нигде не было, и как его ни искали, не нашли. Один из слуг сказал, что в полночь он слышал сверхчеловеческий громкий голос, призывавший Эмпедокла, но, вскочивши, он увидел только небесный свет и блеск огней. Поиски Эмпедокла ни к чему не привели. После этого все решили, что Эмпедокл был призван богами, сам стал богом и в честь него теперь следует в этот день раз в год совершать жертвоприношение.
Другая версия, на которой настаивал один из приглашенных на пир друзей Эмпедокла, ‑ Эмпедокл отправился после жертвоприношения на Этну, а там бросился в огнедышащее жерло вулкана, чем он хотел укрепить молву, будто он сделался богом. Доказательством этой версии была сандалия, которую вулкан выбросил, ибо сандалии у него были медные.
Были сомневающиеся в обеих версиях, так как считали, что Эмпедокл был склонен к театральным напыщенным деяниям и что «смерть» ‑ одно из них, иными словами, всего лишь мистификация, а Эмпедокл просто уехал в Пелопоннес, где и умер, но неизвестно, как и когда. Существовали рассказы, что Эмпедокл, упав с колесницы, получил тяжелый перелом ноги и в результате этого умер.
Жиль Делёз, французский философ-представитель постмодернистской философии, в книге «Логика смысла» пишет о том, что истории, рассказанные Диогеном Лаэртским, являются своеобразными «анекдотами мысли», к каковым, безусловно, может быть отнесена история Эмпедокла и Этны. Она не слабее, считает Делёз, истории про смерть Сократа, но вся суть в том, что ее воздействие относится к иному измерению. Эмпедокл – в ряду философов-досократиков, которые еще не знают «дороги вверх», не обладают в мысли крыльями платоновской души, а ищут причины бытия «внутри бытия», в его «недрах»: «Они искали тайну воды и огня, и, подобно сокрушающему статуи Эмпедоклу, они философствовали молотом — молотом геолога и спелеолога. С потоками воды и огня вулкан выбросил все, что осталось от Эмпедокла — его свинцовую сандалию» [3]. Сандалия Эмпедокла доказывает, что «Эмпедокл от земли, из-под земли»…
Другой французский философ ХХ века Г. Башляр писал в книге «Психоанализ огня» о «комплексе Эмпедокла» – особой «смертельной» завороженности огнем и в этой завороженности возникающем желании одновременного обновления и подведения итога жизни или ее этапа. Достаточно, пишет Башляр, погрузиться в грезы возле огня, чтобы в воображении возникли вулкан и жертвенный костер. «Соломинка, летящая в струе дыма, способна подтолкнуть нас навстречу судьбе! Можно ли найти более убедительное доказательство того, что созерцание огня обращает нас к самим истокам философской мысли? Если огонь – явление в сущности редкое, исключительное – был принят за один из основных элементов Вселенной, то не потому ли, что в нем – одно из начал мышления, ценнейший источник фантазии?» [4].
Великий немецкий поэт Гёльдерлин (1770-1843) в незаконченной трагедии «Смерть Эмпедокла» трактует смерть философа как «космическое прельщение»: выбирая смерть в жерле Этны, Эмпедокл растворяется в чистой стихии Вулкана и воссоединяется с Космосом.
|
|
«Жизнь вопрошал ты. Словно в ответ тебе,
Из глубины священный огонь блеснул,
И ты, обуреваемый жаждой,
Бросился в пламя шумящей Этны.
Не так ли в час надменности царственной
Царица скрыла в кубке жемчужину?
Все, чем ты был и горд, и славен
Всё растопилось в сей бурной чаше…»
Космос (Абсолют, божество) прельщает, взывает, и, откликаясь на зов космоса, Эмпедокл утверждает собственную силу – силу своей веры и своего разума. Смерть философа становится у Гёльдерлина космической смертью-воссоединением или смертью-рождением, переходом в иное качество.
И еще один французский философ ХХ века М. Фуко объяснял, почему так привлекает смерть Эмпедокла, например, поэта Гёльдерлина, ‑ этот, говоря словами Ж. Делёза, «анекдот мысли» («Эмпедокл и вулкан») позволяет прозреть то пограничье, за которым ‑ конец бесконечности на земле, «суровый закон предела», вторжение конечности бытия [5].
Эмпедокл увлекал Ф. Ницше как творец легенд о себе и как человек, который мог увлечь за собой толпу.
В знак особых заслуг жители Акраганта поставили в честь Эмпедокла статую. Такую же статую поставили и в Риме перед сенатом. В честь Эмпедокла чеканили монеты с его изображением.
Эмпедокл – создатель оригинального учения о космосе, основные положения которого были изложены поэтически. В античности были известны два больших стихотворных произведения Эмпедокла: «Очищение» («Об очищении») и «О природе». Оба произведения содержали более 5000 стихов (строк). Сохранилось посредством цитирования другими античными авторами лишь 450.