II. Учение о Космосе

Для первых философов Космос – это единое, живое, структурированное (из чего-то – число, частицы, огонь, и т.д. ‑ состоящее) тело. Обоснование структурности Космоса и космоса как живого организма – это учение Эмпедокла.

Учение об элементах

Эмпедокл сформулировал теорию четырех начал или, как он назвал их, «корней» вещей (Аристотель позднее назвал их элементами). Эти четыре начала или четыре стихии (корня, элемента) – вода, воздух, огонь и земля. (В принципе, этими же четырьмя стихиями, вернее, четырьмя состояниями вещества, пользуется и современная наука: твердое ‑ «земля», жидкое ‑ «вода», газообразное ‑ «воздух» и плазма ‑ «огонь».) Имена богов являются аллегориями четырех «корней»: Зевс – огня, Гера – воздуха, Гадес – земли, Нестида – воды.

Эти четыре начала никто не сотворил и никто не может уничтожить: «Четыре элемента первичнее бога, боги также они».

Любовь и Вражда

Но четыре стихии или начала сами по себе пассивны. Нужны силы – силы Любви и Вражды, чтобы путем смешения и разъединения возникло все многообразие окружающего мира. Любовь и вражда являются также основными началами (принципами), производящими все изменения в мире.

Любовь и Вражда попеременно доминируют, что напоминает движение маятника: любовь — ненависть, любовь — ненависть и т.д.

Качнется маятник в одну сторону – главенствуют соединительные процессы, завершающиеся образованием-слиянием в Одно, в бескачественный Шар (Сферос) – «Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться, кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась» [6].

Любовь – это мир, отсутствие Раздора или Вражды; состояние первобога и первомира, когда мир предстает в виде единого нерасчлененного, плотного Шара. «Этот шар отовсюду равен себе самому» мир как смесь элементов и сверх того совершенный шар, в который все они разрешаются. Любовь сливает вокруг себя четыре стихии в Единство. Вражда отступает и лишь снаружи облегает мировой шар.

Любовь ‑ э то первая стадия космоса, на которой космос представляет одно «тело без органов», «отлитое из одного куска», идеальное тело, наисовершеннейшую смесь элементов – Шар (Сферос). Эта стадия ‑ настоящая гармония. [Можно представить себе этот этап в виде окружности (Единое), радиус-стрела (Любовь) которой направлена вовнутрь окружности.]

Вот как сказано у Эмпедокла про этот Сферос:

 

«Там ни быстрых лучей Гелиоса узреть невозможно,

Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:

Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился

Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос» [7].

 

Но маятник качается в другую сторону — мир переходит к хаосу и беспорядку. Вторая стадия развития космоса начинается с возникновения единичных, отдельных вещей. Это возникновение вызвано постепенным приходом Вражды, которая стремится вытеснить Любовь. Основные стихии в этом периоде еще частично соединены и в то же время частично разделены.

Шар постепенно разделяется, распадается, разлетается в разные стороны – наступает царство Вражды, которая разобщает и сталкивает друг против друга четыре стихии. Четыре элемента остаются неизменными, «непрерывно и вечно тождественными» себе, но они становятся «разными-на-вид» вещами, как бы пробегая друг сквозь друга. Это третья стадия – победа Вражды. Именно на этой стадии носятся «головы без шей, руки без плеч, глаза без лица». Любовь вытеснена из мира и существует как потенция где-то на обочине. Стихии в этот период более или менее разделены. Любовь оттеснена наружу и ждет своего часа. (Представим опять окружность, начерченную пунктиром, поскольку она как бы рассыпается, с радиусом-стрелкой, направленной во вне.)

А потом все повторяется в обратном порядке. Четвертая стадия ‑ возврат власти Любви, которая опять соединяет стихии. «Насколько постоянно устремлялась она [Вражда] вовне, настолько постоянно наступало краткое, божественное стремление безупречной Любви».

Любовь и Вражда определяют не просто жизнь Космоса, но определяют и проявляются в жизни людей. Под действием Любви (космической силы) расцветают все жизненные силы человека, люди «испытывают любовные помыслы и совершают дела дружбы». И наоборот, под влиянием Вражды среди людей начинаются распри, на них обрушиваются всяческие несчастья.

Итак, есть 4 элемента и 2 силы (Любовь и Вражда), из которых одна – соединяющая, а другая – разъединяющая. Элементы не возникают и не погибают, они только вступают в разные соединения, откуда и происходят вещи. Любовь и Вражда – бессмертны как «первичные силы», «причины», «причинные основы». Они вполне материальны, как материальны вода, огонь, воздух и земля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: